Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование функциональной гр...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы


Бакулина Ирина Геннадьевна,

Белоусова Светлана Николаевна,

учителя русского языка и литературы

Панаевской школы-интерната

Ямальского района

 

Термин функциональная грамотность был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965). В связи со вступлением России в мировое образовательное пространство и введением в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) актуальным стало понятие «функциональная грамотность». Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность человека эффективно участвовать в жизни общества, быстро адаптироваться и функционировать в нём, саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование функционально грамотных людей.

Одной из первостепенных задач в рамках реализации плана действий по развитию функциональной грамотности школьников становится задача анализа текущей ситуации. Наиболее известными международными оценочными исследованиями занимается Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимая под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).  В российских школах также проводится всесторонний анализ функциональной грамотности обучающихся. В последние годы введены новые формы контроля: «Читательская грамотность» (5, 7, 9 классы), ВПР (5-11 классы), устный экзамен по русскому языку в 9-ом классе.

Наша современная школа нацелена на развитие функциональной грамотности обучающихся и на подготовку к успешному прохождению всех видов контроля.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное и формируется практически на всех занятиях как гуманитарного, эстетического, так и естественно-математического циклов. На уроках русского языка и литературы мы работаем над несколькими основными видами функциональной грамотности, а именно: коммуникативной, информационной и деятельностной.

При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии, публичные выступления и т. д. Также создавать проекты, выполнять интеллектуально-лингвистические упражнения; участвовать в игровых ситуациях, выстраивать диалоги.Для этого используются различные формы работы на уроках: индивидуальная, работа в группах, минигруппах.

Эти методы, виды и формы работы на уроках способствуют формированию умений вступать в контакт с любым собеседником и поддерживать общение, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Для учителей русского языка особенно актуальной является подготовка обучающихся к ГИА в 9-ых, 11-ых классах, которая включает экзаменационные сочинения разных видов (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение на понимание смысла фрагмента текста, сочинение-рассуждение по данному определению; итоговое сочинение-рассуждение на основе произведений художественной литературы и сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ).

При написании сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста, по-нашему мнению, является редактирование чужого сочинения. При этом применяем групповой метод работы обучающихся. Группы работают над сочинениями, написанными одноклассниками. Сначала ребята оценивают текст по установленным разработчиками КИМов критериям. Например, наличие тезиса, двух аргументов, вывода, использование примеров из художественной литературы или исходного текста. Это трудоёмкая, кропотливая работа, требующая умения анализировать текст. Также обучающиеся проверяют грамотность написания сочинения по четырём критериям: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Эта работа позволяет обучающимся избежать многих недочётов, ошибок в собственных сочинениях. Кроме того, в группе оттачивается умение вести диалог, слушать собеседника и вырабатывать общую точку зрения.

Важной составляющей функциональной грамотности является информационная грамотность. Поток информации в нашем мире огромен и разнообразен (учебники, справочная литература, Интернет), но не всегда полезен. Задача педагога – научить школьников выбирать важное и нужное для решения конкретной задачи или проблемы как на уроке, так и в жизни. Поиск информации в различных источниках, её извлечение, переработка, систематизация и представление – все это формирует функционально грамотную личность.

Наиболее эффективным методом работы в этом направлении считаем создание учебных ситуаций, связанных с актуальными на данный момент темами: «Экология планеты», «Круг чтения современных подростков» и т.д. На таких уроках можно использовать примеры из реальной жизни, а для составления учебных заданий – тексты разных стилей и функционального назначения. Например, объявление, реклама, инструкция, библиография и т.д. На основе этих материалов можно создавать задания разных видов: от тестов и кроссвордов до веб-квестов.

Основополагающим требованием общества к современной школе является применение системно-деятельностного подхода в обучении. Знания из разряда теоретических должны стать прикладными и использоваться в повседневной жизни. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих школьников.

Формированию навыков деятельностной грамотности способствует, прежде всего, создание необходимых условий, таких как комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос, способность услышать друг друга. Для стимулирования практической деятельности обучающихся используются следующие активные формы обучения: «Мозговой штурм», «Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый лишний», «Магический квадрат». Они позволяют школьникам сразу включиться в работу на любом этапе урока.

Хорошо известный всем учителям метод «Мозговой штурм» мы часто используем при подготовке к экзаменационным сочинениям, особенно к итоговому сочинению в 11 классе. Итоговое сочинение невозможно написать, если ученики не поймут, что тема сочинения, тезис (основная мысль) и примеры из произведений художественной литературы (аргументы) неразрывно связаны между собой. Раскроем любую тему, если четко выстроим эту цепочку – вот что должны понять ученики.

На уроке предлагаем от пяти до десяти тем, называем конкретные, уже изученные произведения. Ребята должны быстро выстроить логическую цепь и вспомнить эпизоды из художественных произведений, подтверждающие тезис, ими же сформулированный.  Сначала предлагаем темы простые, представляющие вопрос: «Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит?», «Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?», «Всегда ли зло совершается намеренно?» и др. Затем –  темы, представляющие цитаты: Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»? или Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?

Сформулировать тезис по данным темам легче: нужно просто дать полный ответ на вопрос или согласиться / не согласиться с автором цитаты, объяснив, как ты эту цитату понимаешь. Каждая группа работает по своему направлению («Добро и зло», «Гордость и смирение»,«Надежда и отчаяние» и др.)

  Используя опыт учителей нашего округа, предлагаем на уроках индивидуальную (может быть парная и групповая) работу, домашние задания с использованием Интернета (на уроке могут быть подручные мобильные телефоны) по схемам: объясните понятия «добро-зло», «гордость-«смирение» и др; приведите цитаты великих людей, произведения; составьте темы по данному направлению; напишите вступление, заключение по данной теме и т. п.

Результатом такого «мозгового штурма» станет умение быстро ориентироваться в выборе темы на экзамене, навык написания тезиса и безошибочного подбора примеров к сочинению.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.

Последовательная и кропотливая работа в этом направлении ведёт к тому, что у обучающихся появляется интерес к предмету, работе в группах. У ребят исчезает страх публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою точку зрения. Вся эта работа ведёт к формированию функциональной грамотности у наших обучающихся.

 

Список литературы

 

1.  Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.

2.  Логвина, И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург, 2011.

Материалы сайта Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт