Аннотация
В работе представлены обоснование и результаты создания единого пространства физкультурного и этнокультурного образования с целью воспитания этнотолерантности старших дошкольников. Показаны возможности использования средств физической культуры для приобщения дошкольников к культуре и национальным особенностям других народов (этносов). Материалы могут быть использованы вне учебной физкультурной работы, в организации и проведении физкультурных досугов и праздников, в формируемой части образовательной деятельности старших дошкольников по программе развития ДОУ.
Авторы опираются на научные изыскания основоположника этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Прокопенко Виктора Ивановича.
Актуальность
Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства (ФГОС) сегодня как никогда перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры
Проект «Ямал – мой край родной!»
Паспорт проекта:
Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.
Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры с активным участием родителей.
Задачи:
1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.
2. Воспитывать этническую толерантность;
3. Формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.
4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.
Предполагаемые результаты:
1.Образовательные.
В результате реализации проекта дети получат знания:
· о быте, культуре, фольклоре, обычаях коренных малочисленных народов Севера.
· о традиционных спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.
2. Социальные.
Взаимодействие детского сада с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности. В процессе реализации проекта предусмотрено сотрудничество с ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта.
3. Практичность.
Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1. Создание долгосрочного проекта.
2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.
3. Выход на городской праздник День оленевода.
Срок реализации: с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.
Участники проекта: дети старших групп МБДОУ №22 и МБДОУ №8, родители, педагоги.
Территория реализации проекта: МБДОУ №22 «Синя птица», МБДОУ №8 «Теремок».
Актуальность проекта
1. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики". Этнокультурное воспитание – часть патриотического воспитания. Только понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.
Главная педагогическая задача здесь заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).
2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.
При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся семья и дошкольное учреждение [9].
3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.
Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом [3].
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.
Практическая значимость для ОУ:
- Оформление выставки рисунков «Вороний день»;
- Пополнение сайта детского сада методическими разработками;
- Популяризация МБДОУ в СМИ.
Замысел проекта: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Целевые ориентиры:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-физическое развитие.
Этапы деятельности
Этапы проекта
|
Деятельность педагога |
Деятельность родителей и детей |
1этап-подготовительный 1.02.2014г.-15.02.2014г. |
-Определение цели и задач. -Осуществление сбора и уточнение информации-анкетирование родителей (анкета №1-прил.№2) -Составление плана деятельности. |
-Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными. |
2 этап - практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2014г.-12.04.2014г. |
-Организация работы через НОД. -Деятельность в режимных моментах 2-3 раза в неделю.
|
-Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время. -Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. -Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр.
|
3 этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов. 15.04.-30.04.2014 |
-Анкетирование родителей (анкета №2- прил.№3). Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами. |
|
План – график реализации проекта
№ |
Мероприятие
|
Тема |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Анкетирование родителей. |
«Заинтересованность родителей». |
07.02.2014г. |
Инструктор по физической культуре, воспитатель.
|
2. 1 |
Экскурсия в библиотеку детского и семейного чтения |
История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста). |
17.02.2014г.
|
Воспитатель, инструктор по физической культуре.
|
3. |
Чтение хантыйских легенд и сказок. |
«Как покрасили ворону», «Семиклювый-семиглавый ворон» (в редакции Р.Ругина); рассказ «Молодая ворона» (хрестоматия для детей дошкольного возраста) и другие.
|
17.02.2014- 10.03.2014г. |
Воспитатель, родители. |
4. |
Знакомство с подвижными играми народов Севера. |
«Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие. Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.
|
17.02.2014- 03.03.2014г. |
Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители. |
5.
|
Встреча с чемпионом и рекордсменом России 2006г. Родионом Талигиным. |
Знакомство с национальными видами спорта. Показ «прыжки через нарты» |
03.03.2014г. |
Инструктор по физической культуре. |
6.
|
Знакомство с национальными видами спорта |
Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.
|
03.03.2014- 04.04.2014г. |
Инструктор по физической культуре. |
7. |
Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр.
|
«Вороний день», посвященный празднованию национального праздника народа ханты «Вурнга хатл»
|
12.04.2014г. |
Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители. |
8. |
Выставка работ
|
Рисунки детей «Вороний день».
|
21.04 2014г. |
Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители. |
9.
|
Анкетирование родителей
|
«Нужны ли подобные мероприятия в будущем?» |
21.04.2014г. |
Воспитатель, инструктор по физической культуре.
|
10.
|
Подведение итогов. |
|
22.04.2014г. |
|
Продукты проекта для детей:
1. Альбом «Наше творчество»;
2. Фотоальбом «Вороний день-2014»;
3. Памятный магнит «Вороний день-2014».
Продукты проекта для педагогов:
1. Анкеты для родителей;
2. Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 5-6-летнего возраста».
3. Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей», метанию топорика.
Продукты проекта для родителей:
Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.
Подведение итогов.
Работа над проектом «Ямал – мой край родной!» закончена. Подведя итоги, наша творческая группа испытывает огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация проекта способствовала расширению элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов Севера, особенно традициях народа ханты на основе праздника «Вороний день». Результаты анкетирования показали:
Индикатор анкеты |
До |
После |
1. Какие игры (головоломки и др.), состязания, обряды народов Севера Вы можете перечислить?
|
<3 |
>5 |
2. Заинтересованы ли Вы в том, чтобы ознакомление с традиционными праздниками, играми и т.д. осуществлялось в различных формах (фестиваль подвижных игр, чтение литературы, поход в музей и др.), в том числе с Вашим участием?
|
92,4% |
98,6% |
Нужны ли подобные мероприятия в будущем? |
Без опроса |
100% |
Литература:
1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.
2. Журавель Н. М. Краеведение Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.
3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.
4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.
5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.
6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.
7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
8. Сказки. Легенды. Мой дом север. « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.
9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. – СПб.: Изд-во АПО, 2011. – С. 47-52.
10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.