Фамилия, имя, отчество: Хайруллина Лилия Сагдатовна
Место работы: Муниципальное Автономное Образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», ЯНАО, г.Губкинский
Наименование населённого пункта: ЯНАО, г.Губкинский
Вводная часть
В соответствии с общим замыслом обращение к данным, характеризующим оценку выпускниками роли школы и их готовности к взрослой жизни актуальна. Школа, наряду с другими факторами социализации, такими, как семья, СМИ, референтные группы, молодежные субкультуры, влияет на систему ценностных ориентаций молодых людей, на их представления о жизни и своем будущем. И багаж знаний, и сложившийся уровень познаватёльной и творческой активности, и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыт социальной активности — все это выносит выпускник из школы во взрослую жизнь.
Распространено мнение, что роль школы, как и семьи, в процессе социализации школьников снижается, а возрастает роль СМИ и массовой культуры. Представление выпускников о завтрашнем дне, прежде всего, связано с профессиональными планами. В их формировании играет огромную роль, с одной стороны, престиж профессий, т.е. существующая в обществе иерархия видов трудовой деятельности, определяемая их оплатой и статусом, а с другой, осознание молодыми людьми собственных способностей к одному из них и возможностей их реализации. Разумеется, профессиональный выбор выпускников носит предварительный характер, поскольку он осуществляется еще в условиях школы. Вместе с тем в нем отражается воздействие СМИ, школы, семьи, неформального общения и других агентов социализации Школа проводит большую работу по ориентации учащихся на профессии, востребованные городом.
Сроки: декабрь 2017г
Методы: опросник
Цель: проанализировать «мир мнений» выпускников, касающийся различных сторон жизни: оценки школы в целом, ее роли в жизни учащихся, отношения к учебе, степени подготовленности к решению важнейших жизненных задач.
Гипотеза: полученные данные укажут направления необходимого усиления в процессе воспитания, помогут всем участникам образовательного процесса эффективному планированию учебно – воспитательной работы с детьми.
В рамках проведённого мониторинга блок вопросов по линии «УЧЕНИК» включал ряд вопросов, касающихся социально – демографических характеристик опрошенного контингента учеников 9-х классов. В этот блок вошли вопросы касающиеся пола и возраста респондентов, их социального самочувствия на момент проведения опроса, отношения к своему профессиональному будущему.
Проведённые исследования выявили следующий гендерный состав респондентов (табл.1).
Пол учащихся (в %) табл.1
Варианты ответа: |
Ответы: |
Мужской |
54 |
Женский |
46 |
ИТОГО: |
100 |
Проведённый мониторинг исследовал социальное самочувствие учащихся (табл.2). В своих ответах на вопрос, «С каким настроением ты смотришь в будущее?» значительная доля учеников (92%) дала в целом положительно настроенный ответ. 8% учащихся настроен пессимистично относительно будущего. С тревогой и неуверенностью и со страхом и отчаянием 0%.
Социальное самочувствие учащихся (в %) табл.2
Варианты ответа: |
Ответы: |
С надеждой и отпимизмом |
92 |
Спокойно, но без особых надежд |
4 |
С тревогой и неуверенностью |
4 |
Со страхом и отчаянием |
0 |
ИТОГО: |
100 |
В ответах на вопрос, «В каком возрасте на твой взгляд, человек должен задумываться о своём будущем?» (табл.3) 100% респондентов отметила – « в старших классах». Учащихся затруднившихся с ответом на этот вопрос, нет. Это свидетельствует о готовности делать профессиональный и жизненный выбор на старшей ступени обучения в школе.
Оценка возраста, в котором человек должен задумываться о своём будущем (в %) табл.3
Варианты ответа: |
Ответы: |
В начальной школе |
0 |
В старших классах |
100 |
После получения профессиональной подготовки |
0 |
После окончания института (техникума, училища) |
0 |
в средних классах |
0 |
ИТОГО: |
100 |
Отношение учащихся к своей образовательной перспективе.
В рамках проведённого исследования ряд вопросов касался образовательных ориентаций учащихся. В этот блок вошли вопросы касающиеся планирования уровня будущей образовательной траектории и оценка достаточности уровня будущего профессионального образования.
В ответах на вопрос « Что ты планируешь делать после окончания школы?» (табл.4) большинство учащихся (84%) выбрали поступление в ВУЗ, при этом 4% учащихся думают совмещать учёбу с работой. 8% учащихся планируют поступать в техникум. Только 4% выпускников готовы пойти работать после её окончания.
Все выше представленное позволяет сделать вывод – большой процент учащихся нацелен на поступление в ВУЗы, что не согласуется с данными по Центру занятости населения г.Губкинский, где традиционно лидируют «рабочие» профессии.
Планирование образовательной траектории после окончания школы табл.4
Варианты ответа: |
Ответы: |
Поступать в техникум, колледж |
8% |
Поступать в ВУЗ |
84% |
Пойду работать |
4% |
Совмещать работу и учёбу |
4% |
Однако выше приведённые данные хорошо согласуются с ценностными представлениями учащихся о достаточности полученного в будущем уровня профессионального образования (рис.1). Большая часть учащихся 9-х классов школы (92%) считает необходимым получить высшее профессиональное образование, среди них 32% учащихся хотят получить два высших образования. Не дали ответа и испытывали затруднения на заданный вопрос 8% учащихся. Рис.3.
Отношение учащихся к своему профессиональному будущему.
В рамках проведённого мониторинга было предпринято исследование отношения учащихся к своему профессиональному будущему. В этот блок вошли вопросы, касающиеся ведущих мотивов выбора профессий, выявляющие предпочтения относительно сфер народного хозяйства, а также вопросы, определяющие интерес к предмету и целям труда, вопросы исследующие возможность приобретения практических навыков в будущей профессии.
В ответах на вопрос, «В какой сфере народного хозяйства ты бы хотел работать после получения профессионального образования?» лидирующие позиции заняли (табл.5):
1 место – Нефтегазовая промышленность – 69 %;
2 место – Компьютерные и информационные технологии – 23%
3 место – Экономико – банковская сфера, культура и искусство, торговля и коммерция – 8%.
Анализ ответов респондентов, показал, что предпочтение учащиеся отдают тем сферам народного хозяйства, которые представлены в регионе (1 место). Можно также предположить, что на их выбор большое влияние оказывают профили, которые предлагаются в школе. Следует отметить также, что, несмотря на популярность профессий, составляющих эти сферы народного хозяйства, выбор школьников опирался, скорее всего, на общественный престиж, на реальный семейный опыт, чем на собственные профессиональные интересы и склонности.
Рейтинг предпочтения сферы народного хозяйства (в %) табл.5
Рейтинг |
Варианты ответа |
Ответы |
|
Строительство |
- |
|
Транспорт |
- |
|
Связь |
4 |
|
Сельское хозяйство |
0 |
1 |
Нефтегазовая промышленность |
69 |
- |
Деревообрабат. и лесозаготов. промышл. |
- |
- |
Приборостроение электронная промышл. |
- |
3 |
Компьютерные и информационные технологии |
23 |
3 |
Наука и образование |
8 |
|
Медицина |
4 |
2 |
Культура и искусство |
8 |
2 |
Экономико – банковская сфера |
8 |
|
Юриспруденция |
4 |
|
Армия и силовые структуры |
4 |
2 |
Торговля и коммерция |
8 |
|
Психология |
- |
|
Международные отношения |
- |
|
Журналистика |
- |
Исследуя оценку определённости выбора будущей профессии (рис.2) было выявлено, что больше половины учащихся (57%) определились со своей будущей профессией. Чуть больше четверти учащихся (23%) – испытывает затруднения в выборе. Не смогли пока определиться с будущей профессией – 15% учащихся. Исследование выявило, что довольно большое количество школьников (46%), практически половина учащихся нуждаются в реальной помощи по профессиональному самоопределению. Рис. 2
В рамках проведённого мониторинга исследовался вопрос о наличии возможности приобретения практических навыков по выбранной будущей профессии (рис.3). Из полученных ответов следует, что 57% подростков не имеют такой возможности. Лишь опрошенных (28%) указала, что такая возможность есть. 15% учащихся затруднились дать ответ. Рис. 3
Исследуя вопросы выбора определённой профессии, было выявлено, что у учащихся девятых классов наиболее предпочитаемыми профессиями являются:
1 место - нефтяник
2 место - юрист, адвокат
3 место – экономист, информатик
4 место – медик, менеджер
5 место – инженер
Предпринятое в данном мониторинге исследование мотивов выбора будущей профессии (табл.6) выявило, что вопросы материального благополучия (65%) и возможности карьерного роста (57%), лидируют у данной выборки школьников, т.к. значительный процент опрошенных поставили на первое и второе место «Хороший заработок» и «Возможность сделать карьеру». На третьем месте давление общественного мнения в вопросах престижности профессии - 53% учащихся. Вопросы нравственного порядка только у 15% школьников, которые «мечтают приносить пользу людям». Желание работать в комфортных условиях (31%) немного превалируют над желаниями иметь профессию с подвижным характером труда (15%). Стремление к творческой самореализации волнует 12% опрошенных, на ответственную работу согласились бы 19% подростков. Общаться с интересными людьми в процессе профессиональной деятельности хотели бы 15 % школьников.
Мотив выбора будущей профессии (в %) табл. 6
Варианты ответа: |
Ответы: |
Комфортные условия труда |
31 |
Возможность приносить пользу людям |
35 |
Престижность профессии |
53 |
Возможность быстрого трудоустройства |
8 |
Творческий характер труда |
12 |
Общение с интересными людьми |
15 |
Подвижный характер работы |
15 |
Возможность сделать карьеру |
57 |
Ответственный характер работы |
19 |
Хороший заработок |
65 |
Оценивать работу других |
15 |
Исследуя интерес подростков к целям труда (табл.7) было выявлено, что более половины опрошенных на первое место (53%) ставит своей целью в будущем «руководить людьми», что не согласуется с мотивом выбора будущей профессии, т.к. только 19% подростков хотели бы иметь ответственную профессию, и 15% хотели бы «оценивать работу других»
Можно сделать вывод:
В сознании подростков желание творить намного сильнее (35% - второе место), чем возможность выбора профессий с творческим характером (12%).
Более четверти опрошенных (27%) ставит своей целью в будущем «заниматься самосовершенствованием», 46% (второе место) - хотели бы исследовать, 32%( третье место) опрошенных - хотели бы «творить», что согласуется с мотивом выбора будущей профессии, т.к. 65% хотели бы иметь «хороший заработок», и 57% - хотели бы иметь «возможность сделать карьеру». По результатам исследования, желающих подростков работать в сферемедицинв 4%, образования и воспитания (0%).
Предпринятое исследование выявило недостаточное количество часов в 9-х классах на ведение курсов по социализации личности, по профориентационной работе.
Привлекательность целей труда (в %) табл. 7
Варианты ответа: |
Ответы: |
Творить |
35 |
Руководить людьми |
57 |
Контролировать других |
12 |
Оценивать работу других |
- |
Сохранять «хорошую форму» |
8 |
Исследовать |
46 |
Воспитывать |
- |
Консультировать |
27 |
Заниматься самосовершенствованием |
27 |
Учить |
- |
Обслуживать |
19 |
Исследуя рейтинг популярности предметов труда (табл.8) самым популярным являются «технические устройства» (46%). Предмет труда «техника» совмещён в сознании школьников с целями труда – «творить», «заниматься самосовершенствованием». На втором месте следует «знаковая система» т.е. профессии связанные с областями экономики и коммерции (40%). Следующие по интересности предметы труда (по 27%) является «человек», «сферы науки», «направления в искусстве» - это отлично от желания подростков работать в сфере образования (0%), воспитания (0%), медицины, можно предположить, что в подростковых представлениях предмет труда «человек» ассоциируются в основном с целью труда «руководить людьми» (57%), контролировать других (12%), и «консультировать» (27%) и «творить – (35%).
Рейтинг наиболее интересных предметов труда (в %) табл.8
Варианты ответа: |
Ответы: |
Технические устройства |
46 |
Природные объекты |
15 |
Другие люди |
24 |
Сферы науки |
24 |
Области экономики и коммерции |
42 |
Направления в искусстве |
24 |
Отношение учащихся к предпрофильной подготовке и профильному обучению.
В рамках проведённого мониторинга было предпринято исследование предпочтений относительно выбора и спектра предлагаемых элективных курсов, наличия и форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения и оценки желаемой помощи в профессиональном личностном для учащихся.
Анализ ответов на вопрос о наличии в школе ПП и ПО (рис.4) показал, что в большинстве (88%) такая работа ведётся. Только 12% учащихся затруднились с ответом на вопрос.
Рис.4
Исследуя мнение подростков о том, для чего нужна предпрофильная подготовка/профильное обучение (табл.9) были получены следующие данные:
Все остальные варианты не получили высокой оценки.
Оценка необходимости предпрофильной подготовки/ профильного обучения (в%) табл.9
Варианты ответа: |
Ответы: |
Помогает учащимся в планировании образовательной траектории |
61 |
Помогает социализации учащихся |
8 |
Влияет на профессиональное самоопределение |
65 |
Расширяет и углубляет знания |
27 |
Расширяет кругозор |
8 |
Позволяет попробовать свои силы |
42 |
Развивает интеллект |
8 |
Помогает при подготовке к экзаменам |
27 |
Анализ ответов на вопрос о наличии в школе элективных курсов (рис.5) показал, что 100% учащихся охвачены этой формой работы. В рамках предпринятого мониторинга было исследовано, по каким темам в школе ведётся для 9-х классов элективные курсы.
В рамках проведённого мониторинга исследовалось наличие разнообразных форм работы, реализуемых в рамках предпрофильной подготовки. Анализ ответов на вопрос об имеющихся формах работы по введению предпрофильной подготовки, кроме элективных курсов, дал следующий результат:
На первом месте – профпробы т. е. способствование учащимся узнать мир профессий с практической стороны, на втором месте - профинформирование, на на третьем месте – профконсультирование, на четвёртом месте – профдиагностика (опросы, тестирование, анкетирование). Больше четверти опрошенных учеников девятых классов (28%) не смогли ответить на этот вопрос.
На вопрос «В чём, по твоему мнению должна заключаться помощь в профессиональном самоопределении?» респонденты ответили: больше всего учащиеся нуждаются в расширенном объёме информации по вопросам профпроб – первое место, т. е. потребность учащихся в приобретении практических навыков в выбранной профессии.
Среди форм этого направления наиболее востребованными будут: экскурсии, например, на предприятия по добыче нефти и газа, практические занятия.
На втором месте – профинформирование. В профинформировании, по мнению опрошенных, необходимо сделать акцент, прежде всего, на расширении кругозора учеников, на освещении мира профессий и увеличении количества встреч со специалистами различных профессий.
На третьем месте – потребности в профконсультировании – т.е. помощь педагогов, психологов, социальных педагогов, работников службы занятости в построении индивидуальной образовательной траектории и плана личного профессионального развития. Для учащихся в решении этих вопросов необходимы индивидуальные консультации с психологом – профконсультантом.
На четвёртом месте – профдиагностика. В этом блоке наиболее важны для подростков вопросы самопознания: исследование своих профессиональных склонностей, способностей, интересов, а также личностных свойств и качеств.
Выводы:
1. Выпускники смотрят в будущее достаточно оптимистично. Ярко выражена ориентация выпускников предпрофильных классов на получение высшего образования, в основе которой лежат, прежде всего социальные мотивы (получение диплома, профессии, определенного социального статуса).
2. Социализирующая роль - школы, ее влияние на подготовку учащихся к взрослой жизни очевидны. Наиболее ярко она проявляется в приобретении учениками знаний, стимулировании познавательной активности, в профессиональном самоопределении молодых людей.
3. Наряду с этим у молодежи присутствует высокий уровень притязаний в перспективах собственной самореализации. Об этом говорит очень высокий уровень мотивации к поступлению в ВУЗ, а не цели поступления в конкретный ВУЗ. Среди такого рода специальностей преобладают: нефтяная, юридическая, медицинская, экономическая сфера. Следует так же отметить, что выбор специальности выпускниками не учитывает в полной мере экономическую специфику города.
З. Можно констатировать наличие отдельных психо - физиологических проблем, которые возникают вследствие высокой учебной нагрузки, несмотря на то, что в школе активно используются новые прогрессивные технологии. Ее снижению могут способствовать оптимизация учебного плана, повышение профессионализма учителей, укрепление в школе атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи.
4. Проблема перехода многих учителей с авторитарных позиций на гуманистические – актуальна.
5. Выпускники высоко оценивают роль образования как условие жизненного успеха. Но отношение это весьма прагматично. В итоге результат обучения более значим, чем процесс приобретения знаний. Высокая значимость результата вполне объяснима: на этапе завершения школьного образования жизненные (прежде всего профессиональные) планы определяют отношение к окружающему, в том числе и к образованию. Оно оценивается с точки зрения «пригодности» для реализации этих планов.
6. Наряду с этим у молодежи присутствует высокий уровень притязаний в перспективах собственной самореализации. Об этом говорит очень высокий уровень мотивации к поступлению в ВУЗ, а не цели поступления в конкретный ВУЗ. Следует так же отметить, что выбор специальности выпускниками не учитывает в полной мере экономическую специфику города.
7. Полученные данные обращают необходимость усиления в процессе образования личностной направленности. К их числу можно отнести:
- создание атмосферы открытого, доверительного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
-расширение условия для проявления учениками инициативы, самостоятельности;
-ориентацию учебных предметов на проблемы связанные с различными аспектами жизнедеятельности молодежи.
Список литературы.