Зубкова Елена Евгеньевна
Социальный педагог
МБОУ ДОД «Центр детского творчества
Формирование ценностных ориентаций подростков через благотворительную деятельность
Милосердием называется такая добродетель,
благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе,
переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства,
и даже на совершенно неизвестных нам людей,
перед которыми у нас нет никаких обязательств
и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.
Бернард Мандевиль
Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Можно сказать, что собственно человеческое в человеке – это всегда другой человек. Другой – осветивший и обогативший мою душу, мой жизненный мир, и те, кому я в свою очередь посвящаю свои силы и способности. Детству, естественно, присущи стремление к дополнению, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую, развивающую среду, в которой младшим легче осваивать глубины внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей.
Взросление – дело трудное и даже болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, человек может превратиться в карикатуру на человека или в чудовище. Потерю человеческого облика мы видим в неутешительных реальностях настоящего времени: множество асоциальных элементов.
Модели плохого поведения детей притягивают, как магнит. Хотя дети зачастую не видят ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышат от родных, что так вести себя нельзя. Такие дети, во-первых, психически нормальны, и во-вторых, нередко растут в обеспеченных семьях, где у них есть все. Практически все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором.
Влияние СМИ на сознание подрастающего поколения очевидно. Некоторые мультфильмы, и компьютерные игры чудовищно воздействуя на воображение ребенка, дают новые установки и модели поведения. Провокации информационной среды - современная реклама, игрушки, приводят к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека к дисгармоничности.
К сожалению, не только средства массовой информации влияют на сознание подрастающего поколения. Нередко плохой пример ребенок может увидеть дома, в окружающей его жизни. Есть дети, которые видели такой пример с рождения. Чтобы помочь ребенку обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий человек, для многих детей такими близкими становятся педагоги образовательных учреждений.
Я работаю в Центре детского творчества, где обучаются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Вот уже 8 лет я руковожу благотворительным клубом «Город добрых сердец». И у своих воспитанников я стараюсь формировать ценностные ориентации через реализацию написанной мной программы «Город добрых сердец». Цель моей деятельности – это развивать творческие, организаторские и коммуникативные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, здоровых детей, через совместное включение их в досуговую деятельность не только как пассивных, но и как активных участников мероприятий.
Деятельность благотворительного клуба «Город добрых сердец» рассчитана на взаимодействие и взаимоотношение здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также призвана способствовать развитию помощи здоровых детей больным в развитии творческих способностей через досуговую деятельность и общение на равных.
В благотворительном клубе «Город добрых сердец» дети с ОВЗ быстрее адаптируются, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них. В то же время, вовлеченные в совместную деятельность со здоровыми детьми, дети с ОВЗ здоровья учатся действовать и жить в коллективе, учатся, чего многие лишены с момента рождения.
В настоящее время накоплен определенный опыт социализации детей с ОВЗ. Занимаясь в клубе «Город добрых сердец», воспитанники меняют свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни, обретают более оптимистический взгляд на жизнь и окружение, особенно большое значение, имеет то, что включаясь в досуговую деятельность, ребенок попадает в коллектив единомышленников.
Для меня, как руководителя клуба «Город добрых сердец» важно, чтобы досуговая деятельность детей с ОВЗ и здоровых детей сочеталась с их общим психологическим развитием, с формированием у моих воспитанников психологического и нравственного здоровья. Поэтому одни из важнейших задач в моей деятельности: содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков через приобщение их к общечеловеческим ценностям – гуманизму и милосердию, человеколюбию и состраданию – в процессе социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми, требует особенного подхода, умения, толерантности. Творческое сотрудничество предусматривает совместную деятельность детей и взрослых, их общение в процессе работы. Массовые мероприятия, праздники, фестивали, выставки, конкурсно-развлекательные игры и многое другое проведённые под моим руководством, хорошо сплачивают детей, воспитывают чувства взаимопомощи, поддержки, доброжелательности, позволяют преодолеть недостатки развития, усовершенствовались физические и психоэмоциональные функции подростков с ограниченными возможностями здоровья, а так же помогают детям с ограниченными возможностями здоровья общаться со сверстниками в непринуждённой обстановке. Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся высказывать своё мнение, выражать свое отношение. Они активны, легко усваивают новые слова и выражения и тут же стараются ими воспользоваться, таким образом, происходит социальная адаптация воспитанников в среде сверстников. Проведение ежегодного благотворительного фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра» помогают детям с ОВЗ готовить творческие работы и концертные номера, организуют выставку творческих работ, творческие мастер-классы и концертную программу, в которой выступают на сцене. Проведение благотворительных акций «С Новым годом», «Рождественские колядки», «С днем рождения» - воспитанники клуба готовят театрализованные поздравления и выезжают на дом к особым детям с поздравлениями. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению детей с ограниченными возможностями здоровья среди сверстников.
И всегда необходимо помнить о том, что у человека есть потребность творить добро, ощущая себя при этом немножко добрым волшебником. Творить по отношению к зверям и птицам, занимаясь некой природоохранной деятельностью. Творить по отношению к своим домашним – помогая по хозяйству или поздравляя с праздниками. По отношению к людям вокруг – и в первую очередь к тем, чья потребность в помощи заметна и очевидна.