Предисловие
Этот выпуск журнала посвящён эффективным практикам и технологиям в преподавании русского языка и литературы, выявленным в ходе аналитической работы с материалами межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Преподавание русского языка и литературы: теория, эффективные практики, методика и технологии».
В номере размещены мататериалы только ямальских педагогов для того, чтобы их рассмотрение применительно к учреждениям основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования помогло осознать, что нужно сегодня ямальскому словеснику. Предложить эти технологии в качестве одной из составляющих непрерывного повышения педагогического мастерства педагогов в условиях реализации Национального проекта «Учитель будущего».
В номере представлено 16 материалов, в том числе актуальных в условиях перехода на обучение с применением дистанционных технологий:
Электронные тетради как одно из средств формирования устной и письменной речи – Алдакаева Надежда Георгиевна, Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3, г. Салехард;
Применение цифровых технологий в условиях дистанционного обучения – Шкарбалюк Ольга Валериевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД», г. Ноябрьск;
Не слушать и забывать, а действовать и понимать в ситуации «цифрового разрыва» – Бурлака Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД», г. Ноябрьск.
Наши авторы хорошо понимают, что технологии и методики, о которых они говорят, – это средства достижения образовательных результатов. Дело творческое, во многом зависящее не только от учебного предмета, содержания образования, но и от требований времени, специфики образовательной среды, готовности субъектов образовательной деятельности к взаимодействиию в рамках конкретной технологии и т.д.
Авторы предложили свои варианты использования дистанционных технологий образовательной деятельности, в том числе и обусловленные её цифровизацией, преподаванием в поликультурной среде как в общем, так и специальном образовании.
Было бы неверным шагом с моей стороны убеждать уважаемых коллег в преимуществе какой-либо из технологий, наоборот, в данной ситуации хотелось бы дать несколько советов по их использованию:
Сегодня в тренде использовать на уроках литературы разные гаджеты, раздаточные материалы в виде купир текстов художественных произведений с заданием типа: найдите выразительные средства языка, определите тип отношений между героями… А где само художественное произведение, а почему оно не звучит, а где работа над интонационным рисунком…?
Вопросы можно продолжать, смысл их показывает, что с урока литературы ушёл текст, его смысловое прочтение и интерпретация, что не ведёт ребёнка к созданию собственного текста.
Завершая свои рассуждения о технологиях в образовательном процессе и о месте учителя, заметим, что современный учитель на уроке сегодня – это и технолог, и навигатор, и коммуникатор. Он является смыслодержателем технологий, ибо любая технология в его руках – это лишь инструмент деятельности, благодаря которому достигается результат.
Современный образовательный процесс стал высокотехнологичным: это касается как его организации и оснащения, так и деятельности его субъектов в процессе освоения содержания образования обучающимися и тьторской поддержки со стороны педагогов. Иными словами, образовательные технологии стали инструментом, благодаря которому появляется возможность организации обучения через всю жизнь.
Ценность же любого инструмента зависит от того, чьи руки его держат, насколько хорошо этот держатель владеет инструментом. И если сегодня таким инструментом в педагогической практике является технология, то задачей профессионалов становится «подгонка» (доработка) его «под себя», осмысление и проработка каждого этапа технологии как стратегического проектного пакета конкретного педагога.
На уровне реализации определённой технологии в образовательной практике опытный педагог исходит из непосредственных механизмов смыслообразования в контексте обучения. Этот процесс, вслед за В. В. Суфьяновым, можно назвать уровнем «раскристаллизации смыслов», освоения текстовой, знаковой формы. Субъективный опыт педагогов и обучающихся, «…замкнувшись на объективных значениях или объективированных смыслах, характеризуется смысловым приращением», динамика которого, благодаря применяемой технологии (инструменту), и может быть названа смыслообразованием.
Со сказанным трудно не согласиться: словами В. В. Суфьянова мы иллюстрируем зависимость педагога от технологии, в этом примере он (педагог) выступает не смыслодержателем, а рабом овладевшей им технологии в процессе образовательной деятельности.
Уважаемые читатели и авторы представленных материалов, надеюсь, что вам было интересно познакомиться с ними, а у кого-то возникло желание представить свои наработки. В течение года это можно будет сделать неоднократно: в летнем номере будут размещаться инновационные продукты, в осеннем – статьи и практики к Рождественским образовательным чтениям.
С уважением к вам и вашему интеллектуальному труду
Паршуков Виктор Григорьевич,
редактор журнала