Шкотова Т. В.,г. Муравленко.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение "Школа № 4", учитель русского языка и литературы
Несмотря на всю трудность педагогической профессии,
она приносит иногда ни с чем не сравнимые минуты счастья.
М. Кнебель «Поэзия педагогики»
Арт-технологии – это творческая деятельность, направленная на создание чего-либо нового с помощью средств искусства. С точки зрения педагогики, такая форма воспитательной работы помогает учащимся сформировать собственную позицию, способствует самоопределению. Арт-технологии имеют следующие преимущества:
1. Возможность учеников создавать что-то новое.
2. Возможность самовыражения. Ученик в процессе выполнения заданий подходит к нему творчески, при этом выразив свои эмоции, отношение к чему-либо. Это раскрывает его внутренний мир, таланты. Арт-технологии способны заинтересовать учащегося, дать возможность развить фантазию и творческое мышление.
3. Возможность коммуникации. Это очень важно для детей-интровертов. Арт-технологии позволяют передать то, что невозможно выразить с помощью слов. Кроме того, при выполнении заданий возможно объединение учеников в группы, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Ниже изложено описание применения основных приёмов арт-технологий, успешно применяемых мною на уроках русского языка и литературы.
1. Библиотерапия
Библиотерапия — это приём арт-технологий, использующий литературу как способ откорректировать психическое состояние ученика. Человек читает и ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он (герой) попадает. Все чувства и переживания героя становятся личными переживаниями.
Этот приём особенно распространён в коррекционных классах. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. Также с помощью библиотерапии возможно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снизить проявление агрессии и враждебности, создать оптимистичное настроение), помочь детям избавиться от пагубных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их анализировать свои поступки.
В классах, где на постоянной основе проводятся занятия с применением библиотерапии, отмечается снижение у учащихся уровня конфликтности, умение работать в группе, смена эгоистических установок на альтруистические (забота о товарищах), увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у детей происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации и, конечно, приобщение к художественной литературе.
2. Театротерапия
Театротерапия позволяет детям не только разыгрывать сценки, но также «работать» с эмоциями и своими личностными особенностями, развиваясь в группе. Театральная терапия тесно связана с танцедвигательной терапией, что позволяет сделать уроки интереснее и увлекательнее для детей.
Помимо применения театротерапии на уроках литературы приветствуется посещение различных выставок, драматических, кукольных и оперных театров. Такая внеучебная деятельность даёт детям возможность не только прикоснуться к прекрасному (что тоже немаловажно), но и совершенствовать механизмы социальной адаптации.
Несомненное преимущество театротерапии заключается в том, что она требует небольших затрат: для постановок необходимо немного реквизита. Если материала недостаточно, дети с радостью изготовят его самостоятельно. Создание реквизита способствует развитию воображения, улучшению мелкой моторики.
Этот приём арт-технологий также подходит для учеников с умственной отсталостью – практика показывает, что такие дети с радостью включаются в процесс, а это напрямую положительно влияет на их развитие – улучшается речь, память, коммуникативные навыки.
Таким образом, театротерапия подойдёт для любого ученического контингента. Однако учителю обязательно необходимо учитывать следующие принципы:
1. Простота. Следует составлять программу так, чтобы учесть особенности учеников.
2.Цикличность. Материал нужно давать ученикам не весь сразу, а по мере усложнения.
3.Постоянство. Необходимо систематичное применение театротерапии на уроках.
4.Созидательность. Главная цель этого приёма арт-технологий заключается в развитии фантазии и в формировании характера учеников.
Педагоги, использующие театротерапию на уроках, отмечают, что такой вид деятельности развивает умственные и познавательные способности учеников, учит их импровизации, развивает фантазию и увеличивает словарный запас. Детей и подростков, участвующих в театральных постановках, с уверенностью можно назвать творческими личностями - они артистичны, харизматичны и музыкальны. Также они легки в общении – этот приём учит работать детей в группе, выражать, а порой отстаивать своё мнение, а где-то быть более гибкими.
3. Изотерапия
Пожалуй, изотерапия является самым популярным методом арт-технологий. К ней относятся не только живопись, но и скульптура, фотография, создание элементов декора.
С помощью изотерапии ученики психологически разгружаются. Недаром психологи рекомендуют выплёскивать свои негативные чувства на бумагу. Это особенно важно для детей с девиантным поведением или переживающих сильные эмоциональные потрясения, психологические травмы или испытывающих угнетенное депрессивное состояние.
Посредством рисования, ваяния скульптур из глины или лепки из пластилина дети переносят своё настроение на работы. В ходе анализа, описания работ преподавателю легче вывести ученика на контакт, это особенно важно для детей с меланхоличным или флегматичным темпераментом.
Возможен также групповой формат создания каких-либо работ. Это учит детей коллективной работе, повышает коммуникабельность, создаёт дружественную атмосферу в классе.
3. Музыкотерапия
Далеко не всегда применение в образовательной деятельности приёмов арт-терапии даёт положительный результат. Причина заключается в отсутствии творческих способностей или интереса у учеников. Далеко не каждый обладает артистизмом и харизмой или имеет талант к живописи, не все любят читать, анализировать произведения и т. д.
В таких случаях как нельзя лучше подойдёт музыкотерапия. Этот метод заключается не только в игре на музыкальных инструментах, но и в прослушивании музыки различных направлений.
Преподавательская практика показывает, что применение музыкотерапии на уроках русского языка и литературы развивает мыслительную деятельность детей и побуждает учащихся к творчеству, развивает речевые способности.
Так, например, на уроках русского языка или литературы можно предложить детям написать сочинение (по какому-либо произведению или на какую-то другую тему), а фоном включить музыку, например, опер А. Моцарта, или А. Вивальди.
Допустим, в качестве фоновой музыки к поэме А. А. Блока «Двенадцать» можно использовать Этюд №12 («Революционный») Ф. Шопена. Например, при изучении лирики С.А.Есенина звучат не только песни в исполнении профессиональных исполнителей, но и сами ученики, играя на гитаре, исполняют музыкальные отрывки из песен на стихи замечательного поэта. Ведь музыка помогает научиться более глубоко и разносторонне воспринимать художественное произведение, "вслушиваться" в него, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу развития творческого воображения, необходимого любому человеку. Музыкальные ассоциации позволяют подчас раскрыть тайну литературного образа.
Музыка может звучать на уроке и как самостоятельное произведение, и во время рассказа преподавателя, и в момент чтения произведения и даже его анализа. Сопоставление литературного текста с музыкальными произведениями позволяет пробудить читательское воображение и углубленно прожить многие эпизоды текста, что способствует активизации деятельности учащихся, созданию учебного диалога на уроке.
Таким образом, оптимальность обучения достигается через творчество, а перечисленные выше приёмы позволят сделать уроки русского языка и литературы интересными, креативными, качественными, доступными, воспитать «большого читателя».
Конечно, рассмотрены далеко не все возможные приемы и формы работы, способствующие эмоционально-образному развитию обучающихся на уроках русского языка и литературы. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок – это урок совместного творчества учителя и ученика, урок духовности и человеколюбия. Только такие уроки позволяют формировать творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно “жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья”.
Список использованных источников
1. Научная и учебно-методическая литература
1.1 Василенко И. А., Шевелюхина И. В. Театрализованная деятельность и театротерапия в работе с одаренными детьми [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 1-3.
1.2 Домашкевич А. Д. использование театротерапии в работе с детьми с умственной отсталостью // научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. Liv междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54).
1.3 Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.
1.4 Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Изд-во «Речь», 2002.
1.5 Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005.
1.6 Маранцман Е. К. От образа к смыслу: Развитие образного и концептуального мышления школьников на уроках литературы. – СПб. : «Наука», «Сага», 2005.
2. Информационные ресурсы
2.1https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/izoterapiya-iscelenie-cherez-tvorchestvo.html
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/10/23/teatralnye-metody-art-terapii-v-rabote