… Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка?
Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве,
о вместимости своего родного языка, слова.
Николай Рерих
«В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле – время её мученического очищения, её исторического оправдания и духовного возрождения, когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине, перед лицом Божиим, добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь выйти из-под развалин с молитвой на устах и с приговором для своих врагов; в такое время, в такие дни, чудится мне, что у нас есть потребность обратиться к России …окинуть взором её основы и первоосновы её культуры, с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, без которых нам не построить России, ни нам, ни нашим детям, ни внукам», – так говорил И. А. Ильин, русский философ, писатель и публицист, в статьях, выходивших в виде бюллетеней с 1948 по 1954 годы. Прошло более полувека, но мысли эти не только не утратили своей актуальности, напротив, с течением времени они стали ещё значимее, ещё важнее для каждого мыслящего русского человека.
«Духовная культура народа не есть его почётное кладбище; не есть только музей его лучших свершений или всё множество его вещественных и сверхвещественных созданий; нет – она живёт и творится в нас, его сынах, связанных со своей родиной любовью, молитвой и творчеством; она живёт незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережёт и творит её в себе, то пренебрегает ею и запускает её…» [2].
Дивишься точности и проницательности сказанного. Мы превратили нашу русскую духовную культурув «почётное кладбище», куда «заходим», отдать дань памяти, помянуть прошлое, и, оставив, уйти в повседневность – пусть покоится с миром! Мы превратили нашу духовную культуру в музей, куда приводим учащихся рассказать о гениальных свершениях соотечественников: «Вот гений А. С. Пушкин, а вот М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой». Портреты, биографии, художественные произведения тех, кто подарил нам «это клеймящее и решающее слово, которого, кажется, совсем не ведают другие языки и народы», находятся по отношению к современниками в каком-то совершенно другом измерении, потустороннем мире, не имеющем ничего общего с современностью [2].
И даже если учителю талантом, данным от Бога, удаётся приблизить учеников к сущности русской классической литературы, в большинстве случаев, он, увы, получает как результат сочинение, состоящее из шаблонных фраз-клише, так поработивших нынешнее поколение. Редкое самобытное слово «режет» слух, настолько удивляет, что сказавшего сразу же обвиняют в нарушении норм языка.
Научно-технический прогресс потребовал изменений в сфере образования. Новый закон об образовании потребовал серьёзной перестройки самой системы, методики и содержания. Эти изменения во многом положительным образом сказались на качестве подготовки обучающихся, алгоритмичность действий (а именно на ней большей частью основываются приёмы усвоения учебного материала, в том числе и подготовка обучающихся к итоговой аттестации) привела к тому, что даже сочинение (разновидность наиболее свободной творческой работы) заключили в рамки шаблона: «Я согласен с мнением автора….», «Во-первых, …во-вторых, ..» «Таким образом, …», «Хочется сделать вывод…» Алгоритмичность, шаблонность мышления лишает человека свободы выражения мыслей, уничтожает любое творческое начало, лишает возможности проявить свою индивидуальность. Парадокс очевиден: с одной стороны, мы видим неплохие результаты качества успеваемости при сдаче ОГЭ (Основногогосударственного экзамена) и ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по русскому языку и литературе; с другой стороны, мы наблюдает деградацию языка, оскудение речи, катастрофическое сокращение словарного запаса современного человека. Мы говорим о возрождении духовно-нравственных ценностей, используя при этом «иноземный» канцелярский язык, превращая возрождение в «проект», создавая «концепцию развития», пытаясь алгоритмизировать духовное развитие личности. Навязывая созданное кем-то мнение, мы лишаем учащегося возможности размышлять, самостоятельно разобраться в прочитанном. «Сейчас ты этого не поймёшь, вот пройдёт время, тогда ты осознаешь сущность художественного слова», – часто наставляет учитель. Но когда пройдёт время, будет уже слишком поздно «осознавать», будет совершено множество ошибок, на исправление которых уже нет ни сил, ни возможностей.
«Россия дала нам религиозно‑живую, религиозно‑открытую душу. Издревле и изначально русская душа открылась Божественному и восприняла Его луч; и сохранила отзывчивость и чуткость ко всему значительному и совершенному»[2].
«Нет на земле ничтожного мгновенья», – сказал русский поэт; и к испытанью, к удостоверенью этого нам даны живые пути. За «всегда безмолвными предметами» нам дано осязать незримое присутствие живой тайны», – читаем мы у И. А. Ильина. О чём это? О слове? Русском слове. О его загадках и тайнах, научных секретах, и о том, как привить ребёнку интерес к СЛОВУ, как «оживить», «очеловечить» его, СЛОВО – одну из основ русской культуры.
«Голография слова» – так называется программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности, реализуемая в рамках требований ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования). Программа курса рассчитана на 3 года (с 7-го по 9-ый класс) и направлена на организацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся посредством использования инновационных методик и нетрадиционных подходов в работе со словами духовно-нравственной тематики.
Почему голография? Гологра́фия (др.-греч. ὅλος – полный + γράφω — пишу) – набор технологий для точной записи, воспроизведения и переформирования волновых полей, оптического электромагнитного излучения, особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные [5]. Иначе говоря, голография – это метод получения объёмного объекта. В переносном смысле голография слова – это создание трёхмерного объёмного представления об основной единице языка. Что подразумевается под трёхмерностью слова – это его языковая, образная, духовно-нравственная стороны.
Программа предполагает интегративность духовно-нравственного формирования и развития личности, происходящего в урочной деятельности, в частности на уроках русского языка и литературы. Актуальность программы определена слабостью нравстенно-этических знаний обучающихся, несформированностью нравственных привычек, отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением.
Цель программы – создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России, формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Задачи:
– раскрыть сущность духовно-нравственных понятий через лексико-орфографическую работу;
– способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
– приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
– формировать представления о «секретах оживления языка», ввести обучающихся в мир науки о языке, ощутить его как стройную гармоничную систему;
– приобщить обучающихся к искусству слова; помочь им понять и почувствовать эстетическую и нравственную ценность русского языка;
– формировать умение обучающихся участвовать в устной и письменной речи; аргументированно высказывать свою точку зрения;
– формировать умение раскрывать смысл морально-этических единиц языка через анализ жизненных ситуаций, контекст;
– учиться строить устные и письменные высказывания на духовно-нравственные темы.
В основу программы положена работа со словами духовно-нравственной тематики: совесть, добро, доброта, мужество, честь, достоинство, дружба, душа, вера, человечность, любовь, красота, самовоспитание, сострадание и т. п.
1 блок – «Путь к слову»(7 класс) содержит разделы: «Вкус слова», «Слово. Чувство. Образ», «Слово-магнит», «Слово – центр», «Экология слова». Каждый обучающийся выбирает слово из предлагаемогоперечня, затем составляет интеллект-карту «Путь к слову», где рассматривается и анализируется языковая сторона основной единицы языка.
2 блок – «Жизнь слова»(8 класс) содержит разделы: «Слово в поэзии», «Слово в прозе», «Слово в публицистике», «Слово в сети Интернет», «Культура слова». Анализ текстов разных стилей позволит рассмотреть «жизнь» слова в контексте, в разных значениях и разных ситуациях.
3 блок – «Искусство слова»(9 класс) содержит разделы: «Учимся рассуждать», «Сочинение – свидетельство мысли», «Как слово наше отзовётся», «Душа слова». Создание собственных текстов духовно-нравственной тематики завершает курс работы со словом. Это аналитическая работа, позволяющая осознанно, аргументированно работать с единицей языка, несущей смысловое значение.
Педагогические средства и формы работы:
- работа со словарями, справочной литературой и Интернет-ресурсами;
- создание интеллект-карт (ментальных карт) «Путь к слову»;
- создание веб-квестов;
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр кинофильмов, фрагментов кинофильмов,презентаций, работа с аудиофайлами, , чтение художественных произведений;
- создание словаря-справочника морально-этических понятий;
- анализ публицистических и художественных текстов нравственной проблематики;
- создание текстов разных видов и жанров;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о словах нравственной тематики;
– владение навыками выполнения лексического анализа слова;
– овладение основами лексико-орфографической грамотности;
–знание (на уровне обобщенных представлений) результатов наиболее интересных исследованиях в области лингвистики;
- умение пользоваться словарями, справочниками, Интернет-ресурсами;
–умение обрабатывать информацию и представлять в разных формах.
Практические результаты работы:
1. Интеллект-карты «Путь к слову» (Приложения 1, 2).
2. Словарь морально-этических понятий.
3. Презентаций учебных и творческих достижений.
4. Тексты разных видов и жанров (Приложение 3).
«И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.
В нём гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нём вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…» [2].
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Ильин, И. А. О России. Три речи. – Московская обл. г. Чехов: Российский Архив, ISBN 5 86566 015 2, 1995.
3. Синицын, В.А. Путь к слову. – М.: Столетие, 1996.
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/80157