Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 5. «Героический образ в музыке...

5. «Героический образ в музыке на примере кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева»


Ильина Ирина Геннадьевна

педагог-организатор

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Филофеевская гимназия»

г. Новый Уренгой

 

Во искусстве воспеваются мужество и отвага героев. В литературе и живописи, в кино и театре рассказывается о героизме защитников Родины, об их славе и доблести. Дошедшие до нас былины прославляют лучшие качества русского человека: красоту, благородство и простоту души. Солдатские песни вселяют уверенность в своих силах и укрепляют веру на победу в сражении.

Композиторы, поэты, писатели и художники очень тонко чувствуют мир, в котором живут и, часто, защита Родины становится основной темой их творчества. Некоторые из них они наделены проницательностью и предсказывают исторические события.

В русском искусстве одной из главных тем являются дух патриотизма и героическое народное движение по защите своей Родины. Великие русские композиторы посвящали свои музыкальные произведения подвигам защитников Отечества. Герои прошлых лет продолжают жить в звуках композиций Д.Д. Шостаковича, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина и Н.А. Римский-Корсакова. Ярким примером мужества и героического поступка следует отметить образ Александра Невского.

Александр Невский – князь и великий полководец средневековой Руси. В 1380 году был канонизирован и причислен к лику святых за мужество и отвагу, за подвиги, совершенные им во имя защиты родной земли, за верность Богу и Отечество. История славных побед святого князя началась с битвы со шведами на Неве в 1240 году. На этом месте в 1713 был воздвигнут храм «Александро-Невская лавра». Это было неспокойное время. И уже через два года снова потребовался талант полководца. В 1242 состоялось Ледовое побоище, в котором было разгромлено немецко-литовское войско. В память о тех сраженьях и в честь Александра Невского Петром I был задуман Орден Святого Александра Невского для награждения за военные заслуги. Учрежден он был уже Екатериной I в 1725 году.

В 1938 году на экраны страны вышел фильм «Александр Невский», снятый советским режиссёром Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Этот фильм прославлял подвиг русского народа в битве против вторгшихся на территорию Руси войск тевтонского ордена и входивших в его состав рыцарей-крестоносцев. Разгром немецких рыцарей на Чудском озере дружиной князя Александра Невского стал символом непобедимости русского народа. В те годы мир жил ожиданием войны и фильм был воспринят как предупреждение неизбежности новой агрессии против страны. Роль Александра Невского в фильме исполнил уже знаменитый тогда актёр Николай Константинович Черкасов. Следует отметить, что он прекрасно вжился в роль и стал прообразом памятнику Александру Невскому, который стоит на Красной Площади города Переславль -Залесский, на родине святого. Этот фильм стал одним из многих источников для воспитания патриотизма и проявления мужества советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.

История появления кантаты. Сотрудничество.

С.П. Прокофьев получил предложение от Сергея Эйзенштейна написать музыку для фильма «Александр Невский». Композитор, будучи поклонником таланта известного режиссёра, с радостью и увлеченно взялся за работу. Ранее уже он написал музыку к фильму «Поручик Киже» Александра Файнциммера. Для более глубокого изучения техники звукового и музыкального фильмов Прокофьев выехал за границу, в столицу киноиндустрии Голливуд.

Сергея Сергеевича Прокофьева знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора, музыкальный язык которого невероятно самобытен и узнаваем. На тот момент композитор был автором нескольких опер, балетов, четырех симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, двух концертов для скрипки с оркестром, ряда сонат и фортепианных пьес и массы других сочинений.

Проследив биографию композитора, нужно сказать, что сочинения с 30-х годов — это новый период для композитора. И к такой серьёзной музыке композитор приступил уже в период своего 40-летия. Необходимо отметить, что после революции композитор выезжает за рубеж и пытается покорить разные страны, но жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. И уже, спустя 15 лет, Прокофьев начинает приезжать в Россию с гастролями. Его концерты проходят с триумфом и постепенно композитор понимает, что Россия — это единственное место, где он может писать поистине гениальную музыку, о чём свидетельствую его последующие произведения. Резко изменилась тематика его творчества. С огромным энтузиазмом, рвением и большим интересом приступил к работе над советскими фильмами. После того, как композитор вернулся в Россию он сразу же приступил к работе. Сергей Сергеевич каждый раз советовался с режиссёром. Обычно работа шла в таком порядке: композитору демонстрировался смонтированный фрагмент, а тот сочинял для него музыку. Но бывало, что Эйзенштейну приходилось самому выстраивать действие на экране согласно музыке, написанной Сергеем Сергеевичем. Прокофьев проводил целые дни на территории «Мосфильма», в студии на Потылихе. Сам участвовал в съёмке фильма. Владимир Луговской писал тексты к кантате, а некоторые из них были написаны самим композитором. В сотрудничестве и дружбе талантов работа над созданием фильма продвигалась быстро.

Творчество режиссера Эйзенштейна и композитора Прокофьева показывает нам пример единства удивительных двух талантливых художников. Как режиссёр чувствовал и передал ритм эпохи, проник в её внутреннюю мелодию, так и композитор своей музыкой передал яркие образы, через ощущения пространства и стиля отразил разноплановость видеоряда. Музыка и фильм показали нам пример единства и целостности двух видов искусства.

«Яркая зримость» - так можно охарактеризовать образы, создаваемые музыкой Прокофьева. Удивительна его способность передать музыкой голоса и жесты людей. В связи с этим, интересно будет изучить более детально процесс создания музыки-под впечатлением от просмотра фильма.

Интересные факты.

В процессе работы композитор проводил сложную, кропотливую работу. Он занимал роль звукорежиссёра. Много времени он уделял тембровому звучанию. Он искал идею, как можно точно и реально изобразить крестоносцев. Композитору пришла следующая идея: записать звуки фанфар приблизив их к микрофону. Именно такой тембр и подошел для изображения врагов.

Композитор с большим интересом и глубиною изучил историю событий того времени. Он основательно изучал музыку Древней Руси. Познакомился с католическими гимнами Средневековья. Но всё исследовав и проанализировав Сергей Сергеевич решил действовать, со свойственной ему чертой, новаторски. Он показал нам музыкальную историю эпохи Ледового побоища на современный лад. Изменения были и в русской песни. Прокофьев не ставил перед собой цель перенести зрителя на 700 лет назад.

Композитор увлеченно работал, и не прекращал работы над партитурой во время поездки на Северный Кавказ. Работа над фильмом завершилась премьерой 1 декабря 1938 года. Фильм получил заслуженное всенародное признание и композитор, вдохновившись успехом, принял решение написать кантату, взяв за её основу музыкальную часть фильма. Работа заняла несколько месяцев и премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории под управлением автора.

Выполнить работу оказалась не так просто, как может показаться. Композитор отмечал, что сочинить новое произведение проще, чем придумывать связки для уже существующих партитур. Некоторые их части он оставил неизменными. Так вошли в кантату части «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские». Остальное было существенно доработано. Часть музыкального оформления фильма не вошла в произведение.

Немного хочется рассказать о жанре кантата.

Кантата – это жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата состоит из нескольких связанных частей, написанных для солистов, хора и симфонического оркестра. В переводе с итальянского «кантаре» переводиться как «петь».

Другого примера создания классического произведения на основе киномузыки не существует. Большое влияние на кантату оказал кинематограф. В процессе работы широко использованы приёмы звукорежиссуры. В музыке можно услышать военные сигналы, треск льда, подражанье карканью ворон и ржанью лошадей.

Кантата написана в семичастной форме. Все части кантаты логично выстроены в ряд ярких, красочных музыкальных произведений. И каждая представляет собой отдельный этап в развитии общей идеи произведения. Великолепно и точно выражены образы противостоящих сторон. Два непримиримых враждебных мира - Русь и её поработители, а не просто обобщенные портреты, противопоставлены на поле сражения.  Сначала захватчиками представлены татаро-монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Психологически верные характеристики тех и других ярки и конкретны.

Образ Руси пронизан интонациями русской народной песни. Народные хоры, женское соло и инструментальные эпизоды выражают разнообразные чувства. Образ Крестоносцев более однообразен – в основном зловещий, агрессивный. Музыка выражает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла. «Въезд Александра Невского во Псков» – заключительная часть кантаты. Здесь хор звучит торжественно и величаво, прославляя победителей.  Знакомые образы еще более яркие и значительные. Звуки солнечные и ликующе. Музыка передаёт радость и гордость за свою историю и её героев. Она характерна огромным эмоциональным воздействием и художественной силой.

Первая часть кантаты, вступление, называется - «Русь под игом монгольским». Музыка характерна пустынным звучанием и создает скорбное настроение. Ощущение времени и пустоты подчеркнуто очень точно. Высокие и низкие звуки звучат в унисон и создают контраст. Параллельно с печальными, ровными и широкими напевами звучит чужая тема врага.

Вторая часть-«Песня об Александре Невском». Она знаковая и раскрывает тему “Русь”. В ней звучит мощь и непобедимость. Здесь идет рассказ о победе над шведами. Основную мысль второй части можно передать словами героя фильма: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Она похожа на старинные напевы и звучит эпически. Мелодия величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Вокал представлен в исполнении унисонного хора мужских и низких женских голосов.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна. Звучит размеренно. Воспроизведены особенности «рассказывающей» интонации древних былин.

К середине песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» темп повышается, характер становится более динамичным. Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Звучание гуслей, сопровождающих повествование передано арфами. В повторении части звучит главная, величественная тема хора.

Третья часть - «Крестоносцы во Пскове». Здесь сталкиваются два враждебных мира. Атмосфера ужаса и горя царит в этой части. В первой и последней частях эпизода переданы вражеские образы. Страдания поверженных людей звучат во второй части. Грубый диссонанс звучания католического хорала на латинском языке и русского напева, передающего народный плач, усиливает эффект главной темы.

Четвертая часть кантаты, «Вставайте, люди русские!» — это главная часть всего произведения и является его кульминацией. В основу взят жанр дружинной песни героического содержания. Это хоровая композиция совершенно иного звучания: это призыв к бою за родную землю, за Русь-матушку. Недаром эту часть кантаты озвучивали по радио во время Великой Отечественной войны. Один из участников обороны Севастополя говорил о потрясающем впечатлении от песни «Вставайте, люди русские!» Он отмечал её как о “усиленном резонансе подземелья”, что она властно захватывала душу.

Музыкальная тема хора «Вставайте, люди русские» — это монументальная тема. Это тема ассоциируется с колокольным набатом. Это призыв встать всех русских людей на защиту своего Отечества. В начале хора оркестр имитирует тревожные и грозные колокольные звучания. В мелодии повторяются настойчивые энергичные интонации, в которых слышатся бой, зов, клич. Маршевый ритм отчётливо передаёт героическое содержание музыки. Динамичная тема постепенно переходит в новую тему-светлую, привольную и певучую: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Так утвердительно и смело заканчивается четвёртая часть кантаты.

Пятая часть кантаты - «Ледовое побоище». В этой части для отображения врага использованы темы предыдущих частей. Яркая картина формируется симфоническим оркестром с участием хора.

Суровый зимний пейзаж открывает начало этой части. Он рисует застывшее озеро в морозной мгле и пустоту зимнего рассвета. Это всё звучит перед началом побоища. Оркестр издалека передаёт звук тевтонского рога. Композитор очень долго искал тембр, чтобы передать этот сигнал. Он искал такой звук, который должен был быть, по словам композитора, “неприятным для русского уха”. В результате поиска тембра композитор дал предпочтение исполнить в фильме этот сигнал валторне, которая была записана со специальным искажением звука. В концертном исполнении произведения эту тему озвучивает английский рожок и тромбон с сурдиной. Итак, начинается знаменитый музыкальный эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

На фоне ритма скачки звучит тема рыцарей на латинском языке. Они поют хорал. Но вот начинает в бой вступать дружина Александра Невского. У трубы звучит тема из четвёртой части «Вставайте, люди русские!». Это тема русской атаки. Она звучит в сопровождении новой, стремительной и удалой темы.

Эти две темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема постепенно ослабевает и искажается.  В заключении этой части звучит тихая, нежная, спокойная, светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Она передаёт образ освобожденной русской земли, на которую пришли мир и покой.

Шестая часть, «Мёртвое поле» — это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Эта часть считается одной из самых лирических и скорбных страниц в творчестве Прокофьева.

Ледовая битва окончена. Здесь картина тихого, безмолвного и неподвижного ледяного поля. В темноте мелькают огоньки факелов. Женщины разыскивают воинов, которые не вернулись с битвы.

Тема сольной мелодии «Я пойду по полю чистому...» -словно одинокий плач, который исполняет низкий, проникновенный, глубокий женский голос. В мелодии слышатся звуки печальной, широко протяжной крестьянской песни. Эта тема характеризует не бессильное отчаяние. Она передаёт сдержанную скорбь с мужественностью и смирением. И в этом безмерном горе сохраняется величавое достоинство русской женщины - матери, жены, невесты. Неслучайно «песней невесты» и названа эта часть кантаты. В этой картине показан образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но в тоже время этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. В музыке Прокофьева слышатся интонации плача, которые идут от русских народных причетов и от классических оперных «плачей».

Седьмая часть - «Въезд Александра во Псков». Торжественный финальный хор. Псков и весь его народ встречает победителей гимном. Песня выражает счастье и радость. Перезвон праздничных колоколов сливается с главной мелодией.

Хоровой финал прославляет Русь – победительницу. Здесь соединяются две основные русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Темы здесь уже преобразились, но они при этом не потеряли свою основу, свою могучую силу. Слушая эту часть кантаты хочется вспомнить слова, сказанные в фильме «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!».

Таким образом, музыка Прокофьева стала главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагами. Этим самым значением композитор предвещал победу нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью. Музыка создает образ героя из народа, защищающего Родину, и прославляет мирную жизнь.

Русские композиторы — это настоящие патриоты своей Родины. В своих произведениях они повествуют нам о героическом прошлом родной земли, учат нас любить и защищать свою Родину, знать и хранить свою историю, помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Появление нового произведения – оперы, симфонии, кантаты – всегда отвечают потребностям своей эпохи. Недаром в народе говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может!

Кантата «Александр Невский» характеризует Русь во всех её образах, красках и интонациях. Не смотря на то, что композитор использовал элементы современной оркестровки,  осовременил музыкальные темы, добавил новые  краски звучания он сумел донести до нас колорит того времени и  перенести в  эпоху той Руси с её мощью и всем величием . Это уникальное произведение является ярким примером и образцом героического образа. Александр Невский- это образ человека сильного духа и крепкой веры. Это образ уникальный и неповторимый, в котором объединились следующие способности, как правителя, мыслителя, стратега, воина, героя. Смелость его очень гармонично сочетается с глубокой религиозностью. Все его религиозные чувства мы видим в подтверждении его слов: «Не в силе Бог, а в правде!». Образ героя Александра Невского актуален во все времена. В любви к Отечеству и преданности народу заключен главный стимул его деятельности. Его жизнь оказала влияние на столетия истории Руси и само её существование.

В своей работе на практике я часто обращаюсь к истории Древней Руси, к подвигу, мужеству и отваги наших полководцев. Учащиеся 8 класса в нашей гимназии каждый год принимают участие в Региональном конкурсе «Юнарктика». Особенно в первом конкурсе визиток мы заявляем себя как наследники духовно-патриотической направленности. В своих песнях и  речевках ребята показывают историю того времени, духовность, нравственность и патриотизм наших отважных героев, а также сами  названия команд(«Пересвет», «Витязь») переносят нас в эпоху  Древней Руси.Фильм Александр Невский и кантата являются ярким и основным учебным пособием и примером для подготовки ребят к такому мероприятию. В частности, мы используем фрагменты для презентации из самого фильма.С наработанным материалом ребята активно принимают участие в других мероприятиях. Ребята-гимназисты с удовольствием принимают участие в воскресной школе при Богоявленском соборе. Мероприятия проходят в форме концертов, интеллектуальных игр и викторин.

Активно сотрудничают ребята с дошкольными учреждениями. Каждый год детский сад «Теремок» приглашает ребят принять участие в мероприятии: «Посвящение дошкольников в юные патриоты»

В процессе подготовки и участия ребят возникает большой интерес к своей истории. Прививается любовь к своему Отечеству, а пример подвига и отваги наших полководцев дают гимназистам уверенность в себе и воспитывают в них все те качества, которыми обладали наши герои.

Учащийся 9 класса, Крапивин Виктор, настолько проник в историю Древней Руси, что одним из его увлечением стало изготовление костюмов и оружия, которые носили воины и герои Древней Руси, а также изучение и исполнение духовно-патриотических песен. Свои умения и познания Виктор передаёт в форме встреч-бесед в детских садах, а также в форме классных часов и спортивных мероприятиях в гимназии.

Активное участие принимают родители наших ребят, которые также подают идеи, интересуясь событиями того времени, помогают готовить атрибуты, костюмы к нашим мероприятиям. Свои знания и умения ребята передают младшему поколению и наставляют их на путь веры, правды, любви к Отечеству. Передают им главные ценности жизни: доброту и милосердие, истину и справедливость, твердость и самоотверженность, ясность и праведность, защиту и надежность. Это все основные качества, которыми обладал благоверный князь Александр Невский и все полководцы нашего Отечества!

Список литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

4. Музыкальная литература. Русская музыка XX века: четвёртый год обучения: учеб. пособие/М.И.Шорникова.-Изд.12.-Ростов н/Д:Феникс,2011.-250 с.: ил.+CD-диск(Учебные пособия для ДМШ)

5. Отечественная музыкальная литература.XX-начало XXI века: Учебное пособие для ДМШ/О.И. Аверьянова.-Новое дополненное и переработанное издание.-М.:Музыка,2016.-352 с.: нот.,ил.

6. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1991.-164 с.

7. https://fap.ru/press-center/articles/aleksandr-nevskiy-myslitel-filosof-strateg-svyatoy/

8. https://moscsp.ru/analiz-kantaty-aleksandr-nevskii-s-prokofev-aleksandr-nevskii.html

9. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2020/05/05/kantata-aleksandr-nevskiy-sergeya-sergeevicha-prokofeva

10. https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт