Резвин Евгений Николаевич, МБОУ «Сеяхинская ШИ», Ямальский район
Экспозиции и артефакты, посвященные Великой Отечественной войне в ямальских музеях и их воспитательное значение.
Современный мир насыщен цифровой реальностью. Молодежь формирует свое мировоззрение в постоянном соприкосновении или погружении в информационные потоки, ретранслятором которых являются средства IT-визуализации, превращающие мир реальных вещей в форму компьютеризованных объектов. Проблема когнитивного диссонанса, возникающая вследствие интенсивного восприятиядетьми такого своеобразного «оцифрованного» мирав условиях отсутствия у школьников достаточного опыта жизни и деятельности вне виртуальной реальности – один из острейших вызовов, порожденных ростом влияния глобальных информационных технологий современности, решение которого требует поиска соответствующих педагогических ресурсов и воспитательных инноваций.
Проблема «оживления» воспитательной и образовательной среды – состоит в необходимости поиска средств, способных стать альтернативой навязанномузачастую извне и направленному,прежде всего, на извлечение финансовых дивидендов для IT-компаний«продукту», привлекательному и внешне эффектному, но не имеющему никакой воспитательной и образовательной ценности, кроме развития специальных IT-компетенций, позволяющих совершенствовать навыки пользователя компьютерной техники.
Проблема, таким образом, состоит в наличии актуального противоречия, возникающего в процессе социализации подрастающего поколения. Оно состоит в разрыве между традиционно высокими познавательными и духовными потребностямироссийской молодежи исодержанием наиболее доступных из предлагаемого подрастающему поколению гражданпроизведений современной культуры–аудиовизуальной продукции, оптимизированной средствами современных IT.
Для системы образования и учреждений культуры решение данной проблемы обусловлено необходимостью создания конкурентной иальтернативной среды, в которой необходимо учитывать два ключевых фактора:во-первых, интерес молодежи к современным -технологичным и модернизированным - средствам обработки и презентации информационного контента и во-вторых, познавательную ценность предлагаемого вниманию молодежи материала. Это содержание должно быть наполнено подлинностью самой «ткани» живой исторической реальности, способной в силу своей правдивости и подлинности формировать мир убеждений молодежной аудитории. Формируемый таким образом опыт обращения молодого человека к исторической проблематике, основанный на заинтересованном, внимательном отношении к историческому прошлому своего народа, будет способствовать развитиюважнейшего компонентанравственного облика формирующейся личности – способности к осмысленной, базирующейся на твердых этических основаниях, гражданской самоидентификации подрастающего поколения россиян.
Каким образом формированию гражданской самоидентификации молодежи могут содействовать музейные экспозиции и артефакты, посвященные Великой Отечественной войне? В этом состоит предмет, которому посвящен данный доклад.
Школьный музей в данных обстоятельствах способен стать важнейшим звеном в системе организации образовательного и воспитательного процесса, особенно в населенных пунктах географически отдаленных от крупных культурных и образовательных центров, расположенных, как правило, в городах. Музей в Сеяхинской школе-интернате, действует с 2003 года, в качестве оформленного в соответствие с требованиями законодательства, утвержденного соответствующим документом – «Паспортом школьного музея» подразделения системы краеведческой деятельности в муниципальном образовании - селе Сеяха.
Среди экспонатов школьного музея особое место отведено артефактам, отражающим связь истории края с историей страны. Это документы и исследовательские материалы, копии наградных документов ветеранов труда и тружеников тыла Ямальского севера [Приложение 1], интервью с тружениками тыла Ямальского района, живущими или проживавшими в разное время здесь на просторах окружающей село Тамбейской и Ямальской тундры. Фотографии – еще один важный источник формирования наглядной, документально достоверной картины прошлого села: это и портреты людей, сделанные в разное время для официальных информационных стендов, и хроника событий культурной, спортивной, обыденной жизни села, переданная в форме любительской фотографии, пейзажные снимки. Все эти документы позволяют, пристальнее вглядываясь в прошлое, лучше оценивать темпы и масштабы перемен, сформировавших облик современности.
Важным источником исследовательской информации являются материалы интервью, бесед, встреч с ветеранами и тружениками тыла - односельчанами сегодняшних школьников. Благодаря этим мероприятиям активу музея удается получать краеведческий материал, формирующий картину жизни тундровиков-ямальцев в годы Великой Отечественной войны.
Одним из важных направлений музейной работы в школе является сохранение подлинных предметов – экспонатов, рассказывающих детям об истории родного края, отраженной в документальных свидетельствах своего времени. С этой целью с 2000 года музей осуществляет работу по оцифровке тех немногочисленных, а потому очень важных для краеведческих исследований документов, которые сохранились в различных организациях и учреждениях села. В частности, одним из уникальных экспонатов, сохраненных благодаря данной работе, стал «Паспорт Сеяхинской метеостанции», изучение которого позволило получить комплекс важной и интересной краеведческой информации. Так, стало возможным исследовать преемственность и изменения в местной топографии и топонимике, выяснить ряд краеведческих деталей о селе Се-Яха в 1930 - 1940-е гг. Изучение данного документа позволило узнать о формах и способах организации радиотелеграфной связи и сообщения с окружным центром – Обдорском, (Салехардом), состав и характер деятельности смежных организаций и учреждений, расположенных на территории Сеяхи. Благодаря немногочисленным подлинным записям, оставленным на страницах этого своеобразного «судового журнала» наблюдателями за ямальской погодой, внимательному исследователю приоткрывается специфика жизни и деятельности работников одного из немногочисленных в крае в годы Великой Отечественной войны регулярных государственных учреждений, расположенных тогда в Заполярье – Сеяхинской метеостанции – своеобразного форпоста советской власти на Ямале. [Приложение 2]
Беседы с ветеранами и тружениками тыла позволяют получить информацию, которая в современной историографиисоставляет одно из наиболее актуальных направлений исследования военной проблематики – «человек в войне». Это картина исторического события глазами ее очевидцев. Такой исследовательский дискурс позволяет разглядеть историю в максимальном приближении – что чувствовали, как жили, какими деталями был наполнен ежедневный быт тружеников тыла Ямальской тундры – то что скрыто за стереотипными клише, такими, как например: «тяготы и испытания» войны, «суровые будни» тыла. Эта информация позволяет всмотреться в прошлое,приблизиться к осмыслению истории через восприятие ее живого дыхания – именно так формируется подлинное историческое знание: молодежь получает бесценный опыт соприкосновения к величию подвига народа на уровне проживания истории вместе с ее непосредственными участниками.И коллекции интервью, записи бесед с ветеранами войны, пожелтевшие фотографии времен войны – это бесценный фонд, экспонатами которого необходимо распоряжаться бережно и внимательно, чтобы получать в ответ самое главное –«искру» подлинного интереса школьников к истории своего края, своей Родины.
В комплекс экспонатов и артефактов, рассказывающих посетителям школьного музея о прошлом, входят фотографии ветеранов войны, живших и трудившихся в разные годы в селе Сеяха. Среди них – фото из архива семьи ветерана Великой Отечественной войны, ставшего уже в мирное послевоенное время председателем одного из крупнейших в округе оленеводческих хозяйств - совхоза «Ямальский» -Гирамнура Кадыровича Кадырова.[Приложение 3]Исследование биографии – это еще одно из направлений, позволяющих раскрывать многогранные взаимосвязи личных судеб людей, истории родного края с историей страны. Эта деятельность позволяет привлечь интерес молодежи, как к результатам поисковой работы, так и к процессу научного исследования.
В этой связи актуально развитие такого направления организации историко-краеведческой работы с молодежью, как проектное творчество. Работа в составе исследовательских (творческих) групп, направленная на получение практически полезного и востребованного на разных уровнях общественной жизни результата, такого как, ведение тематических видеоблогов для школьного сайта, освещающих характер и результаты участия их авторов в музейном деле, создание публицистических выпусков специальных телевизионных программ, предназначенных для показа по местному (школьному или муниципальному) телевидению – все это формирует в молодежном сообществе активную заинтересованность в участии и развитии школьного музея, способствует совершенствованию коммуникативной культуры ребят, сопричастных к краеведческой и музейной деятельности. Для кого-то подобная деятельность становится важным фактором профессионального самоопределения, опыт показывает, что некоторые навыки, получаемые в процессе деятельности в параллельных непосредственному школьномуобразованию формах внеурочной активности, зачастую способствуют болееосмысленному выбору выпускниками школы своей будущей профессии.
Специфика краеведческой деятельности состоит в активной вовлеченности учащихся в поисковую, исследовательскую работу: проводимые поисковые мероприятия – опросы тундрового населения, социометрические анкетирования, сбор тематической информации – составляют информационную базу, которая позволяет музею, готовит материалы для выставок, экспозиций, комментировать их содержание.
Одной из особенностей краеведческой работы в условиях распространенности первоисточников на языке коренного населения Ямальского севера – существенным подспорьем в краеведческой работе является знание ненецкого языка, позволяющее юным исследователям полнее и точнее формулировать исследовательскую проблему, доводить её содержание в форме системы вопросов до адресата, осуществлять квалифицированный перевод материалов, полученных в интервью, опросах, беседах с носителями знаний и информации о локальной истории. Особенно важно умение найти необходимый эмоциональный подход к пожилым людям, суметь разговорить ветеранов, поделиться их информацией, ведь не секрет, пожилым людям важно, прежде всего, человеческое внимание и доброе отношение, поэтому интервью с ветераном – это особенно ответственный экзамен для любого краеведа. И очень важно, что беседы с пожилыми людьми формируют в школьниках стремление и в быту, в обычной жизни быть внимательными и уважительно относиться к людям пожилого возраста. В 2018 году инициативе Общественной организации ветеранов Ямальского района и департамента образования района обучающиеся- активисты музейного движения Сеяхинской школы-интерната приняли участие в создании районной книги Памяти «Последние свидетели войны», посвященную «детям войны» 1941-1945 гг. Ребята обошли всех проживающих в поселке и тундре «детей войны», записывали воспоминания, работали с фотодокументами. Волонтёрская деятельность ребят существенно помогает работе музея школы. Деятельность волонтёров- обучающихся по налаживанию контактов и взаимодействий с добровольными помощниками, дарителями из числа родительской общественности села и окрестной тундры, прием экспонатов на хранение, ведение соответствующей документации, организация мест хранения, подготовка тематических экспозиций (сбор экспонатов-макетов, уход за музейным помещением, оформление информационного сопровождения экспозиционного фонда) – все это позволяет прививать юным помощникам школьного музея заинтересованное, неравнодушное отношение к собранным в музее экспонатам, желание делать пространство школьного музея еще более содержательным, привлекательным и интересным для посетителей, гостей, неравнодушных земляков. Опыт работы детей в школьном историко-краеведческом музее Сеяхинской школы-интерната, был представлен в мае 2019 г. на Всероссийском конкурсе среди волонтеров по выявлению лучших практик в работе с музеями военно-исторической тематики «Музейный доброволец».
Реализуемая в школьном музее краеведческая, исследовательская, поисковая деятельность на базе исследования артефактов, в процессе формирования краеведческих экспозиций военно-патриотической направленности – это один из перспективных и важнейших ресурсов воспитания гражданской самоидентификации личности современного российского школьника.