Слайд 2
Региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО) строится с учётом этнокультурных особенностей обучающихся Ямало-Ненецкого автономного округа.
С 2012 года в РСОКО проводится стартовая диагностика первоклассников. В течение последних двух лет в рамках данного мониторинга дополнительно изучается готовность детей из числа коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) к обучению в школе. Основная цель мониторинга состоит в выявлении реального уровня подготовки детей школе, ранней диагностики и возможности оказания своевременной помощи каждому ребёнку, а также предоставление учителям, психологам и родителям качественного инструментария. Исследование направлено на выявление трудностей, проблем, причин низких результатов обучения, глубокому анализу подвергается реестр затруднений.
Слайд3.
По результатам мониторинга в 2016 году сформирован обобщённый портрет первоклассника из семьи КМНС.
Важнейшие показатели, на основе которых прогнозируется школьная успешность – общее развитие и познавательная активность детей, для оценки сформированности которых используется комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».
Первоклассники из числа КМНС успешно выполнили тест «Рисунок человека», как и основная масса учащихся, что говорит об их хорошей психофизиологической зрелости, при этом инструкция данного теста наиболее понятна и однозначна.
Сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль) позволили выявить методики «Графический диктант» и «Образец и правило». Каждый третий ребёнок из числа КМНС демонстрирует низкий уровень по результатам методики «Графический диктант», так как сказывается отсутствие дошкольной подготовки и опыта фронтального обучения, но примерно половина получает высокий балл за написание диктанта.
Первоклассники из числа КМНС по методике «Образец и правило» показали более низкие результаты относительно своих сверстников. Только 34% учащихся из числа КМНС показали высокий уровень по результатам методики против почти половины других первоклассников с высоким уровнем, не относящихся к КМНС, – 48%. Низкий уровень способности самостоятельно работать по заданному образцу выявлен у 24% детей КМНС, среди всей совокупности учащихся, не являющихся представителями отдельных категорий, выявлено лишь 13,3% детей, что говорит о значительных отличиях по данному показателю.
Правильность восприятия первоклассниками речи учителя и фонематический слух проверялись с помощью методики «Первая буква». Подготовка к школе, оценённая по этой методике, ниже средней по региону, но эта разница не является критичной. Хочется предостеречь от преувеличенного внимания к трактовке разницы как следствия нарушения фонематического слуха. На результаты тестирования влияет фактор стресса и плохого понимания инструкции. Хоть эти методы относятся к невербальным, все-таки инструкцию нужно понять на русском языке. Дети, испытывающие трудности с пониманием языка, закономерно оказываются в невыгодной позиции. При сопоставлении оценок готовности к обучению на основе субъективного восприятия учителем и родителем выявляется общая тенденция к расхождению мнения учителя и родителя при оценке уровня готовности первоклассника к школе.
Школьная готовность – понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности.
Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребёнка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.
Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Без особого желания в школу идут 19% детей КМНС, ещё 2% совсем против воли. По сути, на установки детей существенно влияют установки взрослых. Это ещё раз подчёркивает важность работы с семьёй в дошкольном периоде, формирование позитивного общественного мнения по поддержке процессов развития современной российской школы.
Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Для первоклассников из семей КМНС поступление в школу означает также активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников в школе-интернате. По результатам анкетирования родителей, процент детей КМНС, испытывающих трудности в общении с различными социальными партнёрами колеблется в диапазоне от 10 до 16%, остальные первоклассники данной категории демонстрируют хорошую коммуникативную компетентность.
Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Большинство первоклассников КМНС могут управлять своим поведением (72%), легко осваиваются в новой ситуации (77%)и могут самостоятельно организовать свою учебную деятельность (67%). При этом доля детей из числа КМНС, плохо управляющих своим поведением, 27%,ниже соответствующей доли среди детей других категорий 31%.
В начале школьного обучения все дети находятся в стадии адаптации к обучению к школе. Меняется социальная роль ребёнка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что требует больших психологических и физиологических затрат.
У каждого ребёнка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией. Дети из числа КМНС на 4% чаще остальных имеют первую группу здоровья, что указывает на высокий уровень их адаптационного потенциала.
«Цена адаптации» показывает уровень изменений, отражающихся в поведении ребёнка на фоне его вхождения в учебную жизнь.
Дети категории КМНС, обучающиеся в интернатах, оказываются в начале обучения в более сложной адаптационной ситуации, родители тревожатся и, с одной стороны, могут преувеличивать проблемы ребёнка, так как он делится, в первую очередь, тревогами, а с другой – часть детей, возможно, вообще ещё не сообщили родителям о своих проблемах.
Выявленные результаты доказывают необходимость учитывать индивидуальности каждого ребёнка при подготовке его к школе, при оказании ему поддержки на этапе вхождения в школьную жизнь, при совместной работе школы и семьи для нивелирования существующих проблем.
Слайд 4
Недостаточный уровень зрелости в познавательной сфере первоклассников из семей КМНС можно изменить целенаправленной работой по повышению уровня развития компетенций детей, усилением дошкольной подготовки, построением индивидуальных образовательные траекторий по результатам мониторинга, организацией методической помощи педагогам дошкольного и начального общего образования по особенностям поддержки детей из семей КМНС.
Если у почти половины родителей детей категории КМНС (49%) в их домашней библиотеке детских книг не более десятка, то это, безусловно, снижает возможности подготовки ребёнка к школе. Этим детям необходимо обеспечить в школах специальный доступ к библиотеке и возможный контроль за их чтением. Однако 32% семей указанной категории учащихся, что лишь на 4% меньше, чем вообще по округу, имеют дома больше 10 детских книг, а около 15% – имеют дома настоящую библиотеку. Это указывает на то, что семьи КМНС не одинаковы, многие успешно готовят детей к школе и их опыт необходимо изучать и распространять.
Трудности функционирования в роли ученика можно нивелировать при повышении внимания к режимным моментам вне школы и дополнительной поддержкой семьи при решении проблемных моментов обучения.
Для преодоления разрыва по оценке дошкольной подготовки между учителями и родителями необходима разработка и реализация системы мероприятий работы с родителями дошкольников и младших школьников, направленной на согласование позиций обучения и воспитания между семьёй и школой, расширение связи посредством современных технологий.
Обозначенные пути решения находят свой отклик при реализации проекта «кочевая школа». Осуществление дошкольной кочевой подготовки, приближение школы к месту традиционного проживания позволяет снизить цену адаптацию ребёнка к школе. По данным мониторинга обучения детей в кочевой школе Анны Неркаги высоких признаков тревожности в начале обучения в школе не отмечено. Кочевое обучение способствует стабильному спокойному отношению к школе при сопоставимых показателях успешности обучения.
Таким образом, мониторинг позволяет уйти от некоторых предубеждений по отношению к КМНС, и, с одной стороны, обобщить результаты, выявляя общие тенденции, а с другой – увидеть своеобразие конкретной учебной группы и конкретного ребёнка и его ситуации развития
Представленные результаты целесообразно в дальнейшем использовать при организации дошкольной подготовки детей КМНС, при планировании работы учителей начальной школы, и методических служб на уровне образовательной организации, на муниципальном и региональном уровнях.