Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » "Формирование нравственной поз...

"Формирование нравственной позиции подростков средствами проектной деятельности на примере героизма и мужества защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."


МиносьянцАрменуи Геннадьевна, г. Муравленко ЯНАО, МБОУ «Школа № 5»

 

 

Фомирование нравственной позиции подростков на примере героизма и мужества защитников Отечества в годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И та­кой фундамент – это патриотизм.

В.В. Путин[1]

 

В современном мире, где все так стремительно меняется: политика, экономика, культура, -  на смену старым традициям и нравственным ценностям приходят новые. Роковые 90-е  годы в российском обществе привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. А ведь  эти ценности советской культурыбыли гарантом воспитательного воздействия на молодежь и ключевым  фактором формирования патриотизма. Последствие духовного кризиса мы и сегодня ощущаем: у большинства подростков  выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество.Формирование нравственной позиции подростков выдвигается на первый план в воспитательной деятельности современной школы, которая должна подготовить их к гуманной и активной деятельности среди людей. Несмотря на всю сложность современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, гуманистические ценности, характерные для содержания образования, сохраняются, что является фундаментом для нравственного воспитания подростков. 

Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации подростков. Подростковая среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе.

Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на подростковой среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становления, массового распространения новых либеральных (потребительских) интересов, порождающего антиценности.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию воспитательной компоненты  в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

В отечественной педагогике проблемы воспитания подростков  рассматриваются  Е. В. Бондаревской, В. П. Бедерхановой, Р. А. Литвак: И. С. Марьенко, P. M. Ситько, Е. Н. Сорочинской и др. Итак, под формированием нравственной  позиции  подростков понимается целенаправленная деятельность, предполагающая создание условий для развития у подростков способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, формированию личных нравственных критерий, приданию нравственным ценностям личностных смыслов, определяющих поведение.   Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.      Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Оздоровление подростковой среды может быть, на наш взгляд, осуществлено не только посредством совершенствования системы, форм, методов современных воспитательных и педагогических технологий, но и обращению к историческому наследию исторической памяти  нашей многонациональной  России.

Без чего сегодня России не выжить? Без чего России сегодня не возвыситься? Ответы на поставленные вопросы  очевидны – без героев нашего Отечества  и без подвигов наших соотечественников. Герои, роль которых в жизни нашей страны была огромной во все века, не появляются из ниоткуда. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Георгий Жуков имели своих учителей. Например, Дмитрия Донского, которому во время Куликовской битвы было 30 лет, наставлял Сергий Радонежский. Александру Невскому, когда он разбил тевтонцев, было всего 22 года… Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории нашей страны отдавали народу светлую энергию своего ума, своей души и своей воли и тем спасали наше Отечество.

Все они наследовали своим предкам в их беззаветном служении Отечеству, несли в себе накопленные веками обширные знания о том, зачем дается человеку жизнь и как ему следует ее прожить. Главная радость для героя и подвижника — отдать свои знания и силы другим людям. Жизнь требует больше отдавать, а брать столько, сколько необходимо, чтобы жить. Действие с обратным знаком есть разрушение, деградация, смерть. Отдавать себя другим — воистину божественный признак настоящего Человека — героя и подвижника.

Героем не будет тот, кто бесплодно прожигает жизнь.

Героем станет тот, кто дорожит жизнью, но готов к самопожертвованию ради общего блага, созидания мира, спасения своего народа и своей страны.

Герой стремится быть там, где герои и подвижники, где необходим его героизм.

Подвиг творится с малых лет, от раннего возраста[1].

Подвиг — понятие, зовущее к ясной цели. Подвиг совсем не обязательно требует особых условий и обстоятельств, особого места и времени. Подвиг совершается там, куда тебя поставила судьба. Обстоятельства лишь пробуждают героя. А сила, которая направляет его поступки в драматическое мгновение, пере- закладывается в душу воспитанием.

Сегодня в современном обществе, нам нужно понять насколько подросток  – «живое настоящее»? Как подросток для себя определяет содержание и ценности будущего?   Не секрет, что жизнь нашего общества, его развитие в социокультурном, нравственно-этическом, эстетическом и материальном плане полностью зависят от предпочтений современного подростка.  Возникает вопрос о ценностях современного подростка и он становится актуальным.

 

Поэтому,  забота о расширении сознания нынешних  российских подростков, включения в него мысли о служении другим, героизме  ради спасения России становится центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании.

Нравственная позиция подростков и патриотическое воспитание подростков  - это  одна из важнейших задач современной школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. А такая позиция  формируется не только в процессе обучения, но и в процессе  социализации и воспитания. Однако социальное пространство для развития нравственной позиции подросткане ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, диаспорные связи и отношения.

В мае 2020 года исполнится 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны1941-1945 гг. Для советского народа эта война была сложным и драматичным событием.   Это событие, которое никто и никогда не забудут.

Нетни одной семьи, которая не пострадала от событий войны.  Всех коснулась война. Во время войны люди страдали и боролись. От труда людей зависел исход войны. Дети и подростки шли на заводы и вытачивали детали для фронта. Шли на фронт и старики. В надежде защитить страну от фашистских захватчиков и варваров.

Великая Отечественная война, оставила в наших сердцах очень много боли и страдания, но одержав великую победу, наш народ ощутил настоящее опьянение от этого, так как долгие пять лет все ждали этого момента. Все время народ вел борьбу против немецких захватчиков, которые вели себя с нашим народом, как со своими рабами. Народ был обессилен, но он сумел пройти все эти испытания и с гордостью вышел победителем, а это многое значит, так как это великое горе смогло объединить весь советский народ. В одном из интервью  Святейший Патриарх Кирилл  дал свое объяснение стойкости и мужеству народа: «…Это была вера в правду русского человека. Наши воины верили в Россию, Русь, святость своей родины и земли. И за это были готовы не только терпеть страдания, проливать кровь, но и отдавать свою жизнь. Это была глубинная, нередко неосознанная вера в то, что русский путь, русская культура имеют право на жизнь и ценны не только для носителей этой традиции. Русский воин, отдававший свою жизнь на той страшной войне, чувствовал, что нашему народу есть, что сказать всему миру. И если этот народ будет уничтожен, порабощен — это приведет к еще большей катастрофе, нежели сама война»[2].

На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством, способствовавшим развитию преемственности поколений, сохранению традиций.

Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Празднование Дня Великой Победы являлось поистине всенародным праздником, важнейшим фактором консолидации не только наших соотечественников, но и союзников, многих других государств, проявлявших благодарность и признательность стране, выполнившей великую освободительную миссию в борьбе с фашизмом.

С 2010 года учащиеся  МБОУ «Школа №5» активно принимают участие в конкурсах проектной направленности городского, всероссийского и международного уровней.

1. В преддверии празднования Дня  Победы, ежегодно средства массовой информации немало внимания уделяют теме войны. В феврале  2010 года был объявлен    Всероссийский конкурс медиа ресурсов «Мы помним, мы гордимся!», посвященный 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Учащиеся МБОУ «Школа №5» и студенты «ГБОУ СПОЯ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» совместными силами создали проект «Мой дедушка был танкистом». В проекте представлен путь молодого парня из Ростова-на-Дону Минченко Николае. Правнук Минченко Николая Назаровича,  Давид Сванидзе рассказал студентам колледжа о своем прадеде. Показал студентам архивные фотографии гвардии сержанта Минченко Н.Н., благодарности танковой дивизии, в которой служил его прадед; ордена и медали прадеда. Именно эта информация о простом ростовском пареньке, который обманул военкома г.Ростова, сказав, что ему 18 лет (на самом деле Николаю было 16 лет), ушел на фронт. Принимал участие за освобождение Будапешта, Праги, три раза горел в танке, стала во главе при создании документального фильма-проекта и была по достоинству оценена жюри   Всероссийский конкурс медиа ресурсов «Мы помним, мы гордимся!»: результат участия -  диплом Iстепени. На наш взгляд, студенты колледжа и учащиеся МБОУ «Школа №5» бережно отнеслись к памяти о простом ростовском пареньке Минченко Николае: изучали биографию, рассматривали ордена и медали, а самое главное запечатлели жизнь бойца, используя информационные технологии. Теперь,  в семьях Минченко и Сванидзе, вместе с фотографиями отца, деда и прадеда хранится на диске видео фильм об участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Николае Минченко.

Работая технологией методов проектов, изучая историю  нашей страны мы будем продолжать гордиться героизмом людей всех исторических страниц нашей многонациональной истории. Средствами метода проектов мы учим  гордиться    подростков за  индивидуальные  подвиги  людей, которые  в трудные для истории нашей страны  защищали свои убеждения, достоинство, веру, сохраняли и творили культуру, спасали своих близких и не близких им людей.

2. С 2015 года учащиеся 8-х классов школ города Муравленко  принимают участие в городском конкурсе «Во славу Отечества». Проектная сессия «Мемориалы воинам-защитникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Результат: экспозиция проектов, которая насчитывает более 12 мемориалов, воссозданных в виде копий мемориалов и памятников защитникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 2018 году учащиеся 8а класса совместно с родителями класса приняли участие в V Международной  учебно-образовательной  выставке, посвященной  Победе в Великой Отечественной войне «Пусть живые запомнят, пусть поколения знают!», представив на конкурс презентацию «Кладбище Пески – немой свидетель страшных времен финско-фашистской оккупации Прионежья». Результат: диплом I степени.

3. С 2016 года в МБОУ «Школа №5» реализуется проект «Ордена и медали Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В процессе выполнения проекта учащиеся 7-9 классов из дерева, металла и других декоративных материалов выполняют копии орденов и медалей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Результат: на первом этаже школы в рекреации Аллеи Славы размещены три экспозиции орденов и медалей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в количестве 15 штук.

         И это лишь малая часть представленной проектной деятельности подростков МБОУ «Школа №5», как средство формирования нравственной позиции подростков (на примере героизма и мужества защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)».

Вышеуказанные проекты создаются с помощью родителей подростков. Выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Важная особенность организации проектной деятельности совместно с родителями, мы четко распределяем обязанности между участниками проекта так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом.Нацеливаем родителей на помощь советом, информацией, так как проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности подростков при выполнении ими проектной деятельности. В нашем случае, в ходе работы над проектом родители выступают  одновременно в нескольких ролях. Они:

-консультируют;

-отслеживают выполнение плана;

-решают оперативные вопросы;

-помогают в предварительной оценке проекта;

-участвуют в подготовке презентации.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков подростков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что является особенно важным для профессионального самоопределения подростков. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Проектная деятельность  дает возможность подростку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

В воспитании нравственной позиции, патриотических взглядов и убеждений существенно важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены подростками, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание подростками своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция.

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

- используемая технология – проектная деятельность, эффективна для формирования в подростках качеств гражданина и патриота;

- подростки проявляют интерес к занятиям патриотического направления.Формирование нравственной позиции подростков средствами проектной деятельностиактуально для всех участников образовательных отношений в современном российском обществе,  поскольку работать над сформированностью гражданско-патриотических качеств личности нужно постоянно.

Поэтому, формировать нравственную позицию каждого гражданина нашей страны надо с малых лет. Касательно нашей школы, мы работаем над формированием нравственной позиции, начиная с  младшего школьного возраста следующим образом: в начальной школе нет предмета «История», однако, на уроках гуманитарного цикла и уроках искусства учителя МБОУ «Школа №5»  в 3 и 4 классах вводят историю не как отдельный предмет, а  как несколько тем, связанных со страной, регионом и важнейшими цивилизациями прошлого (образец изучения повседневности прошлого с рисованием костюмов, картинок иероглифического письма, обсуждением способов приготовления пищи и рационов питания, форм хозяйства, тема защитников Отечества Руси, Советского Союза, России  – эти темы интересны школьникам начальной школы).

Сегодня важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иных молодежи, кроме молодежи России. Из этого, нам следует исходить и в оценке уровня патриотизма в стране, и в действиях, направленных на сохранение в памяти новых поколений итогов Великой Победы.      

Патриотизм, это «уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов,  нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.  Это - ответственность за свою страну и ее будущее» (В.В.Путин).

 

  1. В.В.Путин.Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи в городе Краснодаре 12 сентября 2012 года, http://oovkk.ru/?page_id=333.
  2. И.М. Ильинский. Образование, Молодежь, Человек : (статьи, интервью, выступления) : Кн. 2 М. : Изд-во МосГУ, 2009. – 530 с., http://www.ilinskiy.ru.
  3. Святейший Патриарх Кирилл «Патриотизм — это, прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе». Интервью РИА «Новости», 22.06.2015 г.; http://hram-bg.ru/common/mpublic.php?num=153.

 


[1] И.М. Ильинский.Образование, Молодежь, Человек : (статьи, интервью, выступления).-С. 348.

[2] «Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости», 22.06.2015 г.

 

 

[1]Из выступления на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи в городе Краснодаре 12 сентября 2012 года.

[2] «Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе». Интервью Святейшего Патриарха Кирилла РИА «Новости», 22.06.2015 г.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт