Смена ценностных ориентиров в российской истории и образовании привела страну к деформации традиционных моральных норм и установок – смене жизненных приоритетов среднего и старшего поколений, появлению новых ценностей молодого поколения, и как следствие – к возникновению дефицита духовности.
Введение комплексного учебного курса Основы православной культуры (далее – ОРКиСЭ) обусловлено данными негативными явлениями и призвано стать базой для формирования основ духовно-нравственной культуры молодого поколения параллельно образовательным предметным результатам обучения. Как когда-то в советской школе, на уроках литературы, учителя занимались формированием Души подростка, так и сегодня на уроках ОРКиСЭ мы (учитель и учащиеся) учимся основам нравственности, вспоминаем определение морали, затрагивает культурологические особенности фундамента национального самосознания.
Особенности содержания и построения комплексного учебного курса ОРКиСЭ, его безотметочность, серьёзная смысловая нагрузка предмета, возможность рассматривать его в современной педагогике как основного средства формирования у младших школьников основ духовно-нравственной культуры народов России определяют особую роль учителя. Для того чтобы «культурологические» ценности, моральные принципы, нравственные идеалы стали актуальными для современного школьника, учителю необходимо сменить позицию информатора на позицию организатора в образовательном процессе.
Технология открытого образования – одно из средств создания такой универсальной образовательной среды, в которой учитель приобретает роль модератора-организатора, способного создать условия для свободного самостоятельного выбора образовательного маршрута, использования широты и многоплановости получаемой информации [1].
Школа третий год апробирует технологию образовательного путешествия. Сущность технологии состоит в особенной образовательной позиции: учиться можно везде и всему. Ребятам даётся высокая степень самостоятельности: открываются горизонты учебного материала. Главная задача учителя – сформулировать идею (или направление) образовательного пути школьника.
В условиях трассового посёлка, значительно удалённого от города (более 200 км), постоянства социокультурного контекста образования: Детская музыкальная школа, культурно-досуговый центр, культурно-спортивный центр, поселковая библиотека, поселковый спортивный зал, – образовательное пространство не отличается разнообразием и альтернативностью. Недостаточное качество интернет-сигнала не позволяет активно использовать интерактивные образовательные среды для образования, формирования культурного и интеллектуального потенциала личности. Технология образовательного путешествия, позволяющая «работать» с доступными информационными источниками, меняющая позицию ученика с пассивной на активную, компенсирует все названные образовательные дефициты.
Открытием образовательного пространства для любого нашего школьника является поездка с родителями в отпуск, посещение каких-то культурных, образовательных, конфессиональных центров. Популяризация курса ОРКиСЭ в школе, активно действующий в поселке православный приход, неравнодушная позиция родителей, администрации поселка, поселковой общественности в вопросах Веры и острая потребность в формировании азов православной культуры определяют содержание, направление так называемых паломнических поездов в отпускное время. Такая образовательная подготовительная работа родителей к лучшему восприятию содержания курса «Основы православной культуры» ни в коей мере не противоречит принципам построения образовательного путешествия, применяемым в текущем учебном году:
главная цель путешествия – самопознание и самосовершенствование;
открывая мир, человек прежде всего совершает открытие себя;
путешествие трансформируется в целенаправленный процесс познания мира;
результатом образовательного путешествия является становление личности, её самоопределение в культурном пространстве.
Результаты проведённых летних каникул подтверждают личную заинтересованность и ответственность родителей за выбор модуля «Основы православной культуры». Родители каждого будущего четвероклассника в отпуске содержательно (не формально, направленные учителем) заняли позицию тьютора и организовали для своего ребёнка образовательное путешествие [3], методически и содержательно оформленное в соответствии с требованиями технологии («чтобы было, о чём потом рассказать на уроках ОРКиСЭ»).
В начале учебного года мы получили результаты этих образовательных путешествий, теперь работаем над оптимальным разрешением следующей проблемы: над качеством презентаций своих поездок (фотоотчёты) и система отнесения к ним слушателей/зрителей (оценки качества презентации того материала, который хочется и нужно представить).
Родителям образовательная роль таких путешествий была представлена на родительском собрании по выбору модуля комплексного учебного курса, а для ребят, будущих четвероклассников, ситуация образовательного путешествия уже знакома: они и сами участвовали в таком образовательном путешествии, и были зрителями презентации результатов путешествий 4 класса. Поэтому требования к оформлению и структуре ресурсной карты и маршрутного листа как основных инструментов образовательного путешествия, были уже известны, образовательная ситуация позволила консультировать своих родителей и направлять выражение впечатлений и ощущений по плану.
Вспоминая свой опыт, полученный в такой поездке, ребята будут успешнее справляться с другими учебными темами курса, раскрывающимися с помощью технологии образовательного путешествия. Деловую беседу каждой учебной темы по рабочей программе уместно начинать с опорой на эмоциональные впечатления ребят от своих образовательных путешествий: «Православные храмы, Православные молитвы, Иконы, Во что верят православные христиане, Православный календарь» и многие другие. В такой образовательной ситуации ребята осознают свою значимость, почувствуют легкость образовательного процесса и попадут в ситуацию открытости процесса образования.
На каждом учебном занятии важно отобрать инструменты для оценки результатов образовательных путешествий. Как вариант внутреннего эмоционального и содержательного анализа стихийной образовательной деятельности планируется использовать несколько типов рефлексий: учебная, мотивационная и эмоциональная.
1. Учебная (образовательная) рефлексия:
· Ребятам предлагается заполнить таблицу (этот вид рефлексии уместно дистанцировать по времени, что у нас и получилось в начале учебного года).
Наименование маршрута |
Что понравилось |
Что удивило |
Что уже знали |
Что можно использовать |
Что стало понятнее |
какие вопросы по проблеме остались |
Что захотелось узнать подробнее
|
«Лукино» |
|
|
|
|
|
|
|
«Кипр» |
|
|
|
|
|
|
|
«Иерусалим» |
|
|
|
|
|
|
|
«Покров» и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Рефлексия мотивационная:
Ребятам предлагается после прослушивания своей презентации заполнить лист самооценки:
· У меня получилось ….
· Мне было сложно выступать, потому что ….
· Интереснее всего ребятам было, когда ….
· Больше всего мне помогли (Кто? Когда? В какой момент?) …
· Более всего я проявил (а) себя, когда …
Сегодня я знаю, что образовательное путешествие – это …….. В образовательном путешествии я научился ……. Своим одноклассникам я посоветую туда поехать, потому что ….. Знаковые храмы в моей паломнической поездке – это ….. Для меня паломническая поездка была очень важна, потому что …
3. Рефлексия эмоциональная (Свиток целей занятия):
По результатам всех видов рефлексий (учитель может использовать те варианты, которые ему кажутся наиболее аргументированными), можно сделать вывод об успешности формирования метапредметных результатов.
Начать оценивание лучше с самооценки учащихся. Вслед за самооценкой детей важна оценка учителя класса, который встречается с ребятами каждый день и не на одном уроке (это не учитель ОРКиСЭ). Учителю предлагается заполнить карту формирования УУД, оценив работу каждого в группе от 1 до 3 баллов:
· Умение видеть проблему (белое пятно)
· Умение самостоятельно работать с информационными источниками (сколько консультаций получали, у кого)
· Умение отбирать и систематизировать материал, перерабатывать информацию и преподносить другим
· Умение формулировать выводы и использовать «чужой» материал в своих интересах.
Сопоставление материалов всех карт оценки, взаимооценки, самооценки, позволяет сделать вывод о моральной (психологической) готовности к образовательному процессу ради самого образования (без отметок).
Главным достоинством таких образовательных путешествий стали эмоциональные впечатления, духовные ощущения, формирующиеся нравственные ценности.
Новым образовательным впечатлением от поездки станет открытость образовательного пространства, высокая степень самостоятельности учащихся, приобретение навыка работы в группе (в семье, с семьёй), умение распределять свои возможности, способности и недостатки.
На этапе презентации результатов своих путешествий будет умение выступать или презентовать свои образовательные результаты на публике (в классе), умение слушать и слышать «чужие» образовательные результаты и использовать в свою пользу, умение адекватно (аргументировано) оценивать степень своего участия, чужое (в группе) участие, эффекты от работы группы в целом и выстраивать перспективу образовательного процесса [2].
К характерным признакам этой образовательной технологии относится: длительность по времени; высокая степень самостоятельной, не контролируемое учителем самообразование, информационная насыщенность образовательного процесса, эмоциональная и духовная насыщенность, качественно новое отношение к культурно-историческим объектам, потребность в продолжение подобных путешествий, ощущение безграничности и бесконечности процесса образования.
На данный период использование технологии образовательного путешествия на уроках ОРКиСЭ очень удобно, эффективно и результативно. Учащийся получает возможность оценивать себя, результаты своего труда, полезность и нужность своего образовательного маршрута.
Кроме того, меняется роль родителей: от простого, формального участия в подготовке детей к урокам они становятся соучастниками образовательного процесса за рамками школьного кабинета и урока. В таком образовательном процессе ученики ведут за собой родителей, меняется формат общения родителей и детей, возникают новые семейные ценности, основанные на традициях православной культуры.
Список использованных источников
1. Ларина В. П., Бершанская О. Н., Санникова Н. И. Технологии открытого образования: портфолио. Москва-Киров, 2012. –75 с.
2. Ларина В. П., Бершанская О. Н., Санникова Н. И. Технологии открытого образования: образовательное путешествие. Москва-Киров, 2012. – 75 с.
3. Ларина В. П., Бершанская О. Н., Санникова Н. И. Технологии открытого образования: проектная деятельность младших школьников. Москва-Киров, 2012. –75 с.