Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Эволюция художественного прочт...

Эволюция художественного прочтения Библии на примере реализации программы по курсу «Музыкальная литература» (зарубежная) В ДШИ» (из опыта работы)


Метелёва Алёна Андреевна
МБУ ДО ДШИ №2
г. Новый Уренгой

Метелёва Алёна Андреевна
МБУ ДО ДШИ №2
г. Новый Уренгой

Счастливы те, кто в состоянии открыть двери

Библии и решительно идти по ее путям.

Джордж Ноэл Гордон Байрон [1].

Бах почти заставляет меня поверить в Бога.

Роджер Фрай [1].

Священное писание многие годы вдохновляло и привлекало внимание художников, писателей, композиторов и прочих деятелей культуры и искусства. Библия и описанная в ней Священная история, уже многие годы занимает значительное место в философии, культурологии и искусствоведении. Кроме этого, библейские сюжеты и заложенная в них мораль, бесспорно, влияют на воспитание, формирование и развитие личности человека. Известно, что произведения искусства, имеющие в основе теологическую тематику, являются не просто иллюстрациями к Библии, а заключают в себе высокий духовно-нравственный смысл. Учитывая факт того, что в наше время уровень нравственности, к сожалению, не на самом высоком уровне, следовательно, рассмотрение этого аспекта в рамках реализации программы по курсу «Музыкальная литература» в ДШИ необычайно важно и актуально.

Целью данной работы является рассмотрение влияния Библии на мировую художественную культуру, в частности на музыкальное искусство, с целью анализа и освещения некоторых аспектов творчества композиторов разных эпох (И.С.Баха (1685-1750), О. Мессиана (1908-1992)) в контексте эволюции художественного прочтения Священного писания.

В программе по учебному предмету «Музыкальная литература» в ДШИ на изучение творческого наследия выдающегося немецкого композитора И. С. Баха отводятся практически все занятия в первой четверти второго года обучения по предмету, за исключением вводных уроков, которые посвящены истории развития музыкального искусства до эпохи барокко и, непосредственно, культура эпохи барокко, идейные каноны стиля, его художественно-эстетические установки.

И. С. Бах и религия, это практически неотделимые понятия. Об этом свидетельствуют и факты из его биографии, и, безусловно, его творчество. Известно, что на протяжении XVII века музыкальное наследие немецких композиторов трактовалось в рамках духовной музыки. Таким образом, религиозная тема, стала основополагающей для немецкого музыкального искусства того времени. Бах был глубоко верующим человеком, и поэтому эта тема не обошла стороной и его творчество.

Ключевую роль в формировании искусства Баха сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой. Национальные тенденции творчества Баха берут начало от протестантского хорала. За 50-летний период творчества лишь в течение пяти с небольшим лет интересы Баха были сосредоточены на светской музыке. Большую часть своей жизни он работал при церкви и его творческие искания были тесно связаны с лютеранской традицией [2].

Особое место в творческом наследии Баха занимает вокально-драматическое творчество, которое включает в себя около 300 духовных кантат, ряд ораторий – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку» (утеряны), «Магнификат», «Рождественскую ораторию», «Пасхальную ораторию», большую Мессу h-moll, мотеты, хоралы и др.

Согласно исследованиям музыковеда В. Д. Конен, основой вокально-драматического творчества Баха является кантата. Образы человека, лежащие в основе художественного замысла кантат Баха, раскрываются не в конкретном преломлении, а как символ определенной этической идеи. Разнообразие кантат Баха чрезвычайно велико. Среди них – духовные пасторали, библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, а также произведения молитвенно-созерцательного характера [2].

Изучение творческого облика и композиторского наследия одного из крупнейших композиторов Франции ХХ века Оливье Мессиана в программе по учебному предмету «Музыкальная литература» не предусмотрено. Но данная информация может быть донесена до учащихся в качестве дополнительной. Таким образом, для детей создается так называемая «ситуация успеха», поскольку дети осознают, что узнали новый, интересный материал, тем самым расширили свой кругозор и обогатили эрудицию.

Творческая деятельность Мессиана необычайно глубока и многогранна. Композитор был высокоодаренным музыкантом, проявил себя не только как композитор, но и как непревзойденный импровизатор, на протяжении 16 лет работал органистом в церкви Святой Троицы в Париже. Мессиан много гастролировал, давал концерты и мастер-классы в качестве пианиста и органиста, а также мастерски сочетал концертную деятельность с педагогической (преподавал в Парижской консерватории с 1966 года). Создание собственной системы композиции, которую он зафиксировал в своем трактате «Техника моего музыкального языка», значительно повлияло на развитие техники композиции ХХ века и творчество последующих поколений композиторов.

Универсальность творческой личности Оливье Мессиана не исчерпывается только лишь музыкальной деятельностью. Он проявляет особый интерес к экзотическим культурам, музыкальным системам, религиозно-философским трактатам и сказаниям, что во многом определяет тематику и образный строй его произведений. Увлечение композитора различными культурами обусловлено тем, что Мессиан не отказывает неевропейскому (или не христианскому) искусству в праве на выражение Божественной тайны. «Религиозная музыка <…> охватывает широкий спектр различных эпох и стран, различных эстетических взглядов», пишет он [3]. В музыкальном пространстве Мессиана, ритмы и мотивы различных культур преобразуются в его музыке благодаря индивидуальному видению композитора и его стилю.

Одна из вершин философско-религиозного осмысления проблемы божественного в творчестве Мессиана является программная симфония «Турангалила». Концептуальная сложность заключена уже в названии: «в переводе с санскрита “Лила” означает игра, игра творения, игра жизни и смерти. “Лила” также означает любовь. “Туранга” – это бегущее время, это движение и ритм. “Турангалила”, следовательно, означает одновременно: песнь любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти» [4]. Это масштабный десятичастный цикл, который отражает концепцию божественной игры, Любви как устремленности к Богу и концепцию борьбы жизни и смерти.

Кроме симфонии «Турангалила» теологические идеи присутствуют с следующих произведениях композитора: органные сочинения «Рождество Господне» (1935), «Тела нетленные» (1939), «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1941), «Образы слова Аминь» для двух фортепиано, «Три маленькие литургии для хора с оркестром» (1944), «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса» для фортепиано (1944), «Книга Святого причастия» для органа (1984), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

«Священное Писание» - это мощнейший источник идей, которые проявились в творчестве композиторов разных эпох и стран. Среди русских композиторов подобные идеи проявились в творчестве М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, С. И. Танеева, С В. Рахманинова.

Множество произведений искусства написаны выдающимися мастерами прошлого под влиянием Священного Писания, поэтому с уверенностью можно утверждать, что Библия многие годы является источником вдохновения различных художников. Благодаря этому человечество имеет целый пласт культуры, которым мы можем поистине гордиться.

 

Список использованной литературы:

1.    Жилов И. свящ. Что говорят знаменитые люди о Библии? Юрьев: Тип. Эд. Бергмана, 1913. С.78.

2.    Конен В. Дж. Очерки по истории зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1997 – 640 с.

3.    Мессиан О. Речь на конференции в соборе Парижской Богоматери / О. Мессиан / Буклет к столетию Оливье Мессиана: сб. ст. междунар. науч. конф., сост. Л. С. Аваев. – М: изд-во МГК. – 2008. – С. 59-68.

4.    Филенко Г. Т. Французская музыка первой половины ХХ века: очерки / Г. Т. Филенко. – Л: Музыка, 1983. – 283 с.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт