Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование патриотизма и люб...

Формирование патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста на примере Великой Победы.


Жиглеева Анна Дивиковна, МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки», г. Салехард

 

Формирование патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста на примере Великой Победы.

 

Аннотация

В статье раскрываются методы и приемы в формировании патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста на примере Великой Победы.

 

Старинная мудрость гласит:

«Человек, не знающий своего прошлого,

не знает ничего».

 

В 2020 исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Все больше времени проходит с этих страшных лет. Все меньше с нами остается ветеранов ВОВ, подаривших нам такое огромное наследие. Но память о героическом подвиге наших предков должна сохраниться, жить дальше в нашей памяти, в наших сердцах, в памяти наших детей… Именно поэтому, чтобы не терялась нить памяти, мы взрослые должны сохранить, передать, воспитать уважение и гордость за наших героев в нашем будущем, в наших детях.

Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм Красной Армии, силу тружеников тыла. В этом историческом событии проявились духовное единство солдат всех национальностей, стойкость советских людей, их вера в справедливостьсвоей борьбы. Это и есть те  ориентиры, которые могут изменить настоящее и будущее.

Для современных педагогов особенно ценно наследие войны, которые делятся с воспитанниками знаниями, а также стараются воспитывать в них нравственные качества.Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры человека, вступившего в третье тысячелетие. Это патриотизм, который является стержнем всего российского воспитания.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое прошлое своего народа.  Воспитание патриотизма в современном мире требует особого внимания. К сожалению, современные дети имеют поверхностные представления о событиях исторического прошлого нашей страны.

Детям дошкольного возраста очень сложно понять и осознать события ВОВ.Они практически не знают историю нашей страны, у них не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашистская Германия. И поэтому о войне надо читать, рассказывать и показывать детям, начиная с дошкольного возраста.В связи с этим,  большая роль в решении этой проблемы отводится дошкольному воспитанию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы нравственных качеств ребенка.

В детском саду у детей формируются первичные представления о Родине, родном крае, городе. У детей есть естественный интерес к истории своей семьи, Родины.

 Поэтому  процесс воспитания патриотизма важно проводить  во взаимодействии с семьей.

Память тех исторических лет не должна быть формальной, гораздо эффективнее в воспитательном процессе может быть изучение истории своей семьи. Стоит попросить родителей воспитанников рассказать о событиях ВОВ, через своего героического прапрадеда, носителя патриотических ценностей, частицу великого наследия той войны. Показать фотографии, если имеются – ордена.

Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье»

Следует проводить целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам носящих имена героев ВОВ.  Дети воспринимают все эти события эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за своих прапрадедов, за историю своей страны. Именно эти чувства взрослые должны прививатьсдошкольного возраста.

Нельзя вырастить истинного патриота без знания истории своей страны. Так же как и без знания традиций  своего народа, нельзя воспитать настоящего человека, любящего и уважающего свою семью, свой дом, свою Родину, уважающего другие народы и их традиции. На услышанных рассказах и примерах, дети понимают, какое нужно было мужество и героизм у советских солдат, чтоб одержать победу в этой страшной войне.

Помимо семейных рассказов, с детьми целесообразно проводить групповые беседы и чтение рассказов, произведений с показом иллюстраций, диафильмов, слайдов. Ведь оставленные в послевоенные годы свидетельства -  мемуары, художественные произведения, фильмы являются главным багажом культурного и исторического наследия.

Также не стоит забывать  о наследии,  которое есть и в нашем городе, это улицы, названные в честь героев ВОВ. Таких в нашем городе Салехард две: Александра Матросова и Зои Космодемьянской. Нужно рассказать детям, о подвигах этих мальчишки и девчонки, ныне Героев Советского Союза.

На музыкальных занятиях познакомить детей с музыкальными произведениями  военных лет.

Важно объяснить детям, что для того, чтобы сохранить память о жизни и подвигах солдат, женщин, стариков и детей в период войны, писали песни, стихи, рассказы.

Немало важным, ярким и запоминающимся событием для детей является совместное посещение парада в честь Дня Победы, возложение цветов к мемориалу, акций «Свеча памяти».В таких мероприятиях, дети чувствуют сплоченность народа, чувство гордости за подвиг наших ветеранов.

Ещё одно событием, в которое обязательно нужно вовлекать подрастающее поколение - это шествие «Бессмертного полка». Конечно, объяснить малышам, так чтоб они полностью поняли смысл происходящего на словах сложно. Именно поэтому важен наглядный пример, через который дети чувствуют сплоченность народа. «Бессмертный полк» стал по-настоящему народным движением. Это то, что идёт из нутрии, это некая потребность души потомков великого народа отдать дань памяти.  Это попытка осмыслить войну, ее наследие с точки зрения вечности, увидеть себя наследниками победителей. Он объединяет нас с теми, кто ушёл в вечность. Это не только про солдат, это про наше великое прошлое, которое нам дано в виде такого наследства, которое мы должны передать детям. Мы его получили и должны им распорядиться.

Также к 9 мая вместе с родителями воспитанников необходимо организовать фото – выставку «Бессмертный полк». Чтоб дети понимали, что такое война,  с уважением вспоминали и говорили о подвигах своих  прадедушек и прабабушек.

Вместе свыше перечисленными методами, в работе по патриотическому воспитанию, важно использовать и не менее эффективные методы:

Проведение тематических праздников, физкультурных мероприятий, конкурсов чтецов, посвященных Дню Победы;

Встречи с ветеранами, тружениками тыла и детьми войны;

Выставки детских рисунков на тему Великой Победы;

Изготовление открыток ветеранам,  труженикам тыла, детям войны.

Современные дети – это будущее нашей страны. Именно от нас, взрослых зависит, какими они вырастут, будут ли любить, и гордиться своей страной, заботиться о ее процветании.

Из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы стать настоящим достоянием народа, любое историческое событие должно быть отражено в культуре. Кому как не педагогам и воспитателям знать, какое колоссальное впечатление на душу ребёнка может оказать рассказ, фильм, песня. Конечно, может. Но современным детям это наследие не так легко воспринимать, как их старшим родственникам. Раньше фронтовики были не гостями праздника Дня Победы, а частью жизни каждого ребенка. И не важно, как далеко или близко они жили, или смотрели со снимка. Это была реальность, живая боль и живая гордость каждой  семьи.

Таким образом, работу по формированию патриотического воспитания, необходимо начинать как можно раньше. Чем раньше начнется работа, тем прочнее и устойчивее будут сформированы у детей, нравственные качества, уверенность в своих силах, открытость, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине и гордость за свой народ. Только тогда они вырастут настоящими наследниками истории и подвига своей страны.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт