Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Эволюция или революция? Истинн...

Эволюция или революция? Истинный путь россиянина и России


Рылова Н. А.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г. Ноябрьск


 Эта хитрая фраза: «Во имя» – мол,

Позволено всё, что, по мысли, к добру приведёт.

Зло во имя добра! Кто придумал нелепость такую! Даже в страшные дни, даже в самой кровавой борьбе! – если зло поощрять, то оно на земле торжествует – не во имя чего-то, а просто само по себе.

Наум Коржавин «Танька»

Как могло получиться, что в 1917 народ Россия была распята, совершилась революция, была развязана братоубийственная война и, отказавшись от православия, Россия свернула с истинного духовного пути? Корни трагедии лежат намного глубже, чем простое народное желание добиться справедливости.

         Обратимся к исследованию Сергия Булгакова «Героизм и подвижничество»: «…революция есть духовное детище интеллигенции, а следовательно, её история есть исторический суд над этой интеллигенцией». [1]

Это поразительное открытие! Сначала передовые и лучшие люди России задумались о том, насколько несправедливо отношение в стране к простому народу, о бесчеловечности крепостного права. Особенно ярко мы видим это в творчестве Некрасова:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал? [2]

Вследствие этого, как отмечает С. Булгаков, русской интеллигенции было в полной мере «свойственно… чувство виновности перед народом».  Например, герой Толстого дворянин Нехлюдов (роман «Воскресение») тяжело переживает это чувство вины, борется с натурой крепостника и собственника в себе, пытается даже отказаться от земли в пользу крестьян. «Землей я не должен владеть» [3], – приходит к выводу Нехлюдов и мучительно пытается разрешить родившиеся при этом противоречия.

 Далее русская интеллигенция признает вообще все устройство общества в стране несправедливым, приходит к мысли о необходимости множества реформ и в 1825 году делает попытку изменить государственный строй с помощью восстания, известного восстания декабристов.

В русскую интеллигенцию внедряется идея Человекобожества. «Вдохновляясь ею, интеллигенция наша почувствовала себя призванной сыграть роль Провидения относительно своей родины». [1] Русский интеллигент, человек, кощунственно мечтает о роли спасителя, о роли Богочеловека, занимается самообожением. Появляется новая религия, идеалом которой становится герой, Человекобог, в противовес православию, где верующий стремится стать подвижником и верит в Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа. «Задача героизма – внешнее спасение человечества (точнее, будущей части его) своими силами, по своему плану, «во имя своё». [1] Задача христианского подвижничества – превратить свою жизнь в незримое самоотречение, послушание, исполнять свой труд со всем напряжением, самодисциплиной, самообладанием, но видеть и в нем и в себе самом лишь орудие Промысла». [1] «Внешнее спасение человечества» возможно только радикальным, кровавым, простым, с точки зрения большинства, путем, каким  и стала революция.

Изучая в советской школе «Песню о Соколе» М. Горького, мы были уверены, что «безумство храбрых – вот мудрость жизни». Так ли это? По мировоззрению Горький был типичным интеллигентом, а это значит, что только человек в его понимании мог и должен был сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. А за это лучшее надо бороться. И для писателя «дело жизни» – борьба, «безумство храбрых». «Человека создаёт сопротивление окружающей среде», – говорил Горький. Все это можно назвать одним словом – героизм. Героем в этом значении является  и Сокол. Он не задумывается о том, осуществимо ли его безумное желание и какой ценой оно может осуществиться! Нельзя совсем отрицать храбрость, волю к победе, но при этом нужно помнить, что жизнь не должна быть сплошной битвой, уничтожением. «Сила гнева» и «пламя страсти» ничего, кроме разрушения, не несут в мир. Иными словами, не может быть зла во имя добра!

Намного раньше Горького осмыслил идею «зла во имя добра» Ф. Достоевский и предостерёг нас от этого соблазна – в романе «Преступление и наказание». Страшно отразился «топор» Раскольникова в зеркале истории! Это и гражданская война, и фашизм, и много других бедствий. Раскольников раздавлен бедностью и несправедливостью и мучительно ищет ответ на вопрос: почему мир так жесток, можно ли один раз совершить  зло во имя вселенского добра? Человек ищет ответы на вопросы, а вокруг непременно кружат бесконечные идеи – идеологии, идеи -  соблазны, каждая из которых  обещает благоденствие, спасение мира. Идеи и понятия «капитализма», «социализма», «общественной  физики» или естественного отбора, позитивизма,  революционные идеи, «шаткие», «лишенные твердых духовных оснований».[4] Раскольников закономерно терпит поражение, потому что христианские ценности, на которых тогда держалось общество, вывели его на истинный путь. Острие его топора  поворачивается  к нему самому. Соблазну «революционной утопии», т.е. идеи зла во имя добра поддался в свое время и молодой поэт Владимир Маяковский. Маяковский был человеком эпохи господства этики нигилизма, отвергавший культурное, духовное наследие, поэтому Маяковский, как сначала Раскольников, ожидал счастья и благоденствия после революции, разрушения и крови:

          Революция,

          прачка святая,

           с мылом

          всю грязь лица земного смыла [5] («Мистерия-буфф», т.2, с.237)

            Революция у Маяковского выступает в роли Спасителя:

            … в терновом венце революций

            грядет шестнадцатый год.

            А я у вас – его предтеча; …

            И когда,

            приход его

            мятежом оглашая,

            выйдите к спасителю-…[5]

           («Облако в штанах», т.1, с.185)

В творчестве Маяковского ярко выражены богоборческие мотивы:

Жилы и мускулы – молитв верней. [5]

        ( «Облако в штанах» т.1. с. 104)

           Достоевский приводит Раскольникова к истинному, единственному  Спасителю.

Трагический раскол в душе из-за несоответствия ложной идеи человекобожества ощутили и Маяковский, и Горький, и А.Фадеев, трагически оборвалась их жизнь. Тяжело осмысливал революцию А. Блок: Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это ее частности». [6] Русской интеллигенцией овладела идея революционной утопии. Революционная утопия основывается на внешнем изменении действительности вместо внутреннего самосовершенствования.

Советская власть сделала чудовищную попытку уничтожить нашу веру. Разрушали церкви (был взорван Храм Христа Спасителя), сажали в тюрьмы и расстреливали священников, заставляли педагогов дежурить в храмах и выгонять оттуда верующих детей, ввели пропаганду атеизма. Страждущему без духовной жизни народу дали новую религию, в центре мироздания которой стоит человек, сам управляющий миром. Вспомним «Мастера и Маргариту»:

- Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

- Сам человек и управляет…[7]

В литературу начала  ХХ века прочно войдет герой, утверждающий право на насилие во имя некой великой цели. Он признает свое  право влиять на среду, творить свой мир и новое  общество.

 Во имя нового общества он приносит и себя в жертву, отказываясь от  своего  личного  бытия,  и  приносит в жертву других.

Как верующие люди, мы понимаем, что человек не может поставить себя на место Бога. Завоевания революции обернулись страшной петлей тотала в виде сталинского режима. Катком по народу прошлись продразверстка и коллективизация, «дело врачей», массовые репрессии. Закончилось все переворотом ГКЧП. Организаторы этого переворота тоже, наверное, думали о спасении человечества?!

Сколько жертв понадобится еще для того, чтобы мы поняли уроки столетия?

Можно ли мир изменить революционным путем?

Можно ли дух изменить революционным путем?

 Чтобы уроки столетия были учтены, необходимо говорить о них в школе на уроках истории и литературы.

Давным-давно были определены два пути для человека и для России:  путь прогресса и путь просвещения, но совсем не в привычном для интеллигенции значении. Пути определены историческим, глубоким, эпохальным спором между Белинским и Гоголем. Белинский писал: «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.»[8] Гоголь же говорил о том, что только с помощью церкви возможно разрешить «все узлы недоумения и вопросы», что каждый должен спасать свою душу, что просвещение необходимо, но «Просветить не значит научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном уме…. Слово это взято из нашей церкви» [9]

Главный урок столетия, который мы должны усвоить заключается в том, что истинный путь России – путь православия, эволюционный, а не революционный, путь духовного развития каждого человека и страны в целом.

 

 

 

 

Список литературы.

1. Сергий Булгаков «Героизм и подвижничество»/ Вехи. Репринт 3-го изд. Л., СП Смарт, 1990.

2. http://rupoem.ru

3. Толстой Л.Н. Воскресение; Повести и рассказы. – М.: Худож. Лит., 1984, с. 118.

4. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон «я»  и «закон любви»// «Литература в школе», 1999, №1, с.27.

5. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 13-ти т. – М.: Художественная литература, 1955 г.

6. Блок А.А. Интеллигенция и революция/Блок А. Собрание сочинений: в 6-ти т. – Л.: Худож. Лит., 1980-1983, с. 232.

7. Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Рассказы. – Алма-Ата: Жалын, 1988, с. 10.

8. Белинский В.Г. Письмо к Н.В. Гоголю // Белинский  В.Г. Избранные статьи .- М.: Детская литература , 1974,с.186.

9. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями// Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. –М.: Художественная литература 1967, т.6,с.277.

10. Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2. история России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт