Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Этнокультурное воспитание дошк...

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры


Череватенко Елена Борисовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ №13 «Умка»
Грицаник Алена Юрьевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ №22 «Синяя птица»

Аннотация

В работе представлены обоснование и результаты создания единого пространства физкультурного и этнокультурного образования с целью воспитания этнотолерантности старших дошкольников. Показаны возможности использования средств физической культуры для приобщения дошкольников к культуре и национальным особенностям других народов (этносов). Материалы могут быть использованы вне учебной  физкультурной работы, в организации и проведении физкультурных досугов и праздников, в формируемой части образовательной деятельности старших дошкольников по программе развития ДОУ.

Авторы опираются на научные изыскания основоположника этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Прокопенко Виктора Ивановича.

Актуальность

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны,  малой Родины.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается  любовь  к  малой  Родине, развивается  чувство патриотизма.

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства  (ФГОС) сегодня как никогда перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.

 

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проект «Ямал – мой край родной!»

 Паспорт проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.

Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры с активным участием родителей.

Задачи:

1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.

2. Воспитывать этническую толерантность; 

3. Формировать  у детей представление  о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.

4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.

Предполагаемые результаты:

1.Образовательные.

В результате реализации проекта дети получат знания:

·      о быте, культуре, фольклоре, обычаях коренных малочисленных народов Севера.

·      о традиционных спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.

2. Социальные.

Взаимодействие детского сада  с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности. В процессе реализации проекта предусмотрено сотрудничество с  ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта.

3. Практичность.

Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Создание долгосрочного проекта.

2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.

3. Выход на городской праздник День оленевода.

Срок реализации: с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.

Участники проекта: дети старших групп МБДОУ №22 и МБДОУ №8, родители, педагоги.

Территория реализации проекта: МБДОУ №22 «Синя птица», МБДОУ №8 «Теремок». 

Актуальность проекта

1. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики". Этнокультурное воспитание – часть патриотического воспитания. Только  понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

Главная педагогическая задача здесь за­ключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).

2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся  се­мья и дошкольное учреждение  [9].

3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.

Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом [3].

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.

Практическая значимость для ОУ:

- Оформление  выставки рисунков «Вороний день»;

- Пополнение сайта детского сада методическими разработками;

- Популяризация МБДОУ в СМИ.

Замысел проекта: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Целевые ориентиры:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-физическое развитие.

Этапы деятельности

 

Этапы проекта

 

 

Деятельность педагога

 

Деятельность родителей и детей

1этап-подготовительный

1.02.2014г.-15.02.2014г.

-Определение цели и задач.

-Осуществление сбора и уточнение информации-анкетирование родителей (анкета №1-прил.№2)

-Составление плана деятельности.

-Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными.

2 этап - практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2014г.-12.04.2014г.

-Организация работы через НОД.

-Деятельность в режимных моментах  2-3 раза в неделю.

 

 

-Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время.

-Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

-Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр.

 

3 этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов.

15.04.-30.04.2014

-Анкетирование родителей  (анкета №2- прил.№3). Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

 

 

План – график  реализации  проекта

 

 

Мероприятие

 

 

Тема

 

Сроки

 

Ответственный

1.

Анкетирование родителей.

«Заинтересованность родителей».

07.02.2014г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель.

 

2.   1

Экскурсия в библиотеку детского и семейного чтения

История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста).

17.02.2014г.

 

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

 

3.

Чтение хантыйских легенд и сказок.

 «Как покрасили ворону», «Семиклювый-семиглавый ворон» (в редакции Р.Ругина); рассказ «Молодая ворона» (хрестоматия для детей дошкольного возраста) и другие.

 

17.02.2014-

10.03.2014г.

Воспитатель,

родители.

4.

Знакомство  с  подвижными  играми народов  Севера.

«Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие.

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.

 

17.02.2014-

03.03.2014г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

5.

 

 

Встреча с чемпионом и рекордсменом России 2006г. Родионом Талигиным.

 Знакомство  с национальными видами спорта. Показ  «прыжки через нарты»

03.03.2014г.

Инструктор по физической культуре.

6.

 

 

Знакомство  с национальными видами спорта 

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.

 

 

03.03.2014-

04.04.2014г.

Инструктор по физической культуре.

 

7.

Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр.

 

«Вороний день»,

посвященный празднованию национального праздника  народа  ханты «Вурнга хатл»

 

12.04.2014г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

8.

Выставка  работ

 

 

Рисунки детей «Вороний день».

 

21.04 2014г.

Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.

9.

 

 

Анкетирование родителей

 

«Нужны ли подобные мероприятия в будущем?»

21.04.2014г.

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

 

10.

 

Подведение итогов.

 

22.04.2014г.

 

Продукты проекта для детей:

1.    Альбом «Наше творчество»;

2.    Фотоальбом «Вороний день-2014»;

3.    Памятный магнит «Вороний день-2014».

Продукты проекта для педагогов:

1.    Анкеты для родителей;

2.    Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 5-6-летнего возраста».

3.    Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей», метанию топорика.

Продукты проекта для родителей:

Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.

Подведение итогов.

Работа над проектом «Ямал – мой край родной!» закончена. Подведя итоги, наша творческая группа испытывает огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация  проекта способствовала расширению  элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов Севера, особенно традициях народа ханты на основе праздника «Вороний день».  Результаты анкетирования показали:

Индикатор анкеты

До

После

1.    Какие игры (головоломки и др.), состязания, обряды народов Севера Вы можете перечислить?

 

 

<3

 

>5

2.    Заинтересованы ли Вы в том, чтобы ознакомление  с традиционными праздниками, играми и т.д. осуществлялось  в различных формах (фестиваль подвижных игр, чтение литературы, поход в музей и др.), в том числе с Вашим участием?

 

 

92,4%

 

98,6%

Нужны ли подобные мероприятия в будущем?

Без опроса

100%

 

Литература:

1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.

2. Журавель Н. М. Краеведение  Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.

4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.

6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.

7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

8. Сказки. Легенды. Мой  дом север. « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.

9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. – СПб.: Изд-во АПО, 2011. – С. 47-52.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.

     

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт