Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование навыка осознанног...

Формирование навыка осознанного чтения в основной школе


Яркиева Н.В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 4»,

г. Муравленко

 

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным.

Д. С. Лихачев

    Сегодня мир стремительно развивается, в обществе происходят существенные изменения. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы быть конкурентоспособным в XXI веке? Одним из этих качеств, несомненно, является умение быстро и качественно анализировать и систематизировать информацию, мощный поток которой увеличивается с каждым годом. Сегодня мы наблюдаем явление так называемого «информационного взрыва», когда количество информации, которую необходимо обработать, вступает в противоречие с ограниченными возможностями человека. Поэтому одной из приоритетных задач современной школы является подготовка учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Современному человеку, чтобы стать успешным, необходимо уметь извлекать информацию из самых разных источников, систематизировать ее и эффективно использовать. По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA за 2012 год результаты российских учащихся статистически ниже результатов школьников 30 других стран, значительно не отличаются от результатов учащихся 9 стран и выше результатов учащихся 25 стран. Такая ситуация не может устраивать, в связи с этим проблема обучения осознанному чтению становится все более актуальной.

    В 2012-2013 учебном году в нашем образовательном учреждении была организована ОЭР, тема которой «Портрет «хорошего» ученика». Целью данного исследования являлось выявление возможности использования портрета «хорошего» ученика для определения условий для взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, при которых могут быть развиты «дефицитные» качества обучающихся. Для полного изучения данного вопроса были проанализированы представления о «хорошем» ученике, сложившиеся у разных категорий участников образовательного процесса (администрация, родители, учителя, обучающиеся), рассмотрены основные подходы к определению представлений о «хорошем» ученике не только в нашей стране, но и в других государствах. В результате этих исследований выделены кейсы портрета «хорошего» ученика. Получился своеобразный идеал, соединивший представления педагогов, обучающихся и родителей о наиболее значимых качествах образованного человека. На основании полученного нами списка компетенций «хорошего» ученика мы исследовали обучающихся нашей школы с целью получить реальную картину: какими качествами они обладают или не обладают.

    Проведенные исследования позволили выявить «дефицитные» качества наших учеников, что послужило ориентиром для развития дальнейшей педагогической деятельности: была начата работа по разным направлениям. Так, как среди «дефицитных» качеств оказались функциональная грамотность и способность получать, обрабатывать и передавать информацию (развита лишь у 42% обучающихся), возникла потребность в разработке и внедрении программы формирования навыков осознанного чтения.

    Так зародился проект «Формирование навыка осознанного чтения в основной школе». Основной целью данного проекта стало повышение функциональной грамотности школьников, развитие у них навыка осознанного чтения. В качестве инструмента, повышающего уровень данного умения, должна была выступить метапредметная программа, так как осознанное чтение относится к универсальным учебным действиям. А это обозначает, что работа над развитием данного навыка должна проводиться на каждом предмете. В основе данной программы лежало систематическое использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология многим уже знакома и оценена по достоинству – она универсальная, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

    В ходе реализации проекта можно выделитьтри основных этапа: предварительный, экспериментальный и заключительный.

Предварительный этап включал следующие мероприятия: изучение социологической и педагогической литературы, разработку метапредметной программы для 6 класса, корректировка КТП в соответствии с разработанной программой.

Экспериментальный этап включал реализацию программы, мониторинги, разработку и реализацию программы для 7 класса.

Заключительный этап включал осуществление количественного и качественного анализа полученных данных, обобщение результатов проекта.

    Метапредметная программа была рассчитана на следующие предметы: русский язык, литературу, историю, обществознание, математику, биологию, географию, физику. На уроках использовались не только приемы ТРКМ, но и творческие задания, составленные коллективом школы (например, компетентностные задачи). Программа апробировалась в одном классе, экспериментальном, но существовал также контрольный класс, который также участвовал в мониторингах. Диагностические работы, направленные на выявление уровня УУД, проводились 2 раза в год. Первая диагностика показала, что у обучающихся обоих классовэтот уровень был приблизительно одинаков. Но уже по итогам первого года реализации программы было видно, что у обучающихся экспериментального класса произошел более значительный прирост не только познавательных умений, связанных с поиском и обработкой информации, нои некоторых других УУД.

    Трудности, которые возникли во время реализации проекта, были связаны со сменой педагогических кадров. У обучающихся сменились учителя сразу по нескольким предметам. Так как новым педагогам необходимо было некоторое время на изучение программы и освоение технологии, то был разработан факультативный курс «Формирование навыка осознанного чтения у учащихся 7 класса», который позволил использовать на занятиях не только тексты учебных предметов, но и те, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: инструкции к лекарствам, рецепты кулинарных блюд, билеты, квитанции и т.д. Апробация данного курса проводилась в течение второго года реализации проекта.

    Сравнительный анализ диагностик позволяет сделать следующие выводы:

•за 2 года реализации проекта и у обучающихся экспериментального, и у обучающихся контрольного класса произошел прирост МПУ, в ЭК с 60% до 74%, в КК с 59% до 65%;

    уровень выполнения заданий, направленных на диагностику познавательных действий по работе с информацией и чтением, повысился в ЭКс 66% до 89%, в КК с 67% до 79%;

    уровень выполнения заданий, направленных на диагностику познавательных знаково-символических действий, в ЭК повысился на с 48% до 67 %, а в КК понизился с 56% до 54%.

    В качестве еще одного положительного эффекта можно отметить тот факт, что за время реализации данного проекта в нашем образовательном учреждении стала традиционной Олимпиада по осознанному чтению, которую полюбили дети. А в 2015-2016 учебном году Олимпиада была проведена и для родителей.

    В ФГОС отмечается важность обучения осознанному чтению, подчеркивается, что чтение носит метапредметный характер, а умение читать относится к универсальным учебным действиям. И только систематическая работа над развитием данного навыка, которая обязательно должна проводиться на занятиях по разным предметам, позволяет получить положительный результат.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт