Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей


Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей

Комелькова Ольга Валентиновна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Лабытнанги

 

Нравственность служит для того,

чтобы человеческому обществу подняться выше.

В. И. Ленин

 

Нравственность – это, несомненно, самое важное в жизни;

она, возможно, сама воля к жизни.

Т. Манн                                            

Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Поэтому одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека, как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности.

Основной целью программы духовно-нравственного развития и воспитания является формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Задачи программы включают:

– формирование способности к духовному развитию;

– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

– принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.

В области формирования социальной культуры задачами являются:

– формирование основ российской гражданской идентичности;

– пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;

– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами;

– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

– формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры задачами являются:

– формирование отношения к семье как к основе российского общества;

– формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям;

– формирование осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы).

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России:

  • человеколюбие
  • справедливость
  • личное достоинство

 

  • честь
  • совесть
  • воля

 

  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

 

Новые современные условия заставляют пересматривать прежние позиции в духовно-нравственном воспитании, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Создание толерантной образовательной среды – это главное условие для развития высокого духовно-нравственного сознания и межэтнической толерантности обучающихся. И в моём представлении толерантная образовательная среда выглядит следующим образом:

Толерантная образовательная среда

Наша школа – это многонациональное государство. В классах занимаются дети разных национальностей: татары, украинцы, коми, чуваши, узбеки, азербайджанцы, русские… А я сама-белоруска. Такая мозаика нашего коллектива помогает жить интересно и увлекательно, осуществляя одну из основных ценностей православия – любовь к ближнему.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Речь здесь может идти, конечно же, не о «наборе» мероприятий, а о целостной воспитательной структуре с продуманным содержанием, стратегией, тактикой. Данный процесс я строю с учетом следующих принципов:

– принцип доступности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип сознательности, активности обучающихся;

– принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

– принцип опоры на положительные качества в человеке;

– принцип включения в деятельность.

Все мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственных ценностей и толерантности у обучающихся, я делю на блоки:

  • Гуманизм: Я - человек.
  • Поликультурность: Я – гражданин.
  • Духовность: Я – совесть.
  • Народность: Я – русский, татарин, ненец…
  • Толерантность.
  • Культуросообразность: Я – культура.

 

  • Природосообразность: Я – природа.
 

На этапе знакомства с культурными традициями народов на первый план выходят мотивация и познавательная активность школьника, эмоциональное насыщение содержания деятельности, создание творческой атмосферы, постановка проблемных вопросов. Беседы, тематические классные часы, конкурсы, игры, выставки, праздники способствуют вовлечению учащихся начальной школы в межкультурный диалог в ходе урочной и внеурочной деятельности, которая осуществляется в тесном взаимодействии с учреждениями города: Центральной библиотекой, Центром детского творчества, Центром технического творчества, Школой искусств.

Учебная часть.

▪ Математика (2 класс): Старинные русские меры расстояний, длины, веса. История метрической системы мер и весов.

▪ Музыка (1-4 классы): Разучивание русских народных песен. Разбор и классификация народных песен.

▪ Физическая культура. Народные игры и их физкультурное значение.

▪ Изобразительное искусство и художественный труд: Разделы «Народные сказки», «Народные игрушки», «Национальный костюм», «Народные промыслы». 

 ▪ Основы религиозных культур (4 класс).

Внеурочная деятельность:

Кружковая деятельность (1-4 классы): «Тропинка к своему Я», «Уроки нравственности», «Занимательный русский язык», «Театр», «Здоровье – здорово!», центр технического творчества, центр детского творчества, образцово-танцевальный коллектив, ансамбль губернатора «Палитра», спортивный корт «Кристалл».

Спортивные секции: лыжная школа А. Ахатовой, спортивный комплекс «Олимпийский», «СОК».

Традиционные общешкольные праздники: «Неделя Толерантности», «Масленица», «Пасха», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём», «День Здоровья».

Коллективно-творческие дела: «День пожилого человека», «Делай добрые дела», конкурсы рисунков, поделок, чтецов, выпуск стенгазет и плакатов, экскурсии в краеведческий музей.

Экскурсии по городу и на предприятия местного масштаба.

Работа с родителями. Лекции, беседы о народной педагогике; привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников, соревнований, мастер классов и т.д.; помощь в исследовательской, проектной деятельности.

Создание единой культурно-образовательной среды (детский сад, школа, муниципальные и школьная библиотеки, центры детского творчества, центры технического творчества, спортивные комплексы): сотрудничество педагогов, учеников и родителей возможно при взаимной заинтересованности сторон, обоюдной ответственности за результат воспитания. На первом году обучения и воспитания в школе я стараюсь вовлечь ребят в новую для них школьную деятельность, формирую доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса – учеником и учителем, учеником и сверстниками, т. е. организую успешную адаптацию к школьной жизни, создаю предпосылки для формирования классного коллектива, детской организации.

К активному участию в жизни класса и школы привлекаю и родителей. С этой целью провожу:

▪ индивидуальные беседы по темам: «Твоё настроение», «Кто твои друзья?» «Почему у тебя плохое настроение?», «Как стать добрее?» и др.

▪ классные часы на темы: «Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе), «Права и обязанности ученика в школе», «Конституция – главный Закон страны», «Дом, в котором я живу», «Праздник твоего имени», «Мои родные» и др.

▪ праздники: «Посвящение в первоклассники», «Праздник музыки», «Папа, мама, я – дружная семья», «Про волшебное слово и многое другое».

Игра – эффективное средство формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Уже в первые дни обучения на предложение «Представьте себе, что все люди одинаковы…» первоклассники не задумываясь отмечают тот факт, что в мире было бы неинтересно жить. А ещё хуже было бы, если бы все мыслили одинаково. Так чем же люди отличаются друг от друга? И как здорово, когда маленькие первоклашки называют только внешние отличия (цвет волос, кожи, разрез глаз, рост и др.) и языковые.

Участвуя в игре «Мы разные», ребята рассказывают, какой они национальности. Особую гордость принадлежности к национальности ТАТАРИН выражает один из обучающихся. Он демонстрирует знание языка, и ребята с восхищением слушают его. А во время перемены просят научить некоторым словам, делятся тем, что они любят, умеют, о чем мечтают.

Такие игры позволяют первоклассникам сделать вывод о том, что мир очень разный, разноцветный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое и мечтает по-своему.

На вопрос «Зачем ребенку дают имя?», малыши сначала задумываются, а потом дают уверенные ответы…. Значит – жизнь начитается с нашего имени!

 А как здорово, когда мальчики к празднику 8 Марта готовят для девочек сюрприз в виде Тайны имени. И девочки узнают, что Дарья трактуется как «добрая». И наша Даша становится ещё добрее. А Лера, услышав трактовку своего имени как «рождённая здоровой и сильной», записывается в лыжную секцию. Виктория – это Победа. И наша Вика мобилизуется и становится призёром конкурса чтецов «Экология души».

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. И считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы обсуждаем события, которые происходят в мире, в стране, в городе, делимся впечатлениями, мыслями, оцениваем поступки людей, ставим себя на место других.

Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он любил ту землю, на которой родился, ту страну, в которой живёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, возможно, более важная, чем обучение.

 Для воспитания этнокультурного сознания и межэтнической толерантности можно использовать материал любого учебника. Так, в учебнике по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, в теме «Россия – многонациональное государство» мы организуем экскурс в историю костюма, знакомимся с национальной кухней разных народов, разгадываем загадки, читаем пословицы и поговорки народов нашей страны, знакомимся с традициями и обычаями. В разделе «Путешествие по городам и странам» по теме «Золотое кольцо России» урок строю так, чтобы вызвать гордость за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать и иностранные туристы. Такое путешествие приобщает не только к прекрасному, но и помогает много узнать об истории нашего государства.

Тема войны – это особая тема в воспитании молодого поколения. Ежегодно мы с учениками встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, слушаем рассказы о детях войны, читаем стихи, поём вместе с гостями военные песни.

С гордостью и нежностью писала в своём сочинении ученица 4 класса о своём прадедушке. С большой ответственностью и чувством долга несла портрет деда в «Бессмертном полку».

Чёрно-белые фотографии военных лет многое значат и для самого юного поколения… Ведь на них прадеды наших ребят, молодые лица солдат, с улыбкой смотрящие на своих правнуков. И ребята гордятся тем, что фотографии и письма родных с фронта сохранились, как частичка героической истории их семьи.

Затихают ребята и в моменты, когда одноклассница читает стихотворение о Хатыни. И так проникновенно девочка передаёт чувство горя, страха, беды, что слёзы появляются и на глазах у мальчишек. И неважно, какое место на конкурсе может занять ученик, важно то, что он проникся событиями того страшного времени, он сострадает, переживает…

Сравнивая фотографии детей в мирное время и детей военных лет, ученики видят страх в широко раскрытых глазах, худые и грязные лица, и одежду не с детского плеча, а старую поношенную телогрейку, под которой прячется изможденное детское тельце. Такие беседы заставляют ребят задуматься над тем, как же надо относиться к хлебу, которого так не хватало в годы войны, и который был самым вкусным лакомством для всех…

Традиционными стали встречи с ветеранами Великой Отечественной, тружениками тыла, с теми, кого в годы войны называли «дети войны». Такие встречи проходят на высоком эмоциональном подъёме. Ребята любят слушать рассказы гостей, задают много вопросов. А встречи с хором ветеранов «Рябинушка» ребята ждут с особым нетерпением – петь вместе военные песни доставляет удовольствие всем. Такие встречи воспитывают у ребят уважение к героическому прошлому нашей страны, уважение к старшему поколению.

А на вопрос «Почему же советские люди победили в Великой Отечественной войне?» сначала наступает тишина, а потом звучат обдуманные ответы ребят: были дружны, заботились друг о друге, не бросали товарищей в беде, делились последним куском хлеба и всегда помнили о погибших. И никто не думал о национальностях, все знали, что войну выиграл народ.

Готовясь к Международному Дню Мира, ребята вырезали голубей – символов мира, но на этот раз эти белокрылые птицы должны были унести в небеса частичку тех, кто воевал и погиб за мир на земле. А когда звучит набат, напоминающий о минуте молчания, мои малыши взрослеют.

Минута молчания… Это так мало и так много… И за эту минуту ребята становятся другими: серьёзными, сосредоточенными. Жаль, что за последнее время таких минут становится всё больше и больше. И сотни погибших людей… Обсуждая страшные события о разбившемся в небе над Синаем авиалайнере Шарм-эль-Шейх, взрыве в метро Санкт-Петербурга и другие, ребята непривычно тихи, дают возможность высказаться товарищу, никто никого не перебивает… И вдруг один из ребят предлагает почтить минутой молчания тех, кто погиб… И наступает минута тишины… К таким минутам нельзя привыкнуть. Но они говорят сами за себя – растут достойные, умеющие разделить чужое горе, ЛЮДИ.

И тогда у меня невольно рождаются строки:

Сегодня на душе тоска

И боль не унимается в груди.

Сегодня все каналы по ТВ

Оповестили о трагедии страны.

Ушли из жизни те, кому бы жить,

Судьба жестоко с ними обошлась.

 

А ведь они, надеялись любить

Растить детей, работать и мечтать.

Прервались жизни маленьких ребят,

Отцов, подруг, сынов и матерей

И все сегодня в мире… все скорбят…

По пассажирам рейса ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ…

Учителю небезразлично, какими станут его воспитанники. Учитель проявляет неравнодушие к тому, что происходит в мире, в родном городе, в школе, в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

Толерантность… С этим понятием обучающиеся знакомы с первого класса. Любой из ребят знает, что это слово объединяет доброту души, уважение, терпение, дружбу, сострадание, милосердие… И подтверждают своими делами. Мы участвуем в благотворительных ярмарках-распродажах, перечисляем деньги, вырученные от распродажи кулинарных изделий, изготовленных нашими мамами, на счет болеющих серьёзными заболеваниями людей в нашем городе. По решению родительского собрания каждая семья ежемесячно делает взнос в фонд «Милосердие» для больных детей.

Традиционная школьная «Неделя толерантности» позволяет нам познакомиться с бытом, традициями, языком, достопримечательностями соседних с Россией государств. Так, изучая Беларусь, ребята узнали много интересного об истории этого государства, его народе, культуре. И как результат: ребята достойно представили Беларусь на «Неделе толерантности». Огромную помощь в подготовке нам оказывали родители, тем самым поддержав ребят в стремлении знакомиться с другими культурами.

Классный час «Земля, Вода и Я» ставит перед ребятами проблему сохранения водных ресурсов нашей планеты. Сигнал SOS от обитателей водоёма заставляет ребят принять решение о помощи. Работая в группах, обучающиеся решают поставленные задачи посредством постановки опытов, расследований и умозаключений. И благодаря их слаженным и умелым действиям, погибающий водоём снова оживает, и природа говорит ребятам «СПАСИБО»! Такие классные часы воспитывают в ребятах желание бережного отношения к окружающей природе, умение видеть и находить пути решения трудных жизненных проблем, желание прийти на помощь.

Экскурсии в Кернохранилище, муниципальные библиотеки, в музей, походы, тематические классные часы и праздники стали постоянными спутниками нашей школьной жизни. И самыми надёжными помощниками в жизни класса являются наши родители.

Одной из задач, поставленной передо мной, является воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Данная задача реализуется посредством

– совершенствования педагогического процесса, предполагающего интеграцию обучения и воспитания; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеурочную деятельность; создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики;

– повышения компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами;

– создания условий для самовыражения и самоопределения учащихся, которые строятся на основе диагностики склонностей, способностей и интересов учеников; развития самоуправления учащихся; расширения сети кружков по интересам.

В общении с детьми я придерживаюсь следующих правил:

• мотивация ребёнка на положительные решения, действия, поступки;

• умение выслушать ребенка до конца;

• умение организовать сотрудничество;

• обеспечить открытость и доступность в общении с окружающими.

Любая деятельность должна привести к личному успеху, быть полезной и нравственно значимой для детей. Ведущие виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. Отношения всех участников учебно-воспитательного процесса должны строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Реализация этнокультурного компонента способствует

– полному представлению богатства национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка и литературы, социальных норм поведения, духовных целей и ценностей;

– углубленному изучению русского языка через его историю, связь с литературой, культурой;

– последовательному приобщению школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

– воспитанию образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;

– интегрированию традиционных учебных предметов;

– развитию экскурсионной и исследовательской работы младших школьников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание на основе традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев, любить Родину, свою семью и природу.

И я уверена, что от того, как мы воспитаем души наших ребят, зависит их жизнь, их счастье.

 

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания младших школьников.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007. – № 7.
  3. Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2003. – № 5.
  4. Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996.
  5. Панченко Т. М. Школа как институт социализации // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – № 1.  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko_School-Socialization

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт