б)Одной из важных проблем в процессе изучения курса ОРКСЭ является диагностика достижений обучающихся. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением интереса детей к изучаемому модулю. Качество оценки успехов детей определяется сформированностью личной, семейной и социальной культуры. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как диагностика, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.
Представление о проверке знаний обучающихся как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.
Выделяют несколько видов контроля.
Текущий контроль — систематическая проверка знаний, умений и навыков. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.), например:
Тест по теме «Милосердие и сострадание»
1.Милосердный человек – это:
А) человек, у которого сердце милует, любит, жалеет.
Б) человек, у которого сердце сердится, завидует, не сострадает.
2.Иисуса Христа однажды спросили: «Какая из заповедей самая главная?» Он ответил:
А) « Не убий!»
Б) «Люби ближнего, как самого себя».
3. Ближний – это тот,
А) кто нуждается в твоей помощи.
Б) кто оставит тебя в беде.
4. Притча о милосердном самарянине
а)
б)
5. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
А) да.
Б) нет.
6. Человек, который тебя когда – то обидел, попал в беду. Ты
А) протянешь руку помощи.
Б) скажешь: «Так тебе и надо!»
7.Подать милостыню – это помочь другому человеку
А) из жалости к нему.
Б) чтобы все вокруг увидели: какой же ты молодец.
8. Какие добрые дела ты можешь сделать по отношению к окружающим тебя людям? ______________________________________________________________
Тест по теме: «Зачем творить добро?»
1.Золотое правило этики:
А) От добра добра не ищут.
Б) Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
2. Как называются слова Христа о вере, когда вера становится радостью?
А). Заповеди блаженств
Б) Рассказы о Святых
3. Чем христиане отличаются просто от добрых людей?
А) Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем.
Б) Всем.
4. Зачем люди стараются совершать добрые поступки?
А) Чтобы их похвалили.
Б) Чтобы всем окружающим было хорошо.
5. Какая первая причина у христиан, для того, чтобы не быть эгоистами?
А) Благодарность за подвиг Христа.
Б) Все должны быть добрыми.
6.Нарисуй Андреевский флаг
7. Подбери стихотворение или песню о доброте. Выступи перед товарищами.
Проводя такие тесты, учитель сможет судить как об усвоении обучающимися теоретического материала по данной теме, так и о сформированности такихкачеств как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, доброта, порядочность, самоотверженность.
Периодический контроль – это оценка знаний по итогам изучения основныхтем. Она более традиционна по формам и содержанию (проверочные работы,контрольные) практически по всем предметам Учебного плана. Но, мне кажется, что по курсу ОРКСЭ периодический контроль должен несколько отличаться, так как усвоение учебного материала не сводится к отметкам «отлично», «хорошо» и т.п. Здесь необходимо услышать каждого ребенка, заглянуть в самые дальние потаенные уголки его души, чтобы понять, какие общечеловеческие качества уже сформированы, а где еще непочатый край работы, предугадать, куда может это «выстрелить» и попытаться предотвратить этот «выстрел». Диагностическим материалом, я считаю, может быть сочинение по определенной тематике, где ребенок сможет выразить свое отношение к той или иной проблеме, раскрыть данную тему. А учитель, если он действительно обладает всеми качествами присущими педагогу, обязательно проанализирует каждую работу, каждую мысль, увидит уровень сформированности личностной,гражданской, семейной или социальной культуры и скорректирует свою работу с классом, учитывая индивидуальность каждого обучающегося.
Итоговый контроль - это проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершении каждой ступени обучения. В модуле «Основа православной культуры» можно проводить в конце каждого полугодия.
Для системы традиционного обучения обучающихся характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН.
Данные критерии имеют в основном количественный характер.
В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а, следовательно, и о назначении и функциях проверки. Базовыми подходами к формированию современной системы контроля качества образования считаются:
-разработка и внедрение инновационных, нетрадиционных форм проверки, например:
1. Внеклассное мероприятие по теме: «Христианская семья», куда будут приглашены родители четвероклассников, которые поделятся «секретами» счастливой семейной жизни, расскажут о роли Православия в формировании семейных ценностей.
Вначале небольшое вступительное слово учителя:
Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи.
Песня «Родительский дом»
Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.
Христианская семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия, прививает добрые качества и, прежде всего, Любовь.
Далее родители со своими детьми рассказывают (в сопровождение – наглядный материал, фото и видео архивы, презентации и т.п.) :
- о семейных традициях;
- об истории создания православной семьи;
- о семейных ценностях;
- о совместных трудах;
- о трудности бытия и т.д.
Урок можно закончить чаепитием с домашней выпечкой.
После такого урока, ребята смогут понять: что же составляет суть православной семьи, христианских традиций, получить навыки культурного поведения в семье.
2.Еще можно предложить составить синквейн со словом СЕМЬЯ.
Название темы (одно существительное)
Описание (два прилагательных)
Действия (три глагола)
Моё отношение(фраза)
Семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Молится.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Данный вид диагностики вызовет заинтересованное отношение ребенка к данной теме и процессу собственной познавательной деятельности, а это и есть залог учебной мотивации
Вышеперечисленные методики диагностики обычно скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому не всегда принимаются в расчет в повседневной школьной практике. Очевидно, что их реализация потребует определенного инструментария — контрольно-диагностических заданий практических методик, измерителей,
3. Одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка и совпадать с кругом интереса педагога;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи; — раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое школьнику, а уже потом науке.
Например, результат изучения темы «Подвиг» в модуле «Основы православной культуры»– формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера, осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка, принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном понимании, как ежедневного труда над собой.
Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны защитить индивидуальный или групповой проект по темам:
- Что такое подвиг?
- «В жизни всегда ли есть место подвигам?».
- Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Просмотрите видео, прочитайте о ратном подвиге А. Невского, о героях битвы на Куликовом поле, об А. Суворове и М. Кутузове, о героях Великой Отечественной войны, коротко и наглядно осветите ратный подвиг.
- Зачем героям ставят памятники?
- Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?
Целью данного проекта является формирование у школьников понимание того, что будущее и настоящее невозможно без прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, своей семьи, открытие для себя новых фактов из жизни Великих людей, знакомство с историей страны, сохранение памяти о подвиге нашего народа. А это и есть формирование личностной, семейной и социальной культуры.
В конце урока учитель может предложить ребятам заполнить табличку:
Какими качествами должен обладать настоящий герой? |
Есть ли во мне это качество? |
Над какими качествами мне необходимо ещё поработать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в отличие от привычных контрольно-измерительных материалов контрольно-диагностические задания не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня и динамики развития личности.
При составлении контрольно-диагностических заданий я учитываю ряд дидактических требований:
-задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;
-построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом вариативности;
-ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и уровень сформированности личностной, семейной и социальной культуры.
Список используемой литературы:
1. Кобзарева Т.А, Шатохина С.Б., Судак И.Г. Образовательный процесс в начальной школе. – Волгоград, «Учитель», 2009.
2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М., «Педагогическое общество России», 2000.
3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2016.
4. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. М., ООО «САМШИТ-ИЗДАТ», 2007.
5. Тишкова А.В., Т.Д. Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. – М., «Просвещение»,2010.