Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 10. Формирование исторической ...

10. Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на примере деятельности МАУ «Муравленко Медиа» (по материалам статьи «Строчка в донесении – глава в биографии»)


Грищенко Светлана Витальевна

МАУ «Муравленко Медиа», г. Муравленко

 

1. Введение

В течение пяти лет в каждом номере газеты «Наш город» публикуются материалы о родных и близких жителей города Муравленко, участниках и свидетелях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Сюжеты о ветеранах в рубрике «Бессмертный полк» выходят в телеэфире «Муравленко 24». Материалы подготавливаются на основе рассказов муравленковцев, потомков ветеранов войны, сохранившихся у них в личных архивах документов и фотографий. Таким образом, основу исторической памяти составляют не страницы учебника и не труды ученых, а личные воспоминания и свидетельства участников событий тех лет, сохраненные их потомками. Достоверность информации подтверждается подлинными документами, опубликованными на различных официальных ресурсах: «Память народа», «Подвиг народа», ОБД «Мемориал» и других. В год 75-летия Великой Победы в рамках проекта «Бюджетная инициатива граждан» была подготовлена книга «Бессмертный полк», в которую вошли газетные очерки о ветеранах войны, в том числе и ныне проживающих в городе Муравленко.

Чтобы ознакомить более широкую аудиторию с подвигами дедов и прадедов муравленковцев, был разработан новый, сетевой проект, который получил название «Сражались. Верили. Победили».  В рамках проекта подготовлены и размещены в социальных сетях на страницах «Муравленко 24» видеоролики, каждый из которых посвящен конкретному фронтовику и представляет собой описание боевого пути, подвигов и наград героя, подкрепленное подлинными документами. В период весенних ограничений, связанных с пандемией, редакция «Муравленко Медиа» предлагала муравленковцам записать видео с рассказами о своих героях – данные сюжеты размещались  в соцсетях на страницах «Муравленко 24».

И это неполный перечень форматов, рубрик и мероприятий, в рамках которых «Муравленко Медиа» ведет работу по формированию исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Один из таких очерков «Строчка в донесении – глава в биографии» был опубликован в газете «Наш город» в начале 2020 года. Для его подготовки корреспондент газеты Юлия Сидарюк встретилась с жительницей Муравленко Людмилой Шерстобитовой, которая приводила воспоминания своей бабушки Анны Каплуновой. По словам Анны Емельяновны, ее муж, Василий Каплунов, погиб 9 мая 1945 года. Однако при тщательном изучении архивных документов корреспондентом газеты были обнаружены новые, ранее неизвестные семье факты военной биографии фронтовика. Впрочем, главное осталось неизменным – Василий Каплунов воевал и отдал жизнь, защищая нашу Родину.

2. Текст

Строчка в донесении – глава в биографии

История гибели связиста Василия Каплунова

Юлия Сидарюк, sidaryuk.ul@muravlenko.media

Наверное, нет ни одной семьи без какой-нибудь удивительной и загадочной истории в прошлом. Несколько лет посвятив увлечению генеалогией, написав десятки газетных материалов на тему Великой Отечественной войны и раскрыв не один семейный секрет, сегодня могу с уверенностью сказать: тайны, вымысел и несостыковки появлялись отнюдь неспроста…

Из подвала вышла седой...

В ноябре трагического 41-го маме Людмилы Александровны Шерстобитовой исполнилось пятнадцать. Маленького росточка, худенькая Катя выглядела значительно младше своих лет. Когда пришли на их ростовскую землю фашисты, именно этот «недостаток» спас девушку от участи быть угнанной в Германию.

Когда началась война, семья Каплуновых жила в городе Батайске Ростовской области.

– У них был свой дом в городе. Во время войны на него упала бомба, – вспоминает рассказы мамы и бабушки Людмила Александровна. – К счастью, в этот момент никого не было дома. Отец мамы воевал на фронте, бабушка Аня была на работе, а мама – в школе.

Позже Екатерина Васильевна рассказывала своим детям и старшим внукам, как вместе с другими подростками сбрасывала с крыш зажигательные бомбы, как копала траншеи для обороны города и помогала раненым красноармейцам. Отлично помнила она, как в поисках оставшихся после отступления советских солдат шныряли по дворам немцы. Как они с мамой Анной Емельяновной, бабушкой и тетей по отцу, прятались в подвалах домов.

– Когда немцы обнаружили их, велели выходить, а потом заставили бабушку Анну снова лезть в подвал, чтобы проверить, есть ли там советские солдаты. Рассказывала, что было очень страшно. Из подвала она, сорокалетняя женщина, вышла полностью поседевшей, – вспоминает слова бабушки Людмила. – Как только представилась возможность, они пошли пешком из Батайска на родину деда, в поселок Целину той же Ростовской области, преодолев путь в 130 километров.

По дороге женщины останавливались в деревнях, голодали. Жители деревень рассказывали, что после отступления немцев ребятня находила спрятанные повсюду разные красивые вещи – чайнички, светильники. Наши солдаты без разговоров отнимали у детишек эти «трофеи» и взрывали. Оказывается, привлекающие детское внимание вещи были приманкой. Перед уходом из деревни немцы часто оставляли такие вот «сюрпризы», начиненные взрывчаткой.

Добравшись до места, Катя с Анной Емельяновной сняли небольшую хатку. Анна была хорошей поварихой, поэтому сразу устроилась на работу в колхоз имени Ленина. Катя же вместе с другими детьми и подростками собирала колоски в поле, делала другую посильную работу. Ждали, когда вернется глава семьи и все вместе отпразднуют Победу...

Документы и факты

– Бабушка Аня мне лично рассказывала, что ее муж Василий прошел всю войну и погиб 9 мая 1945 года во Львове, – продолжает Людмила Александровна. – У нее и похоронка на него хранилась, и фотографии были, и документы. После ее смерти в 1989-м все документы перешли по наследству моей маме, которая жила с нами на Севере с 1982 года. К сожалению, все наши вещи сгорели во время пожара в «деревяшке» на Нефтяников в 1998-м.

В житейской суете забывается многое, о чем стоило бы помнить. Вот и внучка фронтовика со временем начала забывать рассказы своей давно ушедшей из жизни бабушки Анны Емельяновны.

– Год рождения дедушки, его отчество, звание, место захоронения – ничего не помню. Знаю только, что погиб он во Львове. 9 Мая отметил с сослуживцами Победу, попрощался, пошел через лес, да и подорвался на мине... Мы все собирались с бабушкой поехать во Львов, найти его могилу, – с грустью рассказывает Людмила.

Не откладывая дело в долгий ящик, тут же начинаем искать на сайте ОБД «Мемориал» данные на погибшего Каплунова. «Филиппович, Иванович, Павлович…» – читает младшая дочь Людмилы Александровны Аня.

– Павлович, я вспомнила! – радостно восклицает Людмила Александровна. – Как, умер 28 января 1945-го?.. Но бабушка рассказывала… Так и есть, похоронен на Лычаковском кладбище Львова, – уже плачет переполненная противоречивыми эмоциями внучка фронтовика.

Чтобы не навредить семье

Зачем же Анна Емельяновна выдумала эту историю с гибелью мужа? Догадки появились с новой информацией. Вернувшись после нашего разговора в редакцию, я, как обычно, начала искать всё, что возможно, в объединенной базе данных. И вот что обнаружила.

«Рядовой связист Василий Павлович Каплунов, 1897 года рождения, место рождения город Батайск Ростовской области. Призван Батайским ГВК в 1941 году. Последнее место службы – 117-й артиллерийский полк. Умер от туберкулеза легких 28 января 1945 года».

Наш разговор с его внучкой состоялся 27 января, то есть, буквально накануне 75-й годовщины (!) его смерти, о чем я незамедлительно оповестила Людмилу Александровну.

«…В эвакогоспиталь № 1916 поступил 23 января 1945 года, умер 28 января. Жена – Каплунова Анна Емельяновна, место жительства ул. Дзержинского, 50, г. Батайск, Ростовская область. Похоронен 31 января 1945 года на военном кладбище при городском Лычаковском кладбище города Львова….»

При тщательном изучении имеющихся в деле документов мне удалось обнаружить немаловажную и явно не известную ранее детям и внукам деталь. К донесению об освобождении из плена от 21 марта 1943 года прилагался список военнослужащих, бывших в плену и окружении и поступивших на укомплектование отдельной роты связи 152-й отдельной стрелковой бригады. На листе № 18 я нашла имя и Василия Каплунова… Во время войны сам факт пребывания во вражеском плену бросал на человека тень подозрения, каждому надо было еще доказать, что он не сотрудничал с гитлеровцами, объяснить, каким образом остался жив. Не секрет, что немало солдат и офицеров после освобождения из немецкого плена попадали прямиком в советский ГУЛАГ. Плохие последствия могли быть и для всей семьи бывшего пленного. Наверное, именно поэтому Анна Емельяновна озвучивала более безопасную версию, или, что тоже вероятно, не знала всей правды. Как всё было на самом деле, теперь остается только гадать, ибо тех, кто мог пролить свет на эту тайну, больше не осталось в живых (Екатерина Васильевна ушла из жизни в 2012 году в возрасте 85 лет.) По всей видимости, туберкулез Василий Каплунов  подхватил в плену. Сколько он там пробыл, история умалчивает, но достаточно, чтобы смертельная в те годы болезнь не позволила ему дожить до 9 Мая всего несколько месяцев. Как бы там ни было, главное известно наверняка: Василий Каплунов защищал нашу Родину, отдал за нее свою жизнь, и сегодня внуки и правнуки с безмерной благодарностью говорят ему: «Спасибо за Победу!»

3. Заключение

Многие муравленковцы глубоко интересуются историей своей семьи, находят фотографии родных, участников и свидетелей Великой Отечественной, выясняют новые факты их военных биографий. Рассекречиваются документы, пополняются официальные базы данных в открытом доступе. Воспоминания ветеранов, которые ушли из жизни, хранят теперь уже их правнуки. Интерес к рубрике «Бессмертный полк» не ослабевает, поэтому «Муравленко Медиа» будет продолжать эту работу.


Информация © 2011–2025
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2025
Интернет-компания СофтАрт