От редактора
Выходит в свет 4 номер электронного журнала «Образование Ямала». Он посвящен научно-техническому творчеству школьников. Свои работы предоставили учителя и учащиеся гг. Салехард и Надым, Тазовского и Ямальского районов.
Почти половина статей посвящена внедрению робототехники и Лего-конструкторов в образовательный процесс. Это веяние времени и увлекательные игры современных школьников, о которых могли только мечтать их родители. Будем надеяться, что эти дорогостоящие игрушки будут способствовать развитию не только сенсомоторных, но и интеллектуальных способностей наших детей.
Тем не менее, наибольший интерес из присланных статей, на наш взгляд, представляет описание проекта «Переносной плавающий гидрогенератор», сделанное 17-летним Михаилом Тибичи, воспитанником Тазовского районного Дома детского творчества. В нем нет новомодных компьютерных гаджетов, но присутствует практический смысл. Юноша не только создал оригинальную техническую конструкцию, но и позаботился о том, чтобы ее применение облегчило суровые условия жизни кочевого жителя.
Редакция сочла возможным и полезным поместить в журнале статью о квиллинге, поступившей из Ямальского районного детского дома (Мыс Каменный). Этот новый вид творчества, представляющий собой своеобразное искусство скручивания бумаги и создания из этих элементов плоскостных и объемных композиций, может и не имеет прямого отношения к научно-техническому творчеству, но, несомненно, будет способствовать развитию сенсомоторики младших школьников.
Побуждает к размышлениям коллективная статья «Формирование основ научного мировоззрения у детей дошкольного возраста через развитие познавательной активности» сотрудников детского сада «Журавлёнок» г. Надыма. В статье рассказывается о том, как коллектив детского сада приобщает своих малышей к естественнонаучным знаниям, объясняет им строение мира и законы окружающей природы (естественно, с учетом нежного возраста). Но удивляют данные, приведенные в статье: «Исследования учёных доказывают, что только 30 % детей дошкольного возраста имеют начальное представление о естественнонаучных вопросах… тогда как у остальных 70 % уже сформировалось негативное отношение к науке, что в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на качестве их обучения в школе…» Возникает закономерный вопрос: откуда же берется это негативное отношение к науке? Предлагаем учителям по предметам естественнонаучного цикла подумать над данной проблемой.
В этом номере журнала открывается рубрика «Великие педагоги прошлого и настоящего» статьей о Яне Амосе Коменском. Кто-то может возразить: «Кто же не знает основателя классно-урочной системы?» Тем не менее, нам кажется, что время от времени следует возвращаться к якобы хорошо известным вещам, которые имеют удивительную способность забываться, а кроме того, уметь посмотреть на известные вещи с нетрадиционной точки зрения.
Также мы открываем рубрику «Полемическая трибуна», в которой помещены две статьи-эссе, посвященных проблемам современного образования. Редакция сразу же заявляет, что не со всеми положениями авторов статей она солидарна, но как говорил Вольтер: "Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли их высказать"
Иначе говоря, мы приглашаем читающую публику принять участие в дискуссии и высказать свое мнение по поводу современного состояния образования и культуры в нашей стране. Принимаются все мнения, даже самые радикальные. Пишите нам, очень хочется, чтобы обмен идеями, знаниями, опытом между Электронным журналом и учительским содружеством был взаимным, или как сейчас говорится, интерактивным. Хорошего вам летнего отпуска, а в сентябре ждем ваших отзывов и впечатлений.
Искренне ваш, Ю.Попов