Автор: Юрьева Наталия Борисовна
МБОУ «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко
Формирование нового человека с активной жизненной позицией является одной из задач духовного развития современного общества. Воспитание такой личности возможно при наличии определённых педагогических условий. К числу важнейших условий относится общение, в процессе которого усваиваются и передаются ценности. Для подростков общение является способом включения в социальные отношения, а также играет существенную роль в эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта. Одним из деятельных способов воздействия на школьника может стать образовательная игра «Дебаты».
«Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога» [Л.Н.Вахрушева, С.В. Савинова].
Игра «Дебаты» способствует адаптации подростков к условиям современного общества, приобщает их к нравственным нормам и ценностям. Ведь в современном обществе большое значение придаётся умению конкурировать, отстаивать свои интересы, вести полемику. В игре побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, так как в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон. Это на первый взгляд противоречит дидактическим принципам, но приближает дебаты к жизни: у каждой проблемы есть две стороны, и у каждого решения есть сторонники и противники. Очень важно соблюдать три основных принципа. 1. Дебаты не могут быть направлены против личности, т.е. недопустимо критиковать самих оппонентов, а только их высказывания. 2. Основа дебатов — честность. Нельзя подтасовывать аргументы. 3. Дебаты в образовательной практике предназначены для обучения и развития обучающихся, их социализации, а не для состязания между ними.
На уроках литературы приемлемы «Литературные дебаты», ибо именно художественная литература воздействует на формирование всей личности человека: мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства.
В каждом произведение, изучаемом на уроках литературы, мы наблюдаем полемику, которую ведут герои между собой, или автор спорит с читателями. Авторская позиция может явно выражаться через того или иного персонажа, а может быть неявной. Например, в пьесе М.Горького «На дне» Сатин спорит с Лукой о правде. «Как же должен жить человек, чтобы не оказаться на дне жизни?» Разве может быть более важного вопроса для молодых людей, которые уже завтра начнут самостоятельную жизнь. «Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?». Это те жизненно важные вопросы, которые можно предложить для дебатов.
При изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» можно предложить актуальную для подросткового возраста тему: «Всегда ли любовь – это жертва?». И не зависимо, какая из команд, команда «ЗА» или команда «ПРОТИВ», победит, в итоге игры должна всегда звучать истина. Если ее не смогли проговорить ученики, значит должен озвучить учитель. Например: «Да, любить означает готовность принести в жертву собственные интересы ради интересов других. Любить людей – это ежедневный, ежечасный труд, который приносит радость истинно любящему. И если нам дана способность восполнять нужды окружающих нас людей, мы должны помогать им, не быть эгоистами. Любовь – это жертва».
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», мы видим, как героев с активной жизненной позицией, так и праздных приспособленцев. К первым относятся Евгений Базаров, который каждый день проводит естественно научные испытания, оказывает медицинскую помощь при необходимости, и Н.П.Кирсанов, преобразующий свое поместье. А вот Павел Петрович занимается только самолюбованием. Чтобы лучше понять героев литературного произведения, можно организовать дебаты от первого лица. Спикер одной команды – П.П.Кирсанов, спикер другой команды – Евгений Базаров. Спор ЗА взгляды нигилистов и ПРОТИВ. Для аргументации учащимся потребуются не только знание текста (а текстом во время литературных дебатов приветствуется пользоваться), но и знания истории, обществознания. Кроме этого для дебатов можно предложить следующие вопросы: «В борьбе с самим собой Базаров победил или проиграл?» Команда «ЗА» должна доказать, что Базаров победил в борьбе с самим собой, а команда «ПРОТИВ», что он проиграл эту борьбу. «Доброта – это проявление силы или слабости?». Подобрать аргументы непросто. Мы простили человеку его безответственность, тем самым мы проявили силу или слабость? А простить измену может сильный или слабый человек? А главное, как поступить в жизни, если столкнёшься с обманом, пьянством, воровством? Быть добреньким и пожалеть? На такие вопросы нет однозначных ответов. Но то, что подросток уже сейчас серьезно задумался о нравственном поступке или проступке, поможет ему в будущем. Меньше совершит ошибок. А главное, не будет равнодушным. Ибо как сказал польский писатель Бруно Ясенский: «…Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»
Темы итогового сочинения по литературе как раз заставляют выпускников размышлять не только о проблемах, затронутых в художественных произведениях, но и о жизни. Умению четко формулировать тезисы, подбирать литературные аргументы и будут способствовать дебаты. Т.е. образовательную игру «Дебаты» можно рассматривать как альтернативную форму подготовки к государственной итоговой аттестации. И ещё одно преимущество этой формы урока. В отличие от дискуссии «Дебаты» – строго регламентированная игра. Поэтому, когда все участники знают правила игры, учителю легко рассчитать время урока.
Ораторское мастерство и риторическое искусство очень древнее. А много ли современных людей владеют этим искусством? А много ли подростков умеют говорить убедительно, грамотно; писать так, чтобы читателю была понятна их мысль.
Поэтому филологи приняли решение активно использовать форму урока – дебаты. И итогом этой работы сделать ежегодный городской турнир по литературным дебатам между учащимися школ города, куда приходят соревноваться уже команды-победители школьных турниров.
Дебаты – форма урока (участвует весь класс).
Дебаты – общешкольное мероприятие (участвуют команды от классов, остальные болельщики и зрители).
Дебаты – городские соревнования для учащихся 9 -10 классов (участвуют команды-победители от школ + болельщики. Зрители – все желающие).
Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие подростки приобретают важнейшие универсальные учебные действия:
- осознанно читать художественные произведения;
- обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию – текст;
- анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы;
- устанавливать логические связи между явлениями;
- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки;
- работать в команде и другие.
На играх самый трудный тур, как сами ребята говорят, – тур вопросов и ответов. К сожалению, пока у подростков не очень хорошо получается слушать. Да, они слушают, но не СЛЫШАТ. И зачастую вопросы (всего только 2), которые имеет право задать команда-противник, повторяют информацию выступающих противников. Не всегда отвечающий слышит своих же сотоварищей по команде. Побеждают те, кто умеет и говорить, и слушать, и работать командой, и с уважением относиться к противнику.
Список литературы