Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Година трудных испытаний» Рус...

«Година трудных испытаний» Русской Православной церкви в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг.


Наумова Марина Викторовна, МОУ «Гимназия г. Надыма», ЯНАО, г. Надым

 

«Година трудных испытаний» Русской Православной церкви в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

 

1. Введение

 

В современных социально-экономических условиях перед школой поставлено множество образовательных и воспитательных задач. Они подкрепляются усовершенствованным ФГОС начального, среднего и общего образования, но, несмотря на это, не ослабевают требования социального заказа по построению духовно развитойучебной среды, обращенной к опыту и традициям православной церкви, в том числе и в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг.. Именно в этой среде должна развиваться гармоничная личность учащегося, отличающая глубокими качествами патриотизма, гражданственности и духовности.

Проблема заключается в том, что современные школьники не соотносят события военных лет и усилия Русской православной церкви в 1941-1945 гг., не видят причинно-следственных связей между ее поддержкой и одержанной победой над фашизмом. В преддверии 65-летнего юбилея Победы ВЦИОМ опросил около 1500 россиян из 43 городов России и выяснил, что решающее значение для исхода Великой Отечественной войны имели Сталинградская и Курская битвы, прорыв блокады Ленинграда [10]. Однако поддержка Русской православной церкви была не менее масштабной и результативной, даже, несмотря на то, что до 1941 проходила массовое уничтожение всего «православного» и «духовного».

Цель работы: проанализировать деятельность Русской православной церкви в 1941-1945 гг. с точки зрения ее значимости для становления личности современного учащегося.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по истории Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны.

2. Определить основные направления деятельности церкви во время войны.

3. Обозначить значение поддержки русской церкви в «годину трудных испытаний».

4. Выявить роль деятельности Русской православной церкви для становления личности современного школьника.

Предмет: история Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..

Объект- значение деятельности Русской православной церкви для достиженияпобеды над фашизмом в рамках становления личности современного школьника.

Методы исследования: систематизация, анализ литературных источников, описание, обобщение.

Гипотеза: формирование личности современного школьника будет успешным, если одним из результатов учебно-образовательного процессастанет осознание вкладаРусской православной церкви в победу над фашизмом.

Новизна исследования заключается в том, что определяется значимость исторической поддержки Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., определяется ее потенциал в становлении личности современного школьника.

 

 

 

2. Основная часть

В ходе обучения большинство учащихся узнают, что Великая Отечественная война началась в июне 1941. Нападение фашистской Германии стало роковым и решающим часом для нашей страны, которая в этот исторический период времени называлась Советским Союзом. Это был моментистинных испытаний для Русской православнойцеркви, верной своим традициям, несмотря нажестокие репрессии со стороны правящей государственной партии [2]. Митрополит Сергий Страгородскийпризвалв «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной церкви» защищать родину от фашизма [8].

Изучение литературных и исторических источников показало, что Русская православная церковь занималась достаточно разнообразными направлениями деятельности: сбором материальных средств и пожертвований на нужды армии [9] (смотри Приложение, рис. 2), всеобщим патриотическим движением в защиту родины [3] (смотри Приложение, рис.1), внедрением научных знаний в медицине [1], выстраиванием созидательных связей с государством [5], укреплением духовно-нравственной силы народа [10], поддержкой советской армии в зарубежных странах [2], просоветской пропагандой в борьбе с фашизмом [6].

Под защитой родины понималась борьба за личность, за победу во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Нужда, голод, испытания локализовались в одном слове «година» как нескончаемый водоворот бед, лишений и горя, который может закончится только тогда, когда будет долгожданная победа. Именно церковь организовала и поддержала всеохватывающее патриотическое движение, развернувактивную деятельность по сбору материальных средств на оборону страну. В день объявления войны на двери Владимирского Успенского собора была вывешена телеграмма, в которой председатель комитета обороны, Иосиф Сталин, благодарил верующих города Владимира за сбор средств на постройку танковой колонны [7]. Согласно данным статистики в фонд обороны страны с 1941 г. по 1944 г. было собрано более 200 миллионов рублей [9]. По всей стране происходил сбор средств на строительство самолётов, на тёплые вещи для бойцов, на содержание раненых, на детей-сирот, оставшихся без родителей. А ведь в это время граждане в тылу тоже испытывали голод, питались по карточкам, но работали из последних сил, обеспечивая нужды обороны страны.

Необходимо особо отметить, что риторика власти к Церкви радикально изменилась с негативной на позитивную. В результате, с начала Великой Отечественной войны прекратились аресты священнослужителей. Из лагерей были освобождены десятки священников, некоторые архиепископы и епископы,а закрытые и разрушенные храмысилами прихожан восстанавливались. Коктябрю 1941 антирелигиозные периодические изданияизменили характер своих статей на духовную, патриотическую с православным уклоном тематику, освещая выдающихся русских деятелей, достижения великого русского народа, героизм советских солдат и духовный вклад православной церкви [3].

Помощь Церкви в борьбе над фашизмом была и со стороны науки. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в честь которого назван медицинский университет в г. Красноярск, работалв качестве хирурга, а его труды по гнойной хирургии позволили спасти тысячи жизней простых солдат [1]. Основной причиной смерти на поле боя было заражение, когда инфекция проникала в кровь. Зараженному можно было помочь только ампутацией. Наука и опыт помогали архиепископу проводить сложные операции и спасать солдат, которые затем возвращались на фронт.

По направлению возрождения и укрепления духовно-нравственной силы народа, преемственности поколений, единства тысячелетней истории России, в борьбе с фашизмом в период войны открылисьболее 40 монастырей и 5000 церквей. Фашисты не рассчитывали, что православная церковь поддержит власть, поскольку ее активно уничтожали. Но верующий народ, не смотря на репрессии по отношению к духовенству, верил в победу и активно боролся на поле боя.  Сталин, осознав огромную мощь веры Христовой, понял, поддержал церковь, переоценил ее роль для государстваи позволил православным открыто верить в Бога. Он поддержал антифашистскую деятельность митрополита Сергияв Русской Православной Церкви.

В Кремле 1943состоялась встреча Сталина со священниками. На ней присутствовали митрополиты Алексий,Сергий и Николай, полковник госбезопасности Г.Г. Карпов.По результатам встречи была создана организация, осуществляющая контроль, наблюдение и регулирование государстсвенно-церковных отношений, занимающуюсярелигиозной поддержкой верующих на поле боя. Кроме того, был принят ряд решений: об образовании Синода, который был запрещен с 1935,о проведении архиерейского Собора; оборганизации богословских курсов; о подготовке кадров духовенства;об издании журнала Московской Патриархии; об открытии духовных учебных заведений. За отвагу с марта 1944 солдатов награждали орденами Ушакова и Нахимова, разрешили носить солдатские георгиевские кресты, полученные в Первую мировую войну, учредили по типу старых кадетских училищ суворовские и нахимовские образовательные учреждения.

Газета «Правда» печаталас большой буквы слово «Бог». Осенью 1943 г. вышла в массовую печать просьба митрополита Сергия о том, чтобы «молиться за победу над злейшим врагом – германским фашизмом». В газете было опубликовано его послание. В обращении к верующим он писал, что «в годину трудных испытаний народ сумеет постоять за себя»и прогонит прочь «наседающего чужанина». Сергий глубоко верил, что надежда сражающихся будет их железной броней, препятствующей всякого рода малодушию перед нашествием врага. Благодаря вере на боевом посту солдаты будут бодро сражаться за Отечество, храня «драгоценные заветы святой Православной веры» [6]. Верующие не только сохраняли непоколебимость духа в бою и в обстановке всеобщей утраты близких. Однако атеизм, в отличие от веры, не помогал преодолевать страх, панические настроения.

Не только слово воодушевляющим, но и благодеянием помогал митрополит Сергий. С 19 октября 1941 до 1943 из г. Ульяновска (Симбирске) он руководил православной церковью. В ноябре 1942 г. Сергий назначен в качестве члена Чрезвычайной государственной комиссии, расследовавшейслучаи немецко-фашистских злодеяний.

Как и простой народ, испытывающий нужду и голод, священники переживали все тяготы жизни в период великой войны. Но они не сетовали на проблемы, а всем своим духом, словом и делом приближали победу над фашизмом. Так, молитвенник Серафим Вырицкийстоял на молитве тысячу дней и ночей, он молился о спасении страны. Не прекращали работать православные храмы по всей стране. Температура в храмах в холодное время года опускалась ниже нуля, но прихожане не покидали своего места, хотя едва держались на ногах, чувствовали постоянный голод и холод.Заслуженно после войны священнослужители награждались медалью.

Однако фашизм был сильной угрозой не только образу жизни советских граждан, но и западному. Русская православная церковь хорошо понимала это. В 1943 в преддверии открытия второго фронта она обратилась с призывом, чтобы произошло объединение всего христианского мира, дабы спасти мировой порядок от диктата. Она призывала во имя Христа «мощно объединиться» для окончательной победы над фашистским врагом [4, с. 14].

Русская православная церковь имела достаточно жесткую позицию относительно изменников Родины: священников, солдат или светских лиц. Они автоматически считались предателями, виновными в измене, безвозвратно отлученными или лишенными сана. Переход на сторону фашизма карался в большей степени духовно, осуждался всеми и не принимался ни при каких смягчающих обстоятельствах [5, с. 16].

Особое внимание Русская православная церковь уделяла молодёжи. Она не только проводила проповеди, но и занималась активным просвещением, поскольку подрастающее поколение было взращено на антирелигиозных постулатах, ввиду существования жестоких репрессий со стороны государства.

Вклад Русской православной церкви в победу над фашизмом является той точкой роста, которая позволит сформировать современную личность школьника, отличающейся патриотизмом. С первых дней войны было известно о подвигах советских летчиков, которые, не задумываясь о последствиях, шли на таран немецких самолетов или в лобовое столкновение. При этом более половины пилотов практически чудом спасали свои машины, чтобы продолжить сражаться в других боевых вылетах.

Для современного школьника важно понимание того, что глубокая и всесторонняя духовная поддержка церкви способствовали проявлению высочайшего патриотизма, который проявлялся у советских воинов, когда они закрывали вражеские огневые собственным своим телом. Первыйподобный подвиг был совершен политруком А.К. Панкратовым. В августе 1941 он пожертвовал жизнью в критический момент боя и тем самым создал условия для успешной атаки подразделения. Подвиги солдат были отмечены посмертно званиями Героя Советского Союза.

Деятельность Русской православной церкви прослеживается в организации партизанского движения, благодаря которой на ниве защиты Отечества велась активная духовная борьба за непоколебимый дух советских людейв тылу врага. В частности, первый отряд из добровольцев был организован уже в самый первый день объявлениявойны - 22 июня 1941 г. Связь с подпольщиками городов и сел поддерживалась благодаря партизанам и духовным людям. По цепочке сведения передавались в Москву. Подпитанные духовной верой партизаны планомерно уничтожали железнодорожные составы, проводили рейды по тылам врага, нанося огромный ущерб фашистскимзахватчикам. По данным статистики было пущено под откос около 20 тыс. поездов и убито более 1 млн. фашистов. Саботажи  и диверсии снизили финансированиеэкономики Германии, поскольку от оккупированных районов СССР они стали получать меньше материальных ресурсов, в отличие, например, от  Франции.

Вера в победу была у каждого, кто думал о том, какой вклад внести в общее дело. Оккупированное население не сдавалось духовно, верило в гибель фашистских захватчиков и принимало самые радикальные действия. Нельзя не упомянуть удивительный подвиг, благодаря которому фашисты не могли быстро продвинуться вглубь страны. Этот подвиг был совершен 86-летним сторожем  Матвеем Кузьминым, 18-летней разведчицей Настей Дроздовой илесником Никитой Александровым, рабочим Трофимом Прушинским. Самостоятельный боевой отряд чинил серьезные препятствия на пути миллионной армии фашистов.

В тылу священники проводили всевозможные сходы, службы, обнажая лучшие патриотические качества советских граждан, трудящихся посменно на производствах. Жизнь людей в военное время была сопряжена со смертью: в тылу - от недоедания, тяжелого труда и  болезней, а на фронте - от снаряда, пули или бомбы. Благодаря поддержке церкви в партнёрстве с государством советский фронт и тыл функционировали как единый организм. Конечно, современным школьникам трудно представить, какой объем работы необходимо проделать, чтобы за полгода перевезти на восток более 1500 предприятий и ввести их в строй. Напряжённость работы была максимально высокой. Станки устанавливались в цехах, где отсутствовали стены. Самолеты и танки начинали выпускать тогда, когда еще не успевали покрыть крышу и вставить окна. Снег шел прямо на работающих людей, которые не уходили из цехов, жили в них, верили в победу.

Труд миллионов граждан, поддерживаемый Русской православной церковью и облагороженный патриотической идеей защиты Отечества от вражеской силы, в совокупности давал поразительные результаты. Например, кропотливая работа по совершенствованию танка Т-34 позволила вывести его в разряд лучшей боевой техники. Истинный ужас на врага наводили наши «катюши». Автомат ППШ стал основным видом стрелкового оружия на поле боевых действий, а новые самолеты по праву завоевывали преимущество в воздухе. СССР с 1944 сталадаже опережать Германию по выпуску бронетанковой техники в 3 раза, а самолетов — в 2,7 раз.

А сложно ли современному школьнику понять, как проявляется истинная стойкость народа, который ради победы над врагом жертвовал в прямом смысле последним куском хлеба, не смотря на настоящий голод и крайнюю нужду?Смогли бы сейчас добровольно сдать деньги, вещи, продукты и драгоценности на нужды армии в фонд обороны?По данным статистики, советский народ добровольно сдал более 17 млрд руб., 131 кг золота, 9 519 кг серебра и т.д. Средства шли настроительство боевых самолетов, тысячей танков, многих подводных лодок, на выпуск оружия. Работа Русской православной церквипозволила укрепить патриотизм, благодаря которому развивалось и донорское движение: кода более 5,5 млн человек сдали около 1,7 млн литров крови для спасения раненых в госпиталях.

В современные образовательные условия, когда западная пропаганда фактически блокирует и умаляет победу России над фашизмом, необходимо пересмотреть точки роста воспитания и развития личности в системе образования. Для развития инновационных направлений в воспитании учащихся каждой образовательной ступени необходимо провести анализа специальной литературы, обобщить передовой духовно-патриотический опыт школ и результаты деятельности Русской православной церкви в период Великой отечественной войны. По итогам работы считаем оптимальным придерживаться следующих позиций по содержанию и организации технологииразвития личности в современных образовательных условиях:

- основной объект воспитания и обучения – ценностное отношение, значимое для человеческой жизни и обеспечивающее достойный и обоснованный выбор личности с примерами из истории, подвигов во время войны;

- как спроецируетсярезультат воспитания человек, который свободен в индивидуальном творческом выражении;

- в социальной жизни личности,способной проводить саморегулирование навыков, процессов, результатов и опыта;

- ориентация на спонтанность возникновения личностных новообразований, определяемых деятельностью самого ребенка как субъекта проводимой деятельности в ситуациях, приближенных к нравственному и патриотическому выбору;

- технология воспитания основана на синергетическом сочетании строгих социально-культурных норм жизни, свободы выбора ученика на культурном уровне в согласии с традициями;

- субъектность - направление в воспитательном процессе, предполагающее осознанную деятельность школьника с точки зрения ее ценностных установок,  целеполагания, мотивированности, продуманности и отобранности средства и способов деятельности, анализа и оценки результатов предметной, регулятивной и метапредметной деятельности;

- организационные формы воспитательной работы выступают отражением идейпатриотизма, активной гражданской позиции.

Таким образом, формирование современной личности школьника должно поддерживаться культурным, духовным и православным потенциалом общества, в контексте культуры и самого учащегося, обретающего способность участвовать в общественной жизни, производить самостоятельный выбор жизненного пути, развивать созидательным трудом культуру православия и мира.

 

3. Заключение

В настоящем исследовании была проанализирована деятельность Русской православной церкви в 1941-1945 гг. с точки зрения ее значимости для становления личности современного школьника. Поэтапное выполнение задач позволило выявить, что православие сыграло одну из важных ролей в достижении победы над фашизмом. Церковь принимала активное участие во всех сферах жизнедеятельности, поддерживая дух народа и армию не только словом божьим, но и делом. Для современного школьника важно понять и осознать, что победа достигалась не только человеческими жертвами, но и трудоемкой работой духовенства, мощной поддержкой Русской православной церкви.

В «годину трудных испытаний» церковь ставила задачи духовно-нравственного и морального воспитания советских граждан, работала в тесном тандеме с руководящей государственной группой, несмотря на то, что довоенная политика государства была полностью антирелигиозной, многих священников сажали в тюрьмы под надуманными предлогами.

Основным средством духовного влияния на сознание населения были службы, на которых священнослужители красноречием и крепким духом пытались довести основные заветыцеркви. Главной целью деятельности было осознание и привлечение внимания граждан к проблемам ведения широких боевых действий через изложение истинных ценностей о сложившейся ситуации в обществе. Государство и церковь действовали в едином синергетическом партнерстве, в совокупности достигая желаемой победы.Русская православная церковь в годы войны придерживалась исключительно патриотических позиций и проводила разнонаправленную деятельность, не только оказывая материальную и духовную помощь стране, но и категорически осуждая изменников Родины. Было абсолютно не важно, из какой среды был изменник: из духовенства или из простых граждан. Церковь бесспорно способствовала подъёму национальных и патриотических чувств. В проповедях, обращениях, посланиях, докладах и статьяхправославные священники призывали советский народ к самоотверженности, самопожертвованию, верности Родине. Духовная поддержка церквисоздала нравственные предпосылки победы.

 

Список литературы

1.                Андриянова, И.В. Войно-Ясенецкий. Одна судьба. Вера. Поиск. Служение [Текст] // Российская оториноларингология. – 2014. – №. 4. – С. 138-144.

2.                Губкин, О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. СПб., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://sir35.narod.ru/Orthodoxy/Ch_606.htm (дата обращения: 13.10.2019).

3.                Никитина, Ю. Е., Хабибулин, Р. Г. Победа Советского народа в Великой Отечественной войне: размышления о вкладе Русской Православной Церкви [Текст] //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – №. S10. – С. 48-52.

4.                Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира [Текст] // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 14-15.

5.                Осуждение изменников вере и Отечеству [Текст] // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 16-17.

6.                Рожденный на земле Нижегородской Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Сергий (Страгородский) [Текст].  Нижний Новгород, 2007. 235 с.

7.                Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов [Текст] / составители О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. 779 с.

8.                Солодова, Н.В. Государственно-конфессиональные отношения в условиях изменения российской государственности (конец XIX В. - начало 1940-х гг. ) [Электронный ресурс] // Казачество. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-konfessionalnye-otnosheniya-v-usloviyah-izmeneniya-rossiyskoy-gosudarstvennosti-konets-xix-v-nachalo-1940-h-gg (дата обращения: 13.10.2019).

9.                Сперанский, А.В. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны: возрождение духовности [Текст] // Пятые Татищевские чтения. Духовность и нравственность на Урале в прошлом и настоящем. - Екатеринбург, 2004. – 2004. – С. 18-22.

Тараканова, Т. Символы Великой Победы [Электронный ресурс] // Российская газета. 22.04.2010. URL:  https://rg.ru/2010/04/22/reg-jugrossii/opros.html(дата обращения: 12.10.2019)


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт