Если бы Бога не было, его следовало было бы выдумать.
Вольтер
Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек сможет пройти, а целый народ рухнет в бездну.
Бэкон Френсис
Уважаемые коллеги!
Благодарим всех участников, представивших свои доклады во втором выпуске журнала. Все статьи, размещенные для обсуждения на Вторых региональных Рождественских чтениях, написаны более или менее корректно с точки зрения грамотности и стиля, правила написания статей выполняются, список литературы прилагается.
Вопрос о содержании статей более сложен и неоднозначен.
Во-первых, само название конференции (Вторые региональные Рождественские Чтения «Традиционные ценности и современный мир») и основные направления чтений («Православие и образование, воспитание»; «Православие и культура»; «Православие и семья»; «Православие и СМИ») так или иначе подразумевают определенную связь с конфессиональными вопросами, с позицией православной церкви по отношению к тем или иным явлениям культуры, однако в ряде присланных статей эта связь не прослеживается.
Во-вторых, в тех статьях, которые посвящены связи православия и культуры, православия и образования, внедрения курса ОРКСЭ в учебный процесс, в основном доминируют общепринятые ныне, комплиментарные высказывания в адрес религии в целом и православия в частности, подчеркивается необходимость внедрения религиозных культур как противоядие современным тенденциям в светской культуре России. Ни в одной работе не поднимаются проблемы внедрения нового курса ОРКСЭ в школах: как прошло внедрение этого курса, как разделились преференции родителей и детей, как решается проблема разделения классов на конфессиональные подгруппы и т.п.? Единственная работа, в которой делается попытка изложить опыт преподавания нового курса – это статья Н.Ф. Сабаевой из Губкинского.
Вопросы для обсуждения на форуме:
В-третьих, авторы целого ряда статей очень резко критикуют СМИ, социальные сети и в целом современную культуру и ностальгируют о советском прошлом. Именно в этих статьях ставятся достаточно острые вопросы, которые можно было бы обсудить на форуме. Так, учитель информатики из Нового Уренгоя О.А. Зорина в статье «Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи» резко обрушивается на это модное у молодежи увлечение: «Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. Но и это не верхушка айсберга. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять»…
Вопрос на форум: согласны ли вы с однозначно негативной характеристикой социальных сетей?
Учитель начальных классов из Гыды У.Е. Семяшкина переживает о том, что современные дети уже не знают сказочную классику и излишне увлекается американскими мультфильмами: « …А нынешние первоклассники уже не могут ответить на такие простые вопросы: «У кого из сказочных героев были хрустальные туфельки?», «Чья голова набита опилками?», «В какой сказке Корней Чуковский рассказал о добром докторе?» и др. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребёнка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения…»
Учитель считает, что помочь может новый курс в школьной программе: «Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир…»
Вопрос на форум:
Учитель истории и обществознания из Губкинского М.А. Глухова выдвигает очень важный и достойный обсуждения тезис: «К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большей части молодежи она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры…»
Она же пишет о важности глубинного, неформального подхода к воспитанию молодого поколения: «Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению молодёжи от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования».
Вопросы на форум:
Статья Н.П. Шушариной (Аксарка) посвящена проблеме воспитания патриотизма у наших школьников. Автор верно подмечает, что патриотизм – это трепетное отношение к своей родине и формирование его может осуществляться не только через прославление военных подвигов наших правителей и военачальников. Автор считает, что чувство любви к родине сродни любви к Богу, которое следует пробуждать, а не навязывать.
Вопрос на форум: согласны ли вы с той точкой зрения, что любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. И скорее нужно это чувство пробуждать, а не навязывать?
Статья В.Б. Загребиной (Губкинский) посвящена древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая, по мнению автора, отражает христианский взгляд на семью и брак.
Вопрос на форум: в какой мере «Повесть о Петре и Февронии Муромских» может служить примером для современной молодежи? Есть ли надежда, что современные молодые люди будут строить свои брачные отношения так же, как герои русских летописей?
Учитель истории и обществознания из Тазовского С.Р. Юсупова в своей статье «Традиционные ценности и современный мир» ностальгически вспоминает прошлое: «В детстве они ездили на машинах без ремней и подушек безопасности; не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами; воду пили из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не приходило в голову кататься на велосипеде в шлеме, часами мальчишки мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, забывали приделывать тормоза и въезжали в колючие кусты, обдирая локти и колени. Они уходили утром из дома и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари. Мобильных телефонов не было, и никто не знал, где они находились. Они ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что они все время находились в движении. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер…» Иначе говоря, автор, видимо, предлагает нам вернуться на полстолетия назад?
Вопрос на форум: Были ли счастливее дети 50 лет назад?
Е.А. Рочева, учитель биологии и географии, преподаватель курса «Основы православной культуры» из Овгорта предлагает восстановить ритуал семейного чаепития, создавать семейные музеи, сохранять в нем самовары и религиозные книги, и все это для того, чтобы «противостоять тому негативному информационному злу, которое приходит извне, подбирается к православной семье (и не только православной) исподволь, нежданно-негаданно. Не пускайте же в ваш дом это зло! Берегите семейный очаг!..»
Вопрос на форум: считаете ли вы реалистичными предложения отказаться от современных средств массовой информации в пользу традиционных ценностей?
Педагог-психолог Т.С. Митрофанова из Губкинского в своей статье «Проблемы духовно-нравственного и гражданского становления молодёжи» пытается разобраться в причинах духовного кризиса нашего общества. Сама по себе эта попытка заслуживает всяческого уважения, однако, к сожалению, в ее статье есть ряд весьма противоречивых утверждений.
Прежде всего, автор однозначно негативно оценивает современную ситуацию с молодежью: «Души современных подростков разорены, опустошены и извращены». Причину этой ситуации автор видит в том, что «в 90 годах была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодёжи».
Далее автор приводит мнение председателя Атеистического общества Москвы А.Никонова: «Присутствие церкви во власти разрушает государственную машину. Церковь не сплачивает общество, а наоборот, разъединяет...» Мысль эта может показаться кому-то кощунственной, однако доля правды в ней есть.
В то же время Т.С. Митрофанова считает, что «чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение». Далее автор пишет: «На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом…»
Еще одна спорная мысль автора звучит следующим образом:
«Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути, являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно, социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению, эти качества в современной России редчайшее явление».
Завершает автор свою статью не новой мыслью о том, что ценности Запада не подходят русским, «…потому что европейцы индивидуалисты, которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты, которые способны думать и о других, а не только о себе…»
Вопросы на форум:
Резюме от редакции
Редакция журнала не всегда разделяет мысли и положения, изложенные в статьях. Консервативный и антимодернистский настрой большей части наших респондентов заслуживает внимания и уважения, как любая точка зрения, однако это не означает, что другие позиции не имеют права на существование. В частности, повсеместное увлечение православными идеями и принципами жизни не означает, что атеисты или агностики не могут внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения, к их точке зрения также нужно прислушиваться.
Также деструктивной представляется идея об однозначно вредном влиянии телевидения, интернета и социальных сетей. В сущности, это только механизмы, которые можно использовать как с пользой, так и во вред. Именно учителя должны сыграть здесь важную роль и научить детей находить эту пользу в новых средствах массовой коммуникации, а не огульно их осуждать.
Хочется также отметить, что ностальгические настроения определенной части нашего учительства вполне объяснимы. Однако работая в школе и выполняя требования новых стандартов, необходимо четко понимать, что в современной школе не должно быть места ностальгии по советскому прошлому, по кумирам и вождям. Это необходимо для того, чтобы новые поколения имели достаточно четкие ориентиры и смотрели вперед, а не назад.
То же самое касается новых средств коммуникации. Как бы ни хотелось кому-нибудь устраивать дома чайные вечера с хорошей книжкой под абажуром, вряд ли этот способ приобщения к культуре и нравственности возобладает в ХХI веке.
Если мы хотим действительно инноваций в нашей школе, то странным образом выглядят на этом фоне некоторые высказывания наших учителей, которые готовы подвергнуть анафеме все новые технические средства и все новые идеи, касающиеся образования и школы. Вопрос здесь не в том, пользоваться или не пользоваться старшим школьникам социальными сетями (думается, приказными способами запретить этот вид общения вряд ли удастся), а в том, чтобы наши учителя, наконец, перестали вспоминать Ушинского и Макаренко (при всем уважении к их взглядам и педагогическим теориям), а поняли, что ХХ1 век, новое поколение требует иных, новых подходов к воспитанию и образованию.
Приглашаю всех читателей к обсуждению представленных докладов, к взвешенному и аргументированному диалогу, обмену мнениями и мыслями. Вместе с тем, просим не забывать об элементарных правилах приличия, уважения к иной, не разделяемой вами точке зрения. Важно, чтобы рассуждения о значимых для духовно-нравственного развития общества тем не превратилось в обыкновенную бытовую свару, с культурой и духовностью ничего общего не имеющей.