Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Если завтра война?» Долг и об...

«Если завтра война?» Долг и обязанность


Батюк Ирина Викторовна, МБОУ «Школа № 5», г. Муравленко ЯНАО

 

«Если завтра война?» Долг и обязанность»

 

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.

В.И.Лебедев-Кумач[1]

 

«Вот моя заповедь: любите друг друга, как я люблю вас.

Никто не любит больше, чем тот,

кто отдает свою душу за своих друзей»

 Евангелие от Иоанна 15:12, 13

 

 

     

Мы, воспитанные на  диалектическом материализме, политических противоречиях XXвека и  конфликте классики с постмодернизмом, оглядываясь назад и понимая острую необходимость найти твердь под ногами жизни  для последнего рывка в вечность, растерянно находим опору в том, от чего так долго и настойчиво отказывались. Наивные мы думали, что выбросив на помойку истории гужевой транспорт с  монархией, можно отказаться от духовных ценностей, сравнивая их с изъеденным молью пальто в старом шифоньере, которому тоже  место на свалке. Пыжась от собственного величия покорителей космоса, не заметили как наши дети, а с ними и будущее мирового сообщества отказываются от слов «долг», «честь», «обязанность», «вера»… Устаревшие понятия цифрового глобального мира?  А ведь именно они помогали  нам преодолевать   войны и  катаклизмы,  сохранить себя после революционных потрясений.  Последний романтик  прошлого века -  Булат Шалвович Окуджава,  с чьим  памятником на Арбате здоровается  каждый беззаботно прогуливающийся, даже если ничего не слышал о его песнях,  оставил послание потомкам: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство.  Протяни ему свою ладонь, за него, за него не страшно и в огонь».  Видимо он понимал ценность этих качеств для будущего. Поэты всегда видят чуть больше. Нам в вихре мирской суеты некогда думать о таких нерентабельных вещах.  А тут уже не думать нужно, а кричать!!!  Подмена моральных ценностей   менеджментом бытия изменили сознание общества. Вместо Долга – закон, вместо Обязанностей – материальная целесообразность, Честь заменим свободой, Совесть плюрализмом мнений, а Благородство и Достоинство вообще забудем – не подходят они под новый устав постиндустриальной машины.  Противоречие поколений, где каждый разговаривает на своем языке нравственных ориентиров и моральных ценностей. Поколение, сформировавшееся в СССР и поколение, родившееся в Российской Федерации - конфликт «отцов и детей». Первые хотят видеть в потомках ум, честь, совесть, преданность Родине и заветам отцов и дедов. Последние ждут от нас рациональной рассудительности, уважения к правам и свободам личности, экономической и социальной надежности. Первые грешат эмоциональностью и догматизмом, последние ведут себя как эгоисты и прагматики.  На призывы «Учи! Выполняй! Уважай!» -  слышится «ужасающий» ответ «Зачем? Для чего? За что?» КА-РА-УЛ!!!  Не то что бы учителя плохо и не тому учили…. Тогда извечный вопрос «Кто виноват?» и «Что делать?», заданный около 200 лет назад, остается актуальным и поныне. Проще всего выдвигать обвинение обществу на стыке эпох. Необходимо понять объективные причины, почему мы по-разному видим одно и тоже:

- расширение и ускорение информационного пространства с помощью цифровых технологий;

-  высокий темп изменений общественных, экономических и политических процессов в обществе;

- стирание традиционных границ межличностного и культурного общения;

- смена книжного ощущения поступательного развития действия, конфликта и развязки проблемы на цифровое хаотичное погружение в гущу событий;

- люди уходящей цивилизации обучают будущих строителей нового мира.

В этом контексте понимаешь, что точно нет готовых рецептов. Но есть огромное желание сохранить базовые принципы нации,ответив нашим детям на их вопросы «Зачем? Для чего? За какие заслуги?». 

    А действительно, оглянувшись, замечаешь причины такого отношения.

Мы ведь просто говорим любите Родину, гордитесь подвигом предков, защищайте Отечество… Но не говорим, что любить Родину, это каждый день бороться с невежеством и иждивенчеством усердной учебой, честным трудом, активной позицией гражданина и человека; что гордиться подвигом предков, это не совершать поступков, порочащих их светлую память, быть на деле достойными их подвига жизнью своей; защищать Отечество, это беречь мир и готовить себя к войне физически и морально, потому что всегда за тобой земля, вера, традиции, семья и все,  что  ценнее твоей жизни, и кроме тебя за все это постоять некому. Кто, когда и где должен сказать нашим детям эти слова без пафоса и  лирики? Семья – безусловно! Учитель – естественно! Общество – в книгах, фильмах, действиях… Но уверуют ли дети словам, если мы сами это не докажем своей жизнью!

      Каждый раз подводя к краю «Русский мир» - мы чудом спасаем  Родину, называя это промыслом Божьим: будь то Куликовская битва, благословленная Сергием Радонежским, или народное ополчение Минина и Пожарского со светлым ликом Казанской иконы Божьей матери, или молебен перед иконой Божьей матери Смоленской перед битвой на Бородинском поле, или ставшее легендой троекратное обнесение Москвы ликом Тихвинской иконы Божьей матери в декабре 1941 года.  В эти сложные, переломные времена появляются герои, как сказочные богатыри, и ценою своей жизни спасают наш мир и дают шанс на возрождение. Стоят обелиски и кресты по всей земле Русской – как немые свидетели подвига. А сегодня происходит новое  осмысление Великой Победы 1945 года, и происходит оно на фоне переписывания и искажения истории. Почему? Да потому, что мы,  наследники  героического подвига наших дедов не сумели охранить то, на чем эта победа  строилась – силу духа. Мы-то с вами хорошо знаем, что «не в силе Бог, но в правде». Знаем, а детям своим не завещали.  То, что из поколения в поколение передавали русские люди, то, что сделало нас великим народом, носителем  эпической культуры – мы «постеснялись» передать своим детям. Пафосно как-то… не скромно… перед западными соседями стыдно…  Если мы родительские обязанности  выполнили  плохо, то нечего удивляться, что молодежь усыновляют  Навальные и Собчаки, отравляя их сознание  и толкающие на баррикады.   Получив великое наследие, мы испугались, а вдруг мировое сообщество нас не примет с таким багажом… Малодушие, как не прискорбно – это черта поколения, родившегося после Великой Отечественной Войны. Нет, мы всегда гордились мужеством и победой, мы в драку полезем, если кто-то захочет  оклеветать эти священные годы. Но мы не стали за них драться с потребительством, праздностью, полуправдами… не захотели каждый день идти в бой светлые идеалы… превратились в обывателей, для которых сытая,

спокойная жизнь важнее принципов патриотизма. Слова о любви к Родине в большей части расходятся с поступками. Иначе как объяснить засилье инфантилизма, нигилизма, вранья, коррупции, стяжательства, откровенного воровства и бескультурья.  Можно в этом лицемерном мире воспитать героев Отечества, которые «если завтра война» готовы погибнуть за Родину? Или мы взрастили «Плохишей» умеющих выторговать   бочку варенья в смутные времена.

     Скажете не мы такие, а времена сложные. Тогда в далеком 1941 году  времена были не сложные – они были безжалостно жестокие.  Настолько жестокие, что раскололи общество на мелкие осколки. Этот факт Гитлер считал самым мощным союзником против советской армии. Это должно было привести к победе нацизма. И первые июньские дни стали  трагическим прозрением для   тех, кто собирался «забросать шапками  врага».  Это был момент истины, принятия решения, выбора. Это был самый страшный раскол совести в истории России.  К счастью – выбравших  девиз «умираем, но сдаемся»[1]  было гораздо больше. Старики и дети, мужчины и женщины, коммунисты и «враги  народа»[2], атеисты и верующие – отдавшие свою жизнь за свободу Отечества – наше святое воинство, наш  нравственный ориентир, наша гарантия будущего.

   Русская Православная Церковь – в первый же день заявила о своей позиции, подавая пример любви и веры.Митрополит Сергий   написал и распространил по всей территории Советского Союза яркое патриотическое "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви".  Послание  сразу начиналось с обличения врага:  «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Послание заканчивалось призывом к священнослужителям: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»[3] А  уже 26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен "О даровании победы". С этого времени во всех храмах Московского Па­триархата стали совершаться подобные молебствия, по специально составленным текстам: "Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны».[4]По-другому и быть не могло. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел II. 2) сказано: «во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность».  Миллионы страниц мужества, громких подвигов и тихих смертей, миллионы жизней, шагнувших в бессмертие.  В чем же был источник силы русского солдата – победителя?  «Русский воин, отдававший свою жизнь на той страшной войне, чувствовал, что нашему народу есть, что сказать всему миру. И если этот народ будет уничтожен, порабощен — это приведет к еще большей катастрофе, нежели сама война» (Святейший Патриарх Кирилл)[5]. Священный долг, как ответственность перед всем миром – основа русской ментальности. Настолько русской, что передается всем поколениям,  народам и  конфессиям, становится мировоззрением, уходит глубоко в подсознание генетической памяти.  Это то, что не вымарать, не вытравить никакими бархатными революциями.  Это то,  что объединило языческое прошлое с настоящим православием…. То, что умирая, возродится из пепла Фениксом[6] вечного осознания нашего Долга, нашей Совести, нашей Родины.

      Не время искать виноватых…

      Время праведных дел в защиту моральных  ценностей, сформированных  под воздействием русской православной церкви на протяжении последнего тысячелетия:

- честность, трудолюбие, целомудрие, милосердие, подвижничество, мужество… и любовь к вере, отечеству, земле, близким и врагам.

     Время диалога поколений, где каждый не боится быть услышанным и надеется быть понятым.

     Время отбросить взращенное эго и вспомнить  о великой миссии человека- созидателя, сотворенного по образу и подобию Бога.

    Видимо Время выбрало именно нас для этой жестокой битвы за умы и сердца наших детей. И нам нельзя проиграть в этом сражении. Поражение – смерть «Русского мира», его идеалов, всего того, за что героически погибли наши предки, завещавшие нам быть хранителями. Каждый урок, каждая беседа, исследование, проект, каждое образовательное событие, каждое слово учителя – битва в этой идеологической войне. 

     Когда создавали в городе Муравленко проект «Берега памяти» -думали поймут ли нас дети. За последние 7 лет, будь то композиция на песни военных лет, где около 300 школьников города  демонстрировали свои творческие проекты о ключевых событиях Великой Отечественной войны, или инсталляции о героях, или спектакли о детях войны, или литературно-музыкальные композиции – мы видели в детских глазах понимание, скорбь, признательность, мы видели слезы зрителей… Это сближало, это было тем самым  мостиком между поколениями. Многие дети, участвовавшие в первых проектах – уже студенты, солдаты, рабочие… уже сами родители. Но до сих пор они вспоминают дни подготовки проектов и их демонстрацию :

- Хореографическую композицию «Кто сказал, что Земля умерла?» - 86 детей 10-15 лет – учащихся МБОУ «Школа № 5»;

- Театрализованнуюинсталляцию «Дети Великой Отечественной войны» - хореографические и театральные коллективы МБОУ «Школа № 5»;

- Спектакль «Володя Дубинин – пионер герой» - театральный коллектив «Карнавал»МБОУ «Школа № 5»;

- Литературно-музыкальную композицию на стихи поэтов, погибших в Великую Отечественную войну «В землянке» - учащиеся 8-ых классов МБОУ «Школа № 5»;

- Инсценированные песни «Горячий снег», «Заветный камень», «За того парня» - девятые классы и творческие коллективыМБОУ «Школа № 5».

      Проект этот не закрыт – он продолжается  и вовлекает все больше и больше детей, их родителей, учителей, демонстрируя единство и преемственность поколений. Из сочинений  учащихся 7-ых классов по предмету «обществознание», тема «Долг и обязанность»:

- «У каждого из нас есть священный долг защищать свою Родину»;

- « Если я не буду сильным, как я смогу защитить народ…. Заниматься спортом должен каждый, ведь он будущий солдат»;

- « Мальчики не должны быть изнеженными и капризными, они же наши защитники»;

- « Любить Отечество – быть готовым отдать свою жизнь за свободу».

      Им только 13 лет, они еще дети, им уже 13 лет – они наше будущее. Все, что мы вложим – все непременно взойдет. Чертополох  или хлеб – выбор за нами. Будь честен перед собой, будь искренен перед другими, будь последователен в словах и поступках и только тогда тебя услышат дети.

 Настало время нам наследникам духовной правды победителей передать это наследие поколению XXI века. Потому что, хоть мы и мирные люди, но «если завтра война» «враг должен быть разбит» и «победа должна быть за нами».

 

Литература:

1. «Русская Православная Церковь. Очерки истории». https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3986;

2. «Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости», 22.06.2015 г.;

3.Государственная  программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", ПостановлениеРФ от 30 декабря 2015 г. № 1493; http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0wspdf

4. В.В.Путин.Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи; 12.09.1912 г.

 


[1] Песня «Если завтра война»  написанная братьями Покрасс на слова  В.И. Лебедя-Кумача  к одноименному фильму режиссера  Е. Дзигана в 1937 г.; фрагмент из фильма: https://www.youtube.com/watch?v=DB7Sdxt7A30

[2] «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина», посмертная записка защитников Брестской крепости.1941 г.

[3] «Враг народа» - термин,  применяемый к политическим  осужденным в СССР с 1937по 1977 год, также  из статьи 131 Конституции СССР 1936 г :«Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа».

[4] Патриарх Сергий (И.Н. Старогородский),  с 12 сентября 1943 года — Патриарх Московский и всея Руси.  Из книги «Русская Православная Церковь. Очерки истории». https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3986

[5] Из книги «Русская Православная Церковь. Очерки истории». https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3986

[6] «Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости», 22.06.2015 г.

[7] Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт