Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Эффективные педагогические при...

Эффективные педагогические приёмы повышения качества образования на занятии в творческом объединении «Юный художник»


Альмушева З. Х.
педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Юный художник»
Центр детского творчества «Надежда»
г. Салехард

Альмушева З. Х., педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Юный художник»

муниципального автономного образовательного

учреждения дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Надежда», г. Салехард,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Из всех видов деятельности изобразительное искусство особо влияет на развитие ребёнка, способствует познанию им окружающего мира, развивает эмоционально чувственную сферу, учит выражать эмоции и переживания средствами рисунка и цвета, воспитывает патриотическое отношение к родному краю, людям, событиям. Исследования в области социологии и психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребёнка. Занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одарённости и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественной творческой элиты. Интерес к рисованию возникает у детей очень рано, и очень важным является умение поддержать этот интерес, создать условия для развития творческих способностей детей, удовлетворить любознательность, расширить кругозор знаний о мире искусства.

В Российском образовании провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. На занятиях по изобразительному искусству можно использовать самые разнообразные средства, методы и приёмы. Наиболее эффективными являются:

- игровые приёмы;

- приёмы интеграции в дополнительном образовании;

- приёмы сотрудничества.

I. Игровые приёмы.

Один из любимых видов деятельности детей – игра, в игре ребёнок смел и раскрепощён, может заново пережить события, взволновавшие его, а это возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая мнимая ситуация. Игра создаёт возможность сознательно владеть действиями: оперировать образами памяти, выбирать те или иные изобразительные средства для воплощения образа в материале. Именно поэтому актуально использовать игровую мотивацию на занятиях рисованием. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи – развитие личности ребёнка.

Игровые приёмы используются с детьми младшего школьного возраста. В каждой игре (ролевая, имитационная, деловая) учащиеся выступают в различных ролях. Игровые приёмы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

На занятиях по изобразительному искусству используются разнообразные обучающие и творческие задания трёх типов:

-                  первый тип: задания индивидуального плана, направленные на ознакомление детей с художественными приёмами, техниками и материалами при помощи игр и игровых упражнений.

-                  второй тип: творческие задания с использованием игровых приемов, направленные на развитие изобразительных умений.

-                  третий тип: коллективные тематические задания, направленные на укрепление контактов между детьми в группе и на повышение уровня их взаимодействия при решении творческих задач, а так же на повышение качества творческого продукта.

Сюжетные игры. Например, в младшей группе первого года обучения (5–7 лет) возможно использование игрового приёма «вхождение в образ». Дети воссоздают образ того или иного персонажа, лепят то, что в дальнейшем изображают на бумаге. Детям такая смена деятельности очень нравится, и они ждут с нетерпением следующих занятий. Кроме того, используется приём «персонажей-гостей». Это животные, которые «гостят у нас на занятии, а также слушают очень внимательно педагога, наблюдают за поведением создателей». Неожиданным моментом использования персонажей является то, что дети от лица своих вылепленных персонажей анализируют урок.

Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10–15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Использование на учебном занятии таких педагогических приёмов даёт ошеломляющий эффект. Дети любят выступать и делиться впечатлениями, эмоциями от полученного результата, но и не забывают об ошибках и причинах их возникновения. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые приёмы могут применяться с детьми любого возраста, на занятиях по любой теме.

II. Приёмы интеграции.

При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации усилий детей на развитие художественно-творческой деятельности в различных видах искусства.

При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать все образовательные области интегрирования, проводимые по различным направлениям: чтение художественной литературы, использование музыкального сопровождения, изучение этнографии, географических особенностей нашего края, истории. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, а впоследствии – созданию на основе представления о них и воображаемых образов произведений искусства. Благодаря взаимосвязи видов изобразительной деятельности можно установить последовательность заданий по рисованию.

Занятия, имеющие общие программные задачи и тематику (например, изображение птиц, игрушек, человека, животных) можно объединить в течение одной-двух недель. В каждом конкретном случае дети всё больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, то есть происходит развитие образа. Эти занятия называются одновидовыми.

Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисованием существует определённая зависимость, например, занятие предметным рисованием предшествует сюжетному. Изображение сюжета требует передачи места действия, пространства, характерных особенностей персонажей. В разных возрастных группах эта взаимосвязь будет специфичной.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке. Всё это происходит на одном занятии и даёт возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа. Такие занятия называются тематическими. Они планируются, чередуясь с одновидовыми, где дети обычно только рисуют.

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому создаётся ситуация формирования у детей эмоционального настроя, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

Например, прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Такие занятия называются комплексными. Планируются они один раз в квартал вместо одного музыкального занятия или занятия по изобразительной деятельности. Комплексным занятиям предшествуют одновидовые и тематические, которые помогают детям овладеть всеми навыками, умениями, облегчают выполнение заданий, то есть комплексные занятия строятся на знакомом материале. Смоделируем два занятия на тему: «В гостях у бабы Яги»:

- на первом уроке по теме «Музыкальный портрет Бабы-Яги» дети прослушивают произведения П. Чайковского «Баба-Яга» (из детского альбома), А. Лядова «Баба-Яга», М. Мусоргского «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки»;

- на втором занятии, предлагается создать образ Бабы-Яги графическими средствами (фломастер, тушь, чернила, смешанная техника).

Для яркого восприятия образа (сказочного, природного, литературного персонажа, аллегории) на занятиях включаю музыкальные произведения известных композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ, А. Лядов и др.). Такие занятия очень нравятся ребятам, так как здесь они творчески активизируются и такая интеграция занятий содействует формированию целостного мироощущения, и позволяет организовать работу над систематическим освоением разнообразных художественных материалов и техник.

Анализ освоения обучающимися образовательной программы «Юный художник», даёт все основания полагать, что использование приёмов интеграции играет большую роль в развитии творчества, самостоятельной художественной деятельности детей.

III. Приёмы сотрудничества.

Важное значение для эффективного обучения детей имеет культура общения. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность – взаимодействие – общение – контакт. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Сотрудничество в процессе общения приводит к взаимопониманию в диаде «педагог – воспитанник», а также и к взаимопониманию между детьми на фоне благоприятных отношений. В объединении формируется сплочённый коллектив благодаря взаимоотношениям на доверии, уважении, понимании. Такое общение носит и социальный характер, поскольку в ходе общения учащиеся выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д. организация гуманного общения и отношений в процессе обучения влияет на качество обучения.

На занятиях возможны разнообразные приёмы, направленные на зарождение и развитие гуманных взаимоотношений в процессе общения с детьми.

Приём ролевого сотрудничества. Детям даётся задание, требующее после обычного объяснения определённых действий со стороны детей для усвоения нового материала (создание эскиза, выполнение работы в краске). Ориентируется это задание в зависимости от поставленной цели, либо на проверку понимания, осмысления нового материала, либо на проверку практических умений. Но задание должно быть одно на группу.

1.                 Учебная группа делится (заранее, при подготовке к занятию) на подгруппы в два-три человека (поначалу группы не должны быть большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый обучающиеся, мальчики и девочки. Предоставляется возможность детям самим определить роль каждого для выполнения задания, они должны предусмотреть и такие роли, как организатор активной деятельности каждого ученика (т. е. тот, кто следит за активностью в группе). Если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, то необходимо формулировать по два-три вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные вопросы адресую сильному ученику, пусть он первым ответит группе на эти вопросы. Один из двух оставшихся воспитанников должен найти подтверждение (или опровержение) ответам первого ребёнка. Третий ребёнок должен, например, эти ответы зафиксировать (записать). Далее дети по кругу меняются ролями. Таким образом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их для обсуждения всей группы. Заранее необходимо наметить, кто из трёх обучающихся будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов первого ученика, дополнить его выступление). Если требуется по содержанию, ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком или каким-то иным способом. Оценка ставится одна на всю группу.

2.                 Необходимо спросить ребёнка, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый обучающийся группы принимал участие в работе, как партнёры помогали друг другу.

3.                 Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, детям объясняется, что в течение года каждый ребёнок будет иметь возможность поработать в различных группах практически со всеми учениками. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать им, что педагог рассчитывает на ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

4.                 Занятия интегрируются по содержанию самыми разнообразными способами: даётся возможность поработать в парах, прежде чем дети получат индивидуальные задания. В каких-то случаях, наоборот, дети сначала выполняют индивидуальные задания, а затем выполнят совместное задание, которое и будет оцениваться. Детям даётся возможность оценивать как совместные усилия, так и индивидуальные.

5.                 На протяжении всего занятия педагогу необходимо всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и обучающихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.

Применение в работе приёмов сотрудничества, на наш взгляд, является фактором успешности детей, который обеспечивает рост креативного мышления и формирует собственную активность и саморазвитие.

Также можно использовать эмоциональные приёмы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и детьми.

Приём «Дорисовать». В основе этого приёма лежит вера в то, что ребёнок настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т. е., независимо от того, как ребёнок проявляет себя в данный момент, мы «накладываем» на него «краски», как будто он уже такой, как будто он устремлён к этому.

Например, обучающиеся творческого объединения работают над созданием эскиза своего персонажа для коллективной работы. Один из воспитанников, которому как и другим было дано задание, не выполнил его. Педагог, зная, что ребёнок пока не проявляет взволнованности и желания его выполнять в срок, успокаивает его: «У тебя очень грустные глаза, видимо из-за того, что ты не успел выполнить свой эскиз. Но ты, не волнуйся, мы подождём твою работу». Через некоторое время, педагог снова говорит ребенку: «Не переживай, ты всё принесёшь завтра, правда?». Ребёнок соглашается со словами педагога, хотя видно, что он не переживает. После нескольких напоминаний педагога в течение дня об обещании выполнить работу, ребёнок всё-таки выполняет своё задание.

Так «дорисовывается» ответственность, которую педагог хотел бы видеть в ребёнке.

Качество образования, сохранность численности воспитанников напрямую зависит от профессиональной компетенции педагога, от того, насколько он хорошо знает современные и традиционные педагогические технологии, умеет ориентироваться в их широком спектре; насколько он способен придумывать, создавать новые педагогические приёмы в процессе обучения. Это требует постоянного педагогического творчества. В нашей работе с детьми результатом такой деятельности являются очень оригинальные рисунки, творческие проекты, выступления перед родителями, участие обучающихся в различных конкурсах рисунков, личностные достижения.

Естественно, что ни один из этих приёмов не может быть универсальным. Учитывая изменяющиеся потребности детей, педагог креативно подходит к ситуации, в том числе при создании, подборе и применении педагогических приёмов в образовательном процессе.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт