В статье представлен опыт использования метода проектов в кружке «Юный эколог» МАОУ ДОД ЦДТ г. Лабытнанги.
На сегодняшний день состояние общественного экологического сознания и экологической культуры населения вызывает серьезную тревогу. Все больше проявляется тенденция к потребительскому отношению к природе и природным ресурсам. Эти проблемы являются актуальными для нашего региона, так как, экологическое состояние окружающей среды становится критическим.Мы предполагаем, что содержание нового подхода в экологическом образовании должно основываться на качественно иной, а именно, социально – проектной основе, которая в настоящее время в арсенале образовательных средств, кружка «Юный эколог», заняла одно из лидирующих мест. Специфика работы кружка «Юный эколог» заключается в формирование у обучающихся экологического сознания, личностного отношения к природе как к комплексу ценностей духовного и материального порядка.
Выбор экологической тематики проектов является абсолютно беспроигрышным: вопросы окружающей среды вполне доступны для понимания учащихся начального звена, а реализация проекта позволяет детям быстро увидеть результаты проделанной работы. Именно учащимся начального звена закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Он включает в себя, прежде всего, мероприятия социального, хозяйственного, биологического характера.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, с использованием знаний из различных источников, областей, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. В процессе работы над проектом ребята учатся продуктивно взаимодействовать друг с другом, формируется единая команда, сплоченный и дружный коллектив единомышленников. Кроме этого, проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив и педагога, который, кстати, уже и не педагог вовсе, а старший товарищ и наставник, и детей, и родителей, и других педагогов дополнительного образования. Педагог должен помнить, что проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Примерный план работы по подготовке проекта:
1. Постановка цели проекта на основе изученных проблем.
2. Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к разработке соответствующих разделов проекта, обращение к различным источникам в поиске решения проблемы.
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Оформление проекта.
7. Презентация проекта.
Само участие в создании экологического проекта предлагает учащимся сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить в ней собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденно наблюдающих жизнь по телеэкрану или через монитор компьютера. Проектная деятельность формирует умение логически мыслить, высказывать экологически компетентные мысли, анализировать и делать экологически грамотные выводы по отношению к окружающей природе.
Первым пробным шагом в проектной деятельности стало участие обучающихся кружка «Юный эколог» в 2009 году в школьной исследовательской конференции (МАОУ СОШ №1) с проектом «Экология города». Участники клуба «Экосогласие» активно включились в природоохранную деятельность города. Неоднократно с помощью родителей были организованы экскурсии по экологически неблагополучным местам. Затем представлены на обсуждение клуба фотографии, посчитаны все мусорные баки в городе.Дети узнали, как уничтожаются бытовые отходы у нас. Все вместе ездили за пробами воды на различные водоемы, чтобы сравнить, где вода чище. Познакомились с работой городской экологической службы и подобных службв различных регионах ЯНАО. Научились характеризовать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное). Узнали, какую воду мы пьем, и как влияет вода на здоровье наших горожан. И самое главное, участниками проекта были предложены основные пути решения сложившихся проблем. Проект «Экология города» отмечен дипломом II-ой степени в муниципальном туре II-го окружного заочного соревнования юных исследователей – школьников «Ступень в будущее. Юниор».
В 2010 году проект «Природа Ямала» по сохранению экосистемы ямальской тундры представлен на Всероссийском конкурсе «Я – исследователь», автор -Лягощин Вадим получил звание лауреата. Проект отмечен благодарственным письмом Харючи С.Н. председателя законодательного собрания ЯНАО, председателя ассоциации народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.Подготовка и работа по данному проекту способствовала развитию активной жизненной позиции и навыков выживания в природе, навыков экологического поведения. Дети узнали о приспособляемости и взаимозависимости всего живого в природе; научились вникать в экологические проблемы и принимать посильное участие в их разрешении. Определив роль ягеля и мхов в экосистеме тундры, обучающиеся смогли выявить причины их исчезновения. Неоценимая помощь в работе над проектом была оказана Уральским экологическим филиалом «ЭНИС» и лично директором Штро В.Г.
В 2012 году проект «Энергосберегающие лампы за! И против!» занял II место в V окружном заочном соревновании юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор». Защищал проект Лягощин Вадим. Данный проект является актуальным и востребованным, он направлен на защиту окружающей среды и правильное использование новых технологий. По реализации данный проект является долгосрочным. Активно, дружно, слаженно работали с детьми родители обучающихсякружка «Юный эколог». Исследования проводились на протяжении длительного времени. Были экскурсии в город Салехард, дети посетили предприятие по утилизации энергосберегающих ламп «ЛюмиНоформ». По городу и за чертой города были организованы рейды по утилизации ламп, содержащих ртуть. Организованы встречи спредставителями учреждений, ответственныхза чистоту в городе. Из различных источников дети получили информацию об энергосберегающих лампах, а затем классифицировали все виды ламп. Работая над проектом, ребята выявили проблему бесконтрольной утилизации опасных отходов, ипредложили свои способы ее решения.
В 2013 году проект «Экология и автомобиль» занял II место на V окружном конкурсе юных натуралистов – экологов. Автор Гаврилюк Артем. Участники клуба «Экосогласие» проводили замеры воздуха на дорогах города от выхлопных газов автомобилей, таким образом, они узнали, сколько вредных компонентов содержится в воздухе, которым мы дышим. Участники проекта выдвинули свои версии сохранения чистого воздуха в городах.
В группах кружка «Юный эколог», проводятся конкурсы экологических проектов по темам «Законы тундры», «Лесные загадки», «Экология глазами детей», «Эти забавные животные», «Птицы – наши друзья». Ведется работа по экологическому краеведению.
Таким образом, проектная деятельность, организованная в кружке «Юный эколог» и клубе «Экосогласие» создает такие условия, при которых
ü обучающиеся смотрят на окружающую действительность глазами социально - значимой личности, вырабатывают лидерские качества;
ü исследуют и вносят позитивные изменения в экологическое состояние своего микрорайона, своего города;
ü участие в проекте формирует гражданскую позицию обучающихся, толерантность и высокую экологическую культуру поведения, позволяетприйти к мысли, что выход из экологического тупика существует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль « Академия развития», 2004
2. Ступитская М.А. Что такое учебный проект?: М. «Первое сентября»
3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль «Академия развития», 1997