Экология Севера в размышлениях И.С. Шемановского
Бойко Ирина Владимировна,
МУК «Красноселькупский районный краеведческий музей»,
Красноселькупский район
Земля досталась не нам в наследство, а нашим детям перейдет. Но какое это будет наследство? Человек уничтожает, а природа катится вниз по наклонной плоскости, так как потеряла свое равновесие. На этот счет можно сказать словами Пескова Василия Михайловича: «Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побежденный, а победитель. Много придется выложить победителю, чтобы побежденный окончательно не протянул ноги». Например, Салехард, ещё со времён Обдорска или даже ранее, считался рыбной столицей Севера Западной Сибири. В советский период народ к предупреждениям учёных относился несерьезно. Рыба вывозилась с Обской губы в больших количествах, а народная мудрость коренных северян «Бери из реки столько, сколько тебе надо, не жадничай» была практически забыта. Люди не умеют или не хотят заглянуть в завтрашний день, позаботиться о будущих поколениях; не замечают, как стремительно ухудшается экологическая обстановка. Например, в Красноселькупском районе река Поколька издревле была местом нерестилища сиговых пород рыб – муксуна, нельмы и чира. Но с 1989 года здесь образовался затор, и ведутся только разговоры о том, что необходимо провести работы по очистке поймы реки. С каждым годом ситуация ухудшается, например, в 2013 году завал составлял 350 м, а в 2016 году уже 430 м. В результате рыба не воспринимает реку в качестве нерестилища, потому что перекаты и плесы завалены деревьями.
А что мы видим, когда входим в лес? Ломаные ветки деревьев, мусор, оставленный человеком. Исчезает флора и фауна Ямальской земли. И таких примеров можно привести много.
Природа и человек взаимосвязаны, они как одно целое, только человек не сможет обойтись без природы, а она без нас сможет. Автор предлагает на примере рассуждений И. С. Шемановского рассмотреть, как природа повлияла на его внутренний мир, как он воспринимал её красоту. Ведь Иван Семенович был образованным, энергичным и уважаемым обдорянами человеком, который способствовал распространению грамотности на Ямале. Всеми этими впечатлениями он делился в своих трудах, например: «Чистый воздух не холодной ночи был так прозрачен, что можно было видеть далеко. Впереди меня и справа горизонт сливался с серо-синим небом, на котором едва виднелись маленькие звёзды… Кругом было таинственно тихо» [1; 32]. А в наше время, спеша на работу или в садик за ребенком, мы не замечаем той красоты, которая нас окружает. А если остановиться на одно мгновение? Что мы увидим? Чувствуем утреннюю прохладу, солнце светит уже не ярко. Деревья одеты в цветные наряды – желтый, оранжевый, красный. Глаз радуют ярко-красные гроздья рябины и ягоды шиповника. Уже не слышно чириканья птиц, они скоро отправятся в теплые края. Вот и осень пришла.
В настоящее время природа Ямала теряет свою красоту из-за вмешательства человека в экологию. Это связано со строительными и эксплуатационными работами по освоению недр Ямала. Человек не замечает, что все его действия приводят к разрушению природы и экосистемы земли, загрязнению воздуха и почвы, уничтожению лесов и редких видов животных и птиц. Возможно, чтобы сохранить былую красоту и не потерять связь человека с природой, необходимо уделить внимание экологическому воспитанию не только детей, но и взрослого населения Земли. Прежде всего, воспитание нужно начать с себя. В рамках экологического воспитания можно проводить выставки «Территория жизни», посвященные экологии , экологические акции «Пластиковым бутылкам – новую жизнь!» (фото 2), конкурсы детских рисунков «Заповедная природа Ямала» (фото 3), проводить лекции и беседы на тему «Деревья в жизни селькупов», различные мастер-классы.
Игумен Иринарх, в миру Иван Семёнович Шемановский приехал в Обдорск в 1898 году и на протяжении 13 лет являлся настоятелем Обдорской духовной миссии. В книге «Полуостров Ямал» Житков Борис Михайлович, профессор Московского университета и организатор экспедиции на Ямал в 1908 году вспоминал: «В Обдорске горячее и ценное участие в судьбе экспедиции при первом же известии о ней принял начальник Обдорской миссии игумен Иринарх, отдавший более 10 лет своей жизни широкой просветительской деятельности в глухом Обдорском краю. Ему наше предприятие обязано и сложными предварительными сношениями, и организацией сбора коллекций в Обдорске и нижней Оби, и разнообразными материальными жертвами». Благодаря экспедиции Житкова Б. М. была составлена карта полуострова Ямал, проведена полуинструментальная съемка озёр Нёй-те и Ямбу-то, которые входили в состав древнего пути, были собраны коллекции по этнографии, флоре и фауне Ямала.
Иван Семенович много ездил по Ямалу, потому как в Обдорской миссии существовали две походные церкви. Игумен Иринарх занимался миссионерской деятельностью среди коренного населения (крестил инородцев, читал проповеди, искал новые места для станов). В очередной поездке к самоедам (ненцам) игумен Иринарх думал о том, как склонить их к принятию христианства. В своих размышлениях он обратил внимание на местность, которая его окружала. Красота пустыни Севера его поразила: перед ним предстала белоснежная и искрящаяся от лунного света равнина, обратив свой взор на небо, залюбовался большим и полным диском луны. Очарованный красотой природы начал внимательно всматриваться вдаль, где сливались воедино белая земля и мутное небо. Представшая картина стала на него давить, и его охватило чувство тоски и одиночества, которое сменилось глубоким сознанием своего ничтожества. Он представил себя самым маленьким и незаметным существом, «оставленным на произвол судьбы на лоне застывшей в своём величии северной природы» [1; 14]. Ему приходилось много путешествовать, используя в своих поездках летом лодку, а зимой нарты. А природа преподносила Иринарху свои сюрпризы: он попадает в шторм на Оби, чуть не погибает в буран. Ночевал миссионер в остяцких юртах и самоедских чумах, посещал пески рыбопромышленников.
Иринарх записывал свои размышления, дорожные впечатления и интересные встречи, вел походный журнал о миссионерской деятельности. На основании этих записей появляются очерки под названием «Из дневника обдорского миссионера», которые были изданы в московском журнале «Православный благовестник» в 1903-1904 годах. Этот журнал издавался в Москве с 1893 года до революции православным миссионерским обществом. В журнале освещалась всесторонняя деятельность веропроповедников, а также печатались географические очерки местностей и этнографические зарисовки быта инородцев. В период с 1907 по 1911 год в этом же журнале была издана серия путевых заметок Шемановского «В дебрях крайнего северо-запада Сибири», в которых он называл себя «этнографом-любителем», однако, описание событий в этих очерках, участником и наблюдателем которых довелось быть миссионеру, остаются актуальными для исследователей и в настоящее время. Созданный в 1909 году «Кружок изучения инородцев Крайнего северо-запада Сибири», в рамках которого читались доклады (например, «К вопросу о влиянии приполярной природы на ее аборигенов – остяков и самоедов»), сыграл большую роль в разработке мероприятий культурно-образовательного характера: были созданы рукописный журнал «Юбдорская тундра» и печатный журнал «Юбдорский вестник», которые затрагивали вопросы, касающиеся жизни местных жителей. Был создан первый сад и огород в Обдорске, выращены первые овощи и цветы, что способствовало оседлости местных жителей и расширению ассортимента продуктов питания в условиях севера.
При работе с докладом, автор ознакомился с избранными трудами И. С. Шемановского, по которым можно судить о нем как о человеке, прекрасно владеющим литературным языком, а также его отношением и впечатлениями о природе Севера, которыми делился в своих дневниках и очерках. Например, в одной из своих многочисленных поездок Иван Семенович попадает в буран и описывает ужасы, которые ему пришлось испытать во время поездки: «Я нехотя приподнялся, и мое согревшееся лицо сразу засыпал холодный снег, струя сильного пронизывающего ветра ворвалась под гусь и малицу. Мне стало неприятно холодно, и я быстро соскочил с нарты. Кругом ничего не видать. Тучи закрыли луну, темень отчаянная. Ветер кружил так сильно, что невозможно было стоять с открытыми глазами, и резал лицо, как ножом» [1; 33]. «Я стоял испуганный, униженный мыслью, что может быть самоед, не подозревая того, что я слез с нарты, поехал дальше» [1; 34]. «Казалось порой, что ветер все усиливается, крепнет, шум и свист вихря растет, множится. Я не думал уже о холоде, обледеневшем носе, щеках, губах. Я не обращал больше внимания, что стынет моя кровь, движение ее слабеет, что появляется истома, всегда сопровождающая замерзание человека» [1; 34]. «Мне хотелось кричать, так громко кричать, как громок и пронзителен шум бури и свист ветра…» [1; 34].
При поездке на Питлярский песок его внимание привлек Уральский хребет, который возвышался на горизонте над Обью. Ощущения, которые он испытал в тот момент, он описывает так: «…Урал фантастически освещался солнцем. Мягкие лучи полночного, ярко-красного, как кровь, солнца, проходя через белоснежные облака, окрашивали вершины Урала во все возможные цвета, начиная от темно-пунцового, кончая самыми нежными, светлыми. Казалось, все цвета радуги играли на Урале, постоянно перемешиваясь и меняясь. А выше над Уралом, будто прикованные к месту, облака принимали самые причудливые формы и виды… Они тоже поражали глаз своими мягкими цветами так, что трудно было оторваться от этого волшебного зрелища» [1; 50]. Но и Обь его поразила своей тишиной: «На Оби было полное спокойствие. Многоводная на Севере Обь, казалось, застыла, так было тихо. Даже течение едва замечалось. Зеркальная поверхность воды рельефно отражала поросший тощим полярным леском и травой горный берег, вдоль которого я ехал так медленно и плавно, будто гребцы боялись скоростью движения нарушить торжественную тишину великолепной июньской ночи, бессумеречной, светлой как день» [1; 50]. Во время путешествий в долине реки Надым он рассказывает о своих впечатлениях, которые будут полезны для исследования данной местности, так как она (местность) до сих пор не изучена: «Низкие берега Надыма образуют прекрасные пойменные луга. Сочные травы на них, волнообразно колыхаясь, представляли нам уже иное, ласкающие взор, зеленное с желтизною море травы. Везде было очень глубоко, наш пятиаршинный шест не доставал дна. Показался ровный песчаный берег. По берегам стал появляться местами мелкий тал» [1; 56]. При поездках по зимним самоедским кочевьям И. С. Шемановский бывал у богатых и бедных кочевников. Его принимали с большим гостеприимством или суровостью. «Наслаждался чудной зимней природой, мучился в сильные бураны и другую непогодь. Я всё успел переиспытать, приобрёл большой запас всевозможных впечатлений, яркость которых от усталости стала гаснуть и слабеть» [1; 81]. В общении со старым самоедским другом Худи Григорием Шемановский говорит: «Надоело ездить, устал от посещений ваших чумов, постоянно грязных, всегда прокопчённых дымом, холодных, во всех отношениях не приспособленных к жизни» [1; 82]. А Григорий возразил, что чумы приспособлены к жизни кочевников, и они сумели подчинить себе суровую природу Севера: «При переездах вы одеваетесь в наши одежды, так как они в сто раз практичнее ваших, пользуетесь нашими жилищами, нашими нартами, упряжью и оленями. Своего вы ещё ничего не выдумали. Во время своих переездов вы вполне почти подчиняетесь нашим жизненным распорядкам. Своего ничего не привносите в жизнь кочевника, когда путешествуете» [1; 82]. По этому диалогу можно судить о том, что на протяжении веков народы Севера не только подчинили себе суровую природу Севера, но и приспособились к этим условиям жизни, не нарушая экологию края и не нанося вред природе. Жители тундры использовали природный материал для своего жилища: чум делали из шестов дерева, покрывали выделанными шкурами оленя, способными выдержать сильный ветер и буран. На протяжении веков народы Севера сумели приручить дикого северного оленя, ради которого они стали вести кочевой образ жизни. Научились не только пасти оленей, но и извлекать все нужное и необходимое для жизни на Севере: из шкур шили одежду (малицу, гусь), обувь, нитки делали из сухожилий, из рогов изготавливали различные предметы, необходимые в быту, мясо использовали в пищу. Рыба добывалась в таких количествах, сколько нужно было для питания, собирались дикоросы: морошка, брусника, черника, голубика и другие ягоды, из которых делались различные лакомства. Из леса изготавливали предметы быта: лодки-долбленки, лыжи, посуду, нарты, плотницкие инструменты и прочее. В настоящий момент связь человек – природа нарушена. С каждым годом потребностей у людей становится всё больше и происходит то, что человек перестаёт заботиться о ней. В итоге по всей территории Ямала постепенно исчезают редкие виды животных, растений, промысловых рыб, уже занесенных в Красную книгу Ямала, в лесах человек оставляет горы мусора, а ведь леса принадлежат не только нам. Если для нас лес – место отдыха, сбора ягод и грибов, то для кого-то – это дом. Поэтому автор предлагает начать экологическое воспитание с себя, так как мы являемся примером для наших детей.
Изучив труды И. С. Шемановского, автор показал, как сильно изменилось отношение миссионера к аборигенам Севера, их образу жизни, а Север с его людьми и красотой природы покорил Ивана Семеновича настолько, что он считал ее своей Родиной: «Не проходит и дня, чтобы не вспоминал свою Родину – Обдорск…» [1; 9]. Только в Азии Иван Семёнович Шемановский понял, как ему стал дорог Север с его жителями, природой: «Здесь я понял глупость своего перевода, мне хотелось вернуться.… Продолжаю интересоваться Тобольским Севером, который, кажется, напрасно покинул… 13 лучших по идейности лет провел я в Обдорске, там, под Полярным кругом…» [1; 9].
Список литературы