Мелентьева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Негосударственное общеобразовательное частное учреждение
«Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»
г. Новый Уренгой
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у младшихшкольников актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личностиребенка. В настоящее время действительно существует утрата духовной ориентации в обществе. И от этого в первую очередь страдают дети.Как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Важно определить вопросы нравственного воспитания младших школьников, как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приемы, формы и методы работы.Проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом и Русской Православной Церковью, важнейшей, является восстановление исторической памяти народа, христианской веры, с нею связанных ценностей, идеалов, духовно-нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании подрастающего поколения.
Особую роль, на мой взгляд, играют занятия по отечественной истории, где прослеживается связь с великим прошлым, с великими подвигами наших отцов и дедов. Изучая исторические пути предков, школьники приобретают устойчивые взгляды, веру в неисчерпаемые возможности своего народа. Это служит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности между поколениями.
Из опыта педагогической работы считаю, что одним из условий восстановления духовной связи между подрастающим поколением и историческим прошлым, является знакомство младших школьников с лучшими образцами отечественной литературы.
Изучая родной край, его историю, его особенности, природные ресурсы и достопримечательности,дети приобретают понятие о малой Родине, понятие, которое является ключом к первоначальному знанию о своем Отечестве.
В этом плане, хотела бы поделиться опытом использования этого потенциала на занятияхкурса«Основы православной веры».
Православная культура в общеобразовательном учреждении имеет важный воспитательный и нравственный потенциал. Как учитель начальных классов, хочу отметить, что курс «Основы православной веры», имеетположительное влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Уроки по этому предмету с первых занятий будят в ребенке чувство любви к Родине и ненавязчивоориентируют обучающихся на формирование духовно-нравственных ценностей.
Педагог, совместно сaвторами учебника, своим доверительным разговором помогает детям научиться видеть друг в друге образ Божий, на примере жизни святых людей подсказывает, как нужно поступать в сложных жизненных ситуациях.
На занятиях «Основы православной веры» учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы дети смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка и совпадать с кругом интереса педагога;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое школьнику, а уже потом науке.
Например, результат изучения темы «Подвиг» на уроке «Основы православной веры»– формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера, осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка, принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном понимании, как ежедневного труда над собой.
Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны защитить индивидуальный или групповой проект по темам:
- Что такое подвиг?
- В жизни всегда ли есть место подвигам?
- Зачем героям ставят памятники?
- Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?
- Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Много славных подвигов совершили наши предки. И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец – князь Александр Невский.
На уроках по «Основам православной веры» школьники начальной школы знакомятся с личностью святого благоверного князя Александра Невского.
Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, который опирается в своей жизни прежде всего высшими евангельскими добродетелями, в том числе милосердием, кротостью, человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.
Дети узнают значение слова «благоверный». Это слово, как мы видим, состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему и, что к лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, которые сумели в своем государственном служении остаться верными Христу.
Говоря о битве со шведами на реке Неве,ребята видят храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем, который встретил врага, бился бесстрашно, зная, что защищает родную землю, что сражается за правое дело.
На тот момент у князя была малочисленная дружина, и ожидать помощи было неоткуда. Зато у него была крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу. Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр повел свою дружину в бой. Князь встретил врага с малой дружиной и бился бесстрашно, зная, что защищает родную землю.
Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: “Не в силе Бог, но в правде!”
Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.
После свершения великого подвига в сражении с Западом, ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. Князь Александр Невский смог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.
Князь предстает перед нами не только как воин - князь. В ходе подготовки проекта дети узнают, что святой благоверный князь Александр воздвиг храмы, построил новые города, разогнанных людей, собрал в их дома. О нем говорили: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдовпоправде судит, милостив, добр для родных своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое».Перед нами встает мудрый правитель – приветливый, заботливый, милосердный, князьАлександр - защитник Православия.
В конце такого занятия можно предложить составить синквейн на тему: Александр Невский.
Название темы (одно существительное)
Описание (два прилагательных)
Действия (три глагола)
Моё отношение(фраза).
Александр Невский.
Мужественный. Православный.
Сражается. Побеждает. Верует.
Настоящий защитник земли русской – победитель.
Изучив житие и подвиги Александра Ярославовича, описанные в исторической литературе, в течение проекта, дети создавали творческие работы в виде рисунков, плакатов, размышлений, мини-сочинений о его словах, а также подбирали высказывания, цитаты, которые могут стать, важным советом для них. Например:
- «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!».
- «Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».
Особенно затронули детей и слова, князя Александр перед битвой на Неве: «Не в силе Бог, а в правде».
Также, в конце занятия учитель может предложить ребятам заполнить табличку:
Какими качествами должен обладать настоящий герой? |
Есть ли во мне это качество? |
Над какими качествами мне необходимо ещё поработать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После таких занятий, ребята смогут понять, что же составляет суть настоящегоподвига, понятькакими качествами должен обладать настоящий герой.
Через организацию учебно-исследовательских и проектных работ детей, происходит формирование у школьников понимания того, что будущее и настоящее невозможно без прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, открывать для себя новые факты из жизни Великих людей, знакомиться с историей страны, сохранять память о подвиге наших предков. А это и есть формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, пробуждение гордости за героические поступки соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера.
Таким образом, такиезанятияне только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий,формирование духовно-нравственных ценностей школьников.
При составлении заданий я учитываю ряд дидактических требований:
-задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;
-построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом вариативности;
-ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и уровень сформированности личностной, семейной и социальной культуры.
Главным итогом на уроках по «Основам православной веры», является усвоение школьниками вечных ценностей: сострадания, милосердия, стремления к добру.
И если, владея этими ценностями, школьники будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет наше государство.
Список используемой литературы: