Столкнувшись в последние десятилетия с множеством экологических проблем, человечество начинает искать способы разумного, рационального, гармоничного взаимодействия с природой. Ученые заговорили о необходимости становления культуры взаимодействия с природой, без нарушения экологического равновесия и причинения ущерба окружающей среде.
Однако не стоит полагать, что лишь сейчас, реально ощутив на собственном здоровье и благополучии неправомерность потребительского, царственного отношения к среде обитания и природным ресурсам, люди только-только начинают вырабатывать систему экологических ценностей, которыми будут руководствоваться в дальнейшем. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Мир традиций не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложения знаний прошлого в современной жизни.
В основе традиций взаимодействия человека и природы – отсутствие потребительского отношения, учет интересов всего, что составляет жизнь ландшафта. Изучение экологической культуры коренных этносов, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе.
Экологические традиции, в частности, включают:
Изучение экологических традиций направлено на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы, распространение идей красоты традиций, содействие повышению экологической культуры населения.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Наши дети, находясь в условиях города, к сожалению, очень мало видят коренных жителей и общаются с ними. Поэтому наша задача - создать условия для ознакомления детей с природой Крайнего Севера, жизнью коренного народа – ненцев, хантов, селькупов, их культурой и традициями (жилище человека и предметы быта, народные праздники, народные игрушки); с природными богатствами земли коренных жителей, трудом людей в суровых условиях севера. Воспитывать в детях уважение к самобытной культуре ненцев, научиться ценить и беречь природу северного края.
Для нас Север тоже стал родным, любимым. Николай Дудников выразил свою любовь в книге «Мой дом – Север», где через сказки, рассказы поднимаются острейшие проблемы экологии. Люди не остаются равнодушными к проблемам Севера, его коренного народа. Музейные работники стремятся попасть в этнографические экспедиции на стойбища ненецкого народа, чтобы более глубоко познакомиться с самобытной культурой в ее естественной среде. В своей работе используем литературно – краеведческую хрестоматию для школ ЯНАО «Северные родники» (Ямало-ненецкий окружной институт усовершенствования учителей). В ней помещены произведения устного народного творчества, а также произведения авторов, которые живут на Крайнем Севере, в Сибири. Они приглашают нас пройти по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, почувствовать, как горячи сердца северян, удивиться богатству этого сурового края.
В нашем детском саду есть кукла Хомани, которая рассказывает детям о своей Родине. Вместе с маленькой гостьей мы путешествуем по прекрасной тайге, что расположена на юго – востоке Ямало-Ненецкого автономного округа, и где нам посчастливилось жить, и что является также и нашим родным краем.
В студии Экологии наша кукла Хомани живет в региональном уголке: в своем чуме, а для непосредственно образовательной деятельности создан «Столик удивления», на котором Хомани «представляет» детям «свою семью», предметы быта в соответствии с содержанием занятия и временем года.
Работа кружка «Экошко» строится по разделам региональной программы экологического образования:
Цели: Подготовить дошкольников к реализации деятельного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, развитие у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально - экономических процессов в Ямало-Ненецком автономном округе.
Задачи:
1. Познакомить детей:
- с географическим положением ЯНАО, климатом, полезными ископаемыми округа.
- с природой Крайнего Севера, жизнью коренного народа – ненцев, хантов, селькупов, их культурой и традициями (жилище человека и предметы быта, народные праздники, народные игрушки);
- с природными богатствами земли коренных жителей, трудом людей в суровых условиях севера.
- с экологической культурой коренных этносов, их традициями, которые служат примером отношения к природе.
2. Воспитывать в детях уважение к самобытной культуре ненцев, научиться ценить и беречь природу северного края.
Сегодня проблема взаимоотношений человека и природы должна волновать всех. Считаю, нашим детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края; знакомить с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, поселков, сел.
Анализируя работу клуба «Экошко» по региональной программе, мы увидели огромный интерес детей к ознакомлению с жизнью и традициями ненцев, географическим положением нашего края, города; с историей освоения севера, полезными ископаемыми нашего края, с трудом людей: геологов, буровиков, нефтяников, газовиков. Ведь люди этих профессий – родители многих наших детей. У детей возникает огромное уважение к своим родителям и гордость за них. Интерес усиливается, если на занятиях рассказывается об их сверстниках, мальчиках и девочках, живущих на Севере – в тайге, тундре. Например, в документальных рассказах книги К. Лагунова «Как искали Тюменскую нефть» рассказывается о двух мальчиках (Семен Урусов и Прохор Попов), которые в озере близ города Сургут нашли нефть, отправили бутылку с нефтью в Москву академику И.М. Губкину, и которые впоследствии стали знаменитыми, известными всему Советскому Союзу, нефтяниками.
Наши дети с удовольствием экспериментируют, проводят опыты с воздухом, почвой, торфом, нефтью. При этом придерживаемся определенных принципов.
Ежедневные наблюдения в природе помогают детям развивать представления об отличительных особенностях северной природы, как люди приспосабливаются к жизни в суровых условиях, воспитывать бережное отношение к хрупкой природе Севера; видеть красоту природы Севера в разные времена года; о ценности природы, а также о нормах поведения в природе. Огромный интерес вызывают у детей занятия на тему:
« Чудодейственная сила хвойных деревьев» и «Целительная сила лесных ягод», «Тайны северных трав», «Северный олень, собака (лайка) – главные помощник ненца», «Игры и игрушки народов Севера», «Одежда и украшения ненецкого народа », «Праздники народов Севера», «Жизнь и быт коренных народов Севера».
Дети очень подробно знакомятся с растениями и животными Ямала в разные времена года, с их приспособленностью жить в суровых северных условиях; с тем, как человек заботится о диких животных, а также ролью домашних животных в жизни коренных народов севера (олень, собака); священных животных (бурый медведь, щука, соболь, белый олень, бобер), на которых охотиться нельзя. Таким образом, развивается интерес и уважение к обычаям и верованиям ненцев, хантов, селькупов. Дети знают правила сбора ягод и грибов, которые необходимы всем людям, для того, чтобы сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому, в течение двух лет составляют Красную книгу Ямала на занятиях на тему «Животные и растения под нашей защитой».
Особый интерес у детей вызывают занятия по ознакомлению с трудом коренного населения, основным промыслом (охота, рыбалка); с трудовым воспитанием мальчиков и девочек (тема занятий «Труд – основа жизни северян»).
Очень привлекает детей рассматривание кукол в национальной одежде, некоторых предметов быта. Наша кукла Хомани переодевается каждый сезон в новый наряд. В результате дети начинают понимать, что одежда, быт людей зависит от условий их жизни (например, почему на Севере нужна теплая меховая одежда). Детей привлекают ненецкие орнаменты, с удовольствием их раскрашивают. Огромный интерес вызывают занятия на тему «Игры и игрушки ненецких детей», «Боги и духи, верования ненцев», где дети знакомятся с обрядами общения с духами, с ненецкими народными поговорками; украшения нашей куклы из бисера, подвижные игры народов Севера. Поэтому для детей приготовлены «кузовки» с украшениями, игрушками; сундучок с одеждой по сезонам для куклы Хомани, которую дети с удовольствием наряжают.
Формирование этнокультурной компетентности дошкольника происходит особенно эффективно на занятиях с использованием адаптированных текстов (о детях) этнокультурной направленности. Они легко включаются в структуру занятия и могут использоваться в процессе изучения различных тем. (Книга М. Приходько М.,
О. Приходько «Хомани», ООО «Издательский дом «Светлячок»», 2002)
На первом этапе работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольников дети, посещающие кружок, проявляя интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни коренных жителей севера, с трудом запоминали названия: округа, области, наших северных рек, озер, населенных пунктов; с трудом ориентировались на карте ЯНАО, Тюменской области. Пытались оценивать состояние жизни людей в северных условиях, растений, животных с позиции «хорошо – плохо». Но были готовы оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным и растениям. К концу первого года обучения только лишь четыре ребенка были уверены в ответах, без помощи педагога могли ориентироваться на карте, рассказать о жизни коренных народов севера, о природных богатствах нашей земли.
На втором этапе изучали с детьми уже накопленный опыт детей и пополняли новым содержанием, анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде, действительной заботой о представителях животного и растительного мира, о коренных людях севера, использованием полученных ранее знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности, воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
К концу второго года обучения у детей
· Выработалась привычка соблюдения правил поведения в окружающей среде.
· Дети могут объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
· Могут рассказать о предметах и явлениях природы страны и родного края (Ямала), растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
· Уверенно ориентируются на карте Тюменской области, ЯНАО, называют 2-4 северных реки, города и поселки округа.
· Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре (уверенно используют его в речи), труде.
· С уважением относятся к труду и традициям своего народа, коренных жителей ЯНАО; к труду людей осваивавших нефтяные и газовые месторождения нашего края (геологов, нефтяников, газовиков).
В своей работе мы столкнулись с некоторыми проблемами:
1. Слишком большой объем материала. Стараюсь дать детям как можно больше информации. Но в группах эта информация закрепляется не в полном объеме, поэтому дети многое забывают, и приходится повторять пройденный материал несколько занятий подряд.
Поэтому, для большей эффективности в работе для педагогов всех возрастных групп разработаны методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности дошкольников.
Используя технологию интегрированного обучения, где стержнем является экология, в ДОУ организовано взаимодействие по формированию этнокультурной компетентности старших дошкольников между педагогами дошкольных групп, воспитателем изобразительной деятельности, музыкальным руководителем, инструктором ФИЗО. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей. Внесение регионального компонента в содержание и тематику различных форм организации деятельности дошкольников, в пространственно - предметную среду позволяет нам формировать целостное отношение к родному краю.
2. Недостаточное количество практических занятий. Несмотря на то, что проводятся сезонные экскурсии, организовывается труд на участках и т.п., знания у детей остаются неглубокими. Дети должны быть ближе к природе, чтобы чувствовать ее, как можно больше общаться с ней. Как отмечает в своей программе Н.А. Рыжова: «Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц…» Именно поэтому необходимо увеличить количество экскурсий в лес, парк, по экологической тропе ДОУ.
3.Недостаточное количество рабочих материалов (настольных игр, иллюстраций, картинок экологической направленности; игрушек, которые могут дать представление о настоящих животных; дисков для просмотра видеоматериалов о жизни народов Севера, для прослушивания музыки народов Севера.
Трудно работать, когда нет поддержки воспитателей и родителей. Родители также как и воспитатель должны быть готовыми ответить на вопросы детей, удовлетворить их любознательность.
Для педагогов ДОУ разработаны методические рекомендации работы на экологической тропе в старшей и подготовительной к школе групп детского сада, циклы наблюдений в природе, рекомендации для воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя ИЗО по циклу занятий «Времена года».
В реализации программы помогают пособия:
Для воспитателей и родителей приготовлена консультация «Народные обычаи и традиции народов Севера», «Люби и знай родной свой край», дидактический материал для работы с детьми; рекомендации, когда и как знакомить ребенка с природой Севера.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, будут уважительно относиться к людям других национальностей, на всю жизнь сохранят любовь к Северу.