Почемова Марина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
город Ноябрьск
В системе образования духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Среди базовых национальных ценностей следует выделить ценности религиозной культуры, которые дают представление о вере, духовности, религиозной жизни человека.
Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки Основ религиозных культур и светской этики.
Актуальность разнообразия формы работы с обучающимися на уроках ОРКСЭ связана в первую очередь с необходимостью повышения у современных школьников мотивации к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом.
Обязательный для изучения материал учебника, скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного духовно-нравственного воспитания. Гораздо более интересны познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры, организация классных мероприятий, участие в олимпиадах.
Поэтому мои ученики с большим интересом принимали участие в Православной олимпиаде, показав хорошие результаты на школьном и муниципальном этапах. С удовольствием откликнулись на мое предложение изучить Православные праздники и организовать масленичные посиделки с чаепитием.
На мой взгляд, выездные экскурсии к святыням родного края являются одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества. Это связано с тем, что экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий.
На одном из уроков ОРКСЭ ребята изучали материал учебника по теме «Монастырь». Ребята узнали, что в Тюменской области ближайший к Ноябрьску монастырь находится в с. Абалак Тобольского района.
И дети, и родители с с радостью откликнулись на мое предложение съездить в этот монастырь.
Результатом экскурсии в мужской монастырь стала проектная работа учащихся 4 класса, продуктом которой стала виртуальная экскурсия в Абалакский Свято- Знаменский мужской монастырь.
Целью проектной работы стало создание виртуальной экскурсии по Свято-Знаменскому Абалакскому мужскому монастырю с помощью материалов, полученных во время поездки.
Для достижения этой цели ребята наметили следующие задачи:
1. Изучить материал учебника по ОРКСЭ (ОПК) по теме «Монастырь»;
2. Собрать информацию о Свято-Знаменском Абалакском мужском монастыре;
3. Подготовить виртуальную экскурсию по монастырю.
Ребята работали по разработанному ими плану и, уже вернувшись в Ноябрьск, они сразу же отобрали материал, который понадобился им для создания виртуальной экскурсии для своих одноклассников, которые не смогли поехать с классом.
После возвращения в Ноябрьск на первом же уроке ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) ребята представили одноклассникам результат своей работы.
Проектантам было очень важно узнать мнение и Отца Варнавы, который был их экскурсоводом во время поездки. Поэтому ребята отправили получившийся видеоролик на электронную почту Православного лагеря, где они жили в Абалаке. Написали ему сообщение и попросили дать оценку своей работе. Дети были очень рады получить от него ответ, где он написал следующее:
«Все очень понравилось. Фотографии сами по себе очень хорошие, видно, что детям у нас нравится. Это главное! Светлые детские лица! Дай Бог им всего наилучшего в жизни! Им и их родителям, педагогам! Спасибо!»
На родительском собрании ребята рассказали о своей поездке. Никто не остался равнодушным.
Затем работа была представлена на городском конкурсе проектных работ, по результатам которого коллектив учащихся 4в класса получил Диплом 2 степени.
Результатом этой поездки можно считать:
Предлагаю ознакомиться с результатом работы детей.
Облака у Абалака
Облака-стожки у АбалАка. Виктор Курильчук
|
Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь расположен на высоком берегу знаменитой сибирской реки Иртыш, на расстоянии 30 километров от Тобольска.
Монастырь является уникальным историко-архитектурным комплексом, в который входят Знаменский собор с массивным восьмидольным куполом, выразительная столбообразная колокольня с храмом преподобной Марии Египетской, изящный Никольский храм.
Свято-Знаменский Абалакский монастырь является духовной святыней всей Сибири, храня чудотворную икону Божией Матери «Знамение».
В 1636 году одной вдовице Марии в селе Абалак было чудесное видение.
Четыре раза Святитель Николай передавал Марии повеление Божией Матери построить на Абалакском погосте деревянный храм в честь Ее образа «Знамение».
Эту историю можно рассмотреть на фресках в Храме Марии Египетской.
В 1637 году в Тобольске по обету больного крестьянина Евфимия протодьяконом Тобольского собора Матфеем в строящийся храм была написана икона в честь Божией Матери «Знамение». После написания иконы Евфимий полностью выздоровел и сам принес икону в Храм. Это было первым чудом от этой иконы. Очень быстро весть о явлении чудотворной иконы распространилась не только по Сибири, но и по всей России. Только в XVII веке было записано более 130 случаев благодатной помощи от чудотворной иконы. По сей день в монастыре ведутся записи в «Журнале чудес».
В 1680 году деревянный храм сгорел. По царскому повелению позже был построен каменный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». В качестве образца при строительстве был выбран один из московских храмов. Позднее храм был частично перестроен, и в 1754 году храм была вновь освящен и переименован из Знаменского в Троицкий.
В 1749-50 гг. по указанию митрополита Сильвестра, справа от Знаменской церкви был построен храм Святителя Николая Чудотворца. В 1854 году к церкви пристроили два симметричных придела, что придало ей крестообразную форму.
О Николае Чудотворце можно узнать из фресок, которыми расписаны стены и потолок храма.
В 1752-59 гг. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской, который является из немногочисленных надвратных храмов в России.
То есть он находится над воротами, на втором этаже, куда ведет лестница. Стены и потолок храма расписаны фресками о жизни Марии Египетской.
Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря.
В 1783 году по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря Пермской губернии.
В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение.
Помимо храмов в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. В одном из них мы не просто побывали, но и поработали.
Здесь нам показали и рассказали, как разными способами изготавливают церковные свечи. Это был свечной цех.
Каждый из нас ушел оттуда со свечой, которую сделал сам.
В 2010 году на территории монастыря появилось еще одно здание. Это Храм-часовня, в цокольный этаж которого были перенесены останки людей, репрессированных советской властью.
Вот так запомнился нам Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь.
И еще одним результатом, и я считаю его самым важным для детей, стало общение с Отцом Варнавой. Тематические беседы о добре и зле, о взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, концертная программа, где дети смогли показать свои таланты.
Ребята признались в том, что на примере Отца Варнавы они убедились в том, что монахи знают, как можно жить без злобы, подозрений и зависти. А это дорогого стоит в современном мире.