Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Экология души или программа по...

Экология души или программа по духовно-нравственному воспитанию


Алдакаева Н. Г.
учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Салехард

Слово «экология» мы привыкли употреблять, когда речь идёт о сохранении окружающей среды. Однако в последнее время мы часто слышим иные сочетания: языковая экология, экология человека, экология личности, экология души и др. Что же происходит? Оказывается, и человек, и язык, и душа – это своеобразные экосистемы, которые в последнее время требует нашего внимания и защиты.

Итак, попробуем дать определение. Экология души – это, можно сказать, самостоятельная область знаний, направленная на сознательное выстраивание собственной жизни с учётом различных сфер общественной жизни. Согласитесь, что это достаточно сложный процесс и подросток порой не в силах справиться со столь сложной задачей. Поэтому необходимо так называемое душесозидательное воспитание.

Что же должно входить в содержание душесозидательного воспитания? Думается, что основой должны стать дисциплины, которые служили бы источником духовных знаний. Итак, это, конечно же, психология, этика, эстетика, риторика, философия. Этика даёт представление о внутренней и внешней культуре человека; эстетика открывает мир прекрасного; психология помогает познать себя и окружающих; риторика способствует развитию речевой деятельности, как предмета общения; философия открывает новое понимание жизни.

Содержание программы предполагает движение от рассмотрения сложных абстрактных понятий таких, как жизнь, мудрость, счастье, к простым и относящихся непосредственно к каждому школьнику: характер, обаяние, самовоспитание и др.

Например, одно из занятий даёт представление учащимся о сущности такого абстрактного, как понятия «мудрость» не только как свойства человеческого разума, но и как основы добродетели, благоразумия.

Другое занятие посвящено поиску ответа на самый сложный вопрос: в чем же смысл нашего существования? Школьники должны понять, что мир развивается и совершенствуется и каждый из нас есть часть этого мира, поэтому в первую очередь мы должны заниматься всесторонним самосовершенствованием – умственным, духовным, физическим.

На другом занятии учащиеся рассуждают над сложным понятием «человечность». Отмечается, что человечность есть то, что составляет облик духовного и высоко разумного Человека.

Также школьники рассматривают такое сложное абстрактное понятие, как счастье, с точки зрения психологии, философии и богословия. Школьники должны осознать, что счастье – это состояние души, которое не зависит от каких-либо благ. Конечно, можно быть счастливым от осознания собственного финансового благополучия, но главное – это внутреннее счастье, внутреннее спокойствие, позволяющее жить счастливо в любых условиях.

Ещё одно занятие посвящено изучению особенностей поведения человека. Главная задача – показать, что в характере заложены черты, которые характеризуют человека с различных сторон, но решающим является отношение к окружающим. Школьники должны понимать, что человек осознанно может поменять свой характер или хотя бы какие-то его черты, главное, чтобы у человека было внутреннее желание измениться.

Практически на каждом занятии речь идет о нравственной и духовной красоте. Школьники должны осознавать, что красота внутренняя важнее красоты внешней. 

Занятия могут быть выстроены таким образом, что учащиеся сначала рассматривают общечеловеческие ценности (мудрость, человечность и т.д.), а затем переходят к личностным: пытаются проанализировать свой характер, своё отношение к жизни, к людям (характер, красота и др.).

В структуру каждого занятия входят активные формы работы: например, заполнение дневника мудрого человека; создание в форме аппликации своего характера; участие в ролевой игре и т.д. Учащиеся выполняют практические задания, которые позволяют в полной мере осознать то или иное явление. 

В итоге школьники должны понять, что работа над собой не заканчивается со звонком с очередного занятия, что духовное развитие – это сложный ежедневный процесс, только в этом случае мы сможем жить в гармонии с собой и миром.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт