Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование общенациональных ...

Формирование общенациональных ценностей младших школьников на уроках ОРКиСЭ


Сязи Н. М.
Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
г. Тарко-Сале

IV Епархиальные Рождественские  образовательные чтения

«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

 

Сязи Н. М.

Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

г. Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО

 

Формирование общенациональных ценностей младших школьников на уроках ОРКиСЭ

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ведущей задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность. Правопорядок. Доверие, развитие экономики и социальной сферы, качества труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия каждым гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [2].

В формировании и развитии общенациональных ценностей играет значимую роль образование, которое предусматривает включение человека в процесс духовно-нравственной культуры. Именно поэтому поиск условий для формирования общенациональных ценностей младших школьников, рефлексии собственного опыта необходимо осуществлять через созидание гуманизированного воспитательного пространства средствами проектно-исследовательской деятельности. Поиск оптимальной модели образовательного процесса, которая приведет к сочетанию и взаимодействию всех видов учебной деятельности в контексте общенациональной культуры младших школьников.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена цель современного отечественного образования, которая заключается в социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного. Компетентного гражданина России. Задачи концепции направлены на:

-личностное развитие (готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на аде, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать гласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам);

-   обеспечение в сфере общественных отношений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (осознания себя гражданином России на основе принятия общихнациональных нравственных ценностей; развитости чувства патриотизма и гражданской солидарности; духовной, культурной и социальной преемственности поколений);

-   содействие в сфере государственных отношений духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (формированию мотивации к активному и ответственному участию вобщественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению национальной безопасности) [2].

Рассматривая процесс развития человека, Л.Д. Столяренко выделяет его основные виды - физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное. Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию [4].

Однако нельзя составить понятие о человеке и определить сущность гуманизации, не выяснив, что есть общенациональная ценность человека. Понятие «ценность» является общенаучным, поэтому одни ученые связывают ее с религией, церковью, другие - с ответственностью, зрелостью.

Общенациональная культура включает в себя совокупность обычаев, ценностей и норм, которые регулируют жизнедеятельность человека - его отношение к себе, к другим людям, к миру в целом. Основным принципом общенациональнойкультуры выступает способность ставить себя на место другого человека. Так, известные ученые В.И. Мирошниченко, Л.В. Останенко, Э.В. Шахова выделяют следующие формы духовной культуры - мифология и религия, искусство, философия, мораль. Мифология и религия с их точки зрения составляют человеческую духовность в представлениях и ритуалах, искусство - в живых образах, философия в понятиях, морали - в нормах поведения. Формы духовной культуры отличаются характером воздействия на человека. Религия действует опосредованно - через Бога, святых; искусство - через материальные произведения; философия раскрывает духовность как отношение человека к человеку, одного носителя духа к другому[3].

Мы считаем, что только единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, чести, достоинства ответственности,  любви к природе, людям, Родине.    

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное пространство миропонимания учащихся через изучение общенациональной культуры. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит широкая правовая свобода в деятельности, с другой – нарастает влияние «духа» прагматизма, жесткого принципа добиться своего – любой ценой, ведущего к непониманию ценностных ориентиров нравственных ценностей.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светские и религиозные  ценностные ориентиры не противопоставляются, а рассматриваются во взаимодействии, взаимодополняющая одна другую.Что очевидным является, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях общенациональных ценностей российского народа..

Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» было воспринято родителями с настороженностью. Не все родители понимали, о чем будет данный учебный курс,  и что будут делать школьники на учебных занятиях. Поэтому, в начале учебного года, было проведено родительское собрание с учащимися 4-х классов, где родители в ходе дискуссионной беседы, пришли к единому мнению о важности нового учебного предмета для становления и развития духовного зрелости школьников. Также, мы провели анкетирование, с целью выявления религиозных воззрений школьников.

 

Результаты анкетирования  учащихся

Категория респондентов: учащиеся 4-х классов (в классе большинство учащихся – дети коренной национальности: лесные ненцы, селькупы),  изучающие модуль «Основы мировых религиозных культур» учебного курса ОРКСЭ.

Количество респондентов: 25 человек, из них 87% учащихся сохраняют традиционную национальную веру (язычество), 10% - придерживаются православной культуры и 3% - придерживаются ислама

Диаграмма 1. Распределение количества респондентов (учащихся) по направленности религиозных воззрений.

 

1.    Интерес учащихся к урокам ОРКиСЭ

Диаграмма 2. Оценка уровня интереса учащихся к изучению комплексного курса ОРКСЭ

 

Следующим вопросом нашей анкеты был вопрос «Интересно ли тебе на уроках ОРКиСЭ?»  77%  школьников ответили положительно,большинство из них (45%) выбрали ответ «очень интересно».

Ответы 20% учащихся указывают на  неустойчивый интерес – «иногда бывает интересно», и 5% учащихся говорят об отсутствии интереса.

Яркой чертой при изучении Основ мировых религиозных культур, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных вопросов (например, вопрос проблемы взаимоотношений с разными народностями нашей страны). В результате у младших школьников  формируются общенациональные ценности.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

Методы

Характеристика

Метод нравственных дискуссий

Создаются доступные  для понимания школьников проблемные ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы

Методы и приемы познания, используемые для решения творческих заданий в процессе изучения нового.

Исследовательский метод,

Школьники самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Метод проектов

Предполагает активизацию исследовательской, творческо-познавательной деятельности учащихся; позволяет направлять их на поиск духовно-нравственной информации, имеющий личную значимость; стимулирует мотивацию личностного роста, интерес к самостоятельной деятельности, обеспечивает формирование навыков проектной деятельности.

 

Проекты могут быть посвящены традиционным ценностям своего и других народов России. Цель таких проектов - формирование интереса и уважительного отношения к общенациональным ценностям  разных народов, воспитание патриотизма, толерантности, гражданственности. Метод проектов может быть реализован на одном занятии. Для этого необходимо организовать пространство в классе так, чтобы младшие школьники могли работать в микрогруппах по 3 - 5 человек. Организуя работу по созданию проектов, необходимо устанавливать доброжелательную атмосферу, все проблемы должны обсуждаться в атмосфере сотрудничества. Например, темой проекта может быть такой: составить сценарий беседы «Духовные ценности народов нашего края». Подгруппы составляют план работы. Затем планы обсуждаются, выделяются удачные моменты и недочеты. Приложение II

Также, в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою страну. Результатом стало исследование, проведенное учащимися 4 «А» класса, «Семейные ценности», «Древо семьи», учащиеся создавали генеалогическое древосвоей семьи. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и моральной поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

   Таким образом: общенациональные и гуманистические основы младшего школьника формируются на каждом уроке ОРКСЭ, основанных на нравственных и духовных ценностей народов России.

Использованная литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 2.

2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Текст /А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: «просвещение». 2009.

 3. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.

4.    Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт