Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.
Альберт Швейцер
Знания о природе, воспитание любви и бережного отношения к ней всегда прививались детям с дошкольного возраста. Но с появлением современных проблем взаимоотношений человека с окружающей средой появилась необходимость создания условий для формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. На протяжении нескольких лет все больше стран, в том числе и Россия, присоединились к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциальные экологические программы, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга», «Истоки»), публикуются разнообразные методические разработки. Организуются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996 г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей». Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.
В настоящее время содержание образовательного процесса в МБДОУ «ЦРР-д/с «Белоснежка» п. Пурпе-1 осуществляется по основной общеобразовательной программе детского сада, в основе которой положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Л.А.Парамоновой, г. Москва, 2011 год), где экологическое образование пронизывает различные ее разделы, наиболее полно проявляясь в разделе «Природа и ребёнок». Такой подход отражает идею экологизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении, а не выделяет «Экологию», как отдельное направление.
Раздел «Ребенок и природа» предполагает формирование действенного бережного и ответственного отношения ко всему живому. Реализация данного раздела с детьми 5-7 лет осуществляется через программу экологического образования дошкольников «Наш дом – природа», автор Н.А.Рыжова. Основная цель экологической программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, окружающий мир и бережно к ним относиться. Базовый компонент программы конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем: « Я и природа», «Вода», «Воздух», «Солнце», «Камни, песок, глина», «Почва», «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа».
Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста свои первые азы знаний о природе, а также первые навыки экспериментирования и наблюдения получают на «Экологических минутках».
Систематически в течение года организуются следующие формы работы с детьми: экологическая неделя, акции в защиты растительного и животного мира, выпуск плакатов, газет, листовок в защиту природы, познавательные викторины и состязания экологической направленности, постановка и показ экологических сказок. С детьми старшего дошкольного возраста организуются научно-исследовательские проекты, опыты, экспериментирование, экскурсии в «Музей Севера», «Музей космоса», организуются развлечения к экологическим праздникам «День рождения Земли», «День птиц», «День охраны окружающей среды», читательские гостиные и т.д. (Фото 1-4)
Традиционными в ДОУ стали детско-родительские конкурсы и конкурсы среди групп ДОУ: «Лучшая кормушка», «Вырасти цветок своими руками», «Лучший уголок природы», «Календарь природы» и т.д.
Не первый год реализуется долгосрочный проект «Экологическая тропинка на территории ДОУ».
В рамках дополнительного образования по экологии в детском саду функционируют кружки «Почемучки» и «Краски Ямала». На заседаниях кружка «Почемучки» дошкольники получают знания о природных компонентах (почва, камни, песок, глина и т.д.), об их свойствах в процессе поисковой, исследовательско- экспериментальной деятельности через несложные опыты и эксперименты, которые плавно переходят в игру. Но, конечно, знания не ставятся на первое место, прежде всего главное в этом возрасте привить детям любознательность, желание как можно больше узнать об окружающем мире и о том, что и как в нем происходит, а также привить любовь, интерес и уважение к природе. Как гласит древняя мудрость: «Люди могут забыть то, что вы им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали».
Развитие художественных, творческих способностей через знакомство с природой, культурой, бытом коренных народов Крайнего Севера (Ямал) и проблем их жизнеобеспечения осуществляется посредством кружка «Краски Ямала». Для работы в данном направлении в ДОУ оформлен «Музей Севера», который дает возможность наглядно ознакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей. (Фото 5-7)
Действительно, одной из важнейших предпосылок экологического обучения является создание среды, в которой ребенок проводит длительное время. Она должна соответствовать принципам, которые излагаются детям в рамках программы. В нашем детском саду созданы необходимые условия для реализации экологического образования. С этой целью создан «Экологический паспорт детского сада», отражающий экологическую ситуацию в районе.
Наиболее полноценное и качественное экологическое образование воспитанников позволяет осуществлять « Экологический центр», который включает в себя:
- «Живой уголок», «Подводный мир», «Зимний сад», которые играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждая детей заботиться о них. В этих уголках дети учатся наблюдать за поведением животных, за циклом роста растений в разные периоды года, выделять сходства и отличия разнообразия видов животного и растительного мира и т.д. (Фото 8 – 9)
-Мини-музей «Космос», где дошкольники, погружаясь в специально организованную предметно-пространственную среду, знакомятся не только с планетами и полётами в космическое пространство, но и познают климат планеты, природные зоны, имеющиеся на ней. (Фото 10 – 13)
- Исследовательский центр «Тайны природы», целью которого является развитие познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В то же время – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Кроме того с раннего детства у дошкольников формируется уважение и интерес к профессии научных работников и к самой научной деятельности. В центре имеется всё необходимое для проведения различных опытов. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. (Фото 14)
- Библиотека, где размещаются разнообразные красочные книги, энциклопедии, периодические издания экологической направленности. Библиотека оборудована техническим комплексом, имеется достаточный демонстрационно-наглядный материал.
- Коллекционная зона (камни, песок, почва, семена и плоды, злаки). Все это необходимо для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. (Фото 15)
Кроме того в «Экологической зоне» имеются уголки: «Пустыня», «Горы», «Степь», которые используются в работе при изучении природных зон нашей планеты. (Фото 16-19)
Работа по созданию предметно-развивающей среды проводится не только внутри помещения, но и на участке детского сада (создание экологической тропы). (Фото 20-23)
Большая работа каждый год ведется по озеленению территории. Совместно со старшими детьми весной ведется посев рассады овощных и цветочных культур, для посадки их в огороде и цветниках. (Фото 24-34)
2013 год объявлен в нашей стране «Годом охраны окружающей среды», показывая, что экологическое образование продолжает входить в разряд первостепенных государственных задач, а значит, обосновывает необходимость, значимость и актуальность экологического образования детей, начиная с дошкольного возраста.