Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Элементы деятельностного подхо...

Элементы деятельностного подхода на уроках математики


Трапезникова Наталья Александровна
учитель математики 1 квалификационная категория
МБОУСОШ №
г. Ноябрьск

Введение ФГОС на современном этапе обучения требует от учителя решения одной из самых важных задач – повышение качества образования и воспитания молодого поколения. Для более рационального решения проблемы учителю требуется пересмотреть имеющийся стратегический запас средств, методов обучения, используемых при формировании универсальных учебных действий –УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных).

Современная дидактика настоятельно рекомендует использовать деятельностный подход, изложенный в трудах всемирно признанных педагогических деятелей Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

Опираясь на опыт работы в школе, можно считать, что действительно, только в результате организации практической деятельности удастся добиться желаемого результата. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

Основная форма обучения – это урок. Очень важен его первый этап – организационный момент. Прежде, чем организовать ученика на получение знаний, нужно – заинтересовать его, оказать ему моральную поддержку и укрепить веру в свои силы, то есть создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделить содержательную область («могу»). На уроках используются индивидуальные карточки, готовятся персонально для ученика, чтобы каждый смог решить «свой пример», с течением времени сложность примеров изменяется: увеличивается, если ребенок понимает материал, или уменьшается, если что-то оказывается непонятным. Кто-то из детей выполняет решение полностью сам, а кто-то пошагово, сравнивая с образцом, ситуация успеха – эмоциональная удовлетворенность создается для всех.

Лучший способ запомнить самому - это научить кого-то. Часто во время уроков ученики работают в парах, объясняя друг другу и советуясь. По итогам работы дети сами выставляют оценки, учитель принимает их. Процесс взаимопроверки и самопроверки позволяет фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

После того, как «налаживается работа в парах», организуется работа в группах. При открытии новых знаний чаще всего группируются разные по силам ученики, а при закреплении – сильные с сильными, слабые со слабыми. Групповая работа позволяет вырабатывать у ребят корпоративный дух, они смело могут излагать свои мысли, не боясь сказать, что-то неправильно.

Важно не только организовать ребят на работу, но и заинтересовать их выполнением этой работы. Дети не хотят делать то, что им неинтересно, они обязательно должны знать, зачем им это, где пригодится, но в то же время, каждый ребенок хочет быть увиденным, замеченным, оцененным и чем- то отличаться от всех других. Приходится находить какую-то «изюминку», что-то необычное в обычном. Иногда – это любимые стихи, а иногда - музыка, а однажды рассматривали картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» с точки зрения математики. Для прочности усвоения некоторых тем, понятий, используются сравнения, метафоры, ассоциации, то есть включается образное мышление ребёнка, и в то же время осуществляется связь с другими предметами школьной программы. Все поколения школьников помнят, что «биссектриса - это крыса…», а вот что такое медиана, из тех, кто даже два – три года назад окончили школу, вряд ли вспомнят. Если же дома они рифмовали это понятие, то в памяти оно отложится надолго. Сравнение трапеции с юбкой позволяет ребятам легко выделять ее из всего многообразия многоугольников. Многие плохо ориентируются, как правильно поставить знак ≥, ≤, (больше, меньше), а мы его сравниваем с клювом вороны, открытого при виде сыра. Части уравнения – это берега реки, где надо переправлять жителей из населенных пунктов на плоту, при таком переезде настроение пассажиров меняется, меняются и знаки слагаемых при переносе из одной части уравнения в другую (+ , -).

Обязательно учитывается возраст детей. Пятиклассники пришли к новой учительнице, и всем хочется, чтобы она знала, что у кого-то есть младший брат, а к кому-то приехала любимая бабушка, а кто-то души не чает в своем хомячке – все это можно вновь обернуть в пользу освоения математики. Так при изучении темы «Среднее арифметическое» дети выполняют творческое задание – изготовить паспорт своей семьи. Документ должен быть настоящим: с фотографией, страницы должны отражать все данные о членах семьи, их возраст, рост, вес и, конечно же, среднюю величину. А однажды девочка принесла творческий паспорт и предложила завести еще одну страницу – «Наш доход». Воспитательный момент домашнего задания состоял в том, что теперь ученице стало понятно, что денег не всегда хватает на то, что она хочет, потому что работают только мама и папа, «а кушают и вещи носят все, и они с братом в том числе». Девятиклассник увлекается музыкой, и не любит математику – даётся задание: приготовить сообщение по геометрии «Подобие в музыке и математике».  Новогодние игрушки в форме параллелепипедов, цилиндров, шаров, украшенные циферблатами часов, развивают не только фантазию, но и практические навыки ручной работы. Творческие домашние задания формируют как познавательные, так и личностные универсальные учебные действия.

Школа не может быть вне окружающего мира: при изучении некоторых тем организуются экскурсии на предприятия. С целью экономии времени можно их сделать виртуальными, но эффективнее, конечно же, живое общение. Особенно запоминается ребятам 9 класса при подготовке к ОГЭ формула сложного процента из уст банковского работника. Интервью, взятое у родителей, о роли математики в их профессии, учит не только принимать информацию, но и обрабатывать ее.

Учителю необходимо обращать внимание на решение задач реальной математики, к сожалению, таких задач в школьных учебниках мало. А школа должна учить детей для жизни, чтобы они могли действовать в определенной ситуации, определенным образом, но в то же время, дети должны понимать, что не всегда все можно алгоритмизировать, и надо уметь работать не только по образцу и подобию, а порой проявлять смекалку, применять и находить свое решение, свой способ, использовать свои качества, свои ресурсы.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано « 4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж.Делор) Деятельностный подход позволяет реализовать эти постулаты в практической жизнедеятельности.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт