Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Подготовка к взрослой жизни: в...

Подготовка к взрослой жизни: воспитание ответственности за себя, семью, страну». Социально – психологический портрет «Выпускник - 09»


Фамилия, имя, отчество: Хайруллина Лилия Сагдатовна

Место работы:     Муниципальное  Автономное Образовательное

учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4», ЯНАО,  г.Губкинский

Наименование населённого пункта: ЯНАО,  г.Губкинский

 

 

Вводная часть

         В соответствии с общим замыслом обращение  к данным, характеризующим оценку выпускниками роли школы и их готовности к взрослой жизни актуальна. Школа, наряду с другими факторами социализации, такими, как семья, СМИ, референтные группы, молодежные субкультуры, влияет на систему ценностных ориентаций молодых людей, на их представления о жизни и своем будущем. И багаж знаний, и сложившийся уровень познаватёльной и творческой активности, и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыт социальной активности — все это выносит выпускник из школы во взрослую жизнь.
Распространено мнение, что роль школы, как и семьи, в процессе социализации школьников снижается, а возрастает роль СМИ и массовой культуры. Представление выпускников о завтрашнем дне, прежде всего, связано с профессиональными планами. В их формировании играет огромную роль, с одной стороны, престиж профессий, т.е. существующая в обществе иерархия видов трудовой деятельности, определяемая их оплатой и статусом, а с другой, осознание молодыми людьми собственных способностей к одному из них и возможностей их реализации. Разумеется, профессиональный выбор выпускников носит предварительный характер, поскольку он осуществляется еще в условиях школы. Вместе с тем в нем отражается воздействие СМИ, школы, семьи, неформального общения и других агентов социализации Школа проводит большую работу по ориентации учащихся на профессии, востребованные городом.

Сроки: декабрь 2017г

Методы: опросник

Цель: проанализировать «мир мнений» выпускников, касающийся различных сторон  жизни: оценки школы в целом, ее роли в жизни учащихся, отношения к учебе, степени подготовленности к решению важнейших жизненных задач.

Гипотеза: полученные данные укажут направления  необходимого усиления в процессе воспитания, помогут всем участникам образовательного процесса эффективному планированию учебно – воспитательной работы с детьми.

          В рамках проведённого мониторинга блок вопросов по линии  «УЧЕНИК» включал ряд вопросов, касающихся социально – демографических характеристик опрошенного контингента учеников 9-х классов. В этот блок вошли вопросы касающиеся пола  и возраста респондентов, их социального самочувствия на момент проведения опроса, отношения к своему профессиональному будущему.

 Проведённые исследования выявили следующий гендерный состав респондентов (табл.1).

Пол учащихся (в %)                                                                  табл.1

Варианты  ответа:

Ответы:

Мужской

54

Женский

46

ИТОГО:

100

 Проведённый мониторинг исследовал социальное самочувствие учащихся (табл.2). В своих ответах на вопрос, «С каким настроением ты смотришь в будущее?» значительная доля учеников (92%) дала в целом положительно настроенный ответ. 8% учащихся настроен пессимистично относительно будущего. С тревогой и неуверенностью и со страхом и отчаянием 0%.

Социальное самочувствие учащихся (в %)                          табл.2

Варианты  ответа:

Ответы:

С надеждой и отпимизмом

92

Спокойно, но без особых надежд

4

С тревогой и неуверенностью

4

Со страхом и отчаянием

0

ИТОГО:

100

          В ответах на вопрос, «В каком возрасте на твой взгляд, человек должен задумываться о своём будущем?» (табл.3) 100% респондентов отметила – « в старших классах». Учащихся затруднившихся с ответом на этот вопрос, нет. Это свидетельствует о готовности делать профессиональный и жизненный выбор  на старшей ступени обучения в школе.   

Оценка возраста, в котором человек должен задумываться о своём будущем  (в %)               табл.3

Варианты  ответа:

Ответы:

В начальной школе

0

В старших классах

100

После получения профессиональной подготовки

0

После окончания института (техникума, училища)

0

в средних классах

0

ИТОГО:

100

Отношение учащихся к своей образовательной перспективе.

               В рамках проведённого  исследования ряд вопросов касался образовательных ориентаций учащихся. В этот блок вошли вопросы касающиеся планирования уровня будущей образовательной траектории и оценка достаточности уровня будущего профессионального образования.

              В ответах на вопрос « Что ты планируешь делать после окончания школы?» (табл.4) большинство учащихся (84%) выбрали поступление в ВУЗ, при этом 4% учащихся думают совмещать учёбу с работой. 8% учащихся планируют поступать  в техникум.  Только 4% выпускников готовы пойти работать после её окончания.

             Все выше представленное позволяет сделать вывод – большой процент учащихся нацелен на поступление в ВУЗы, что не согласуется с данными по Центру занятости населения г.Губкинский, где традиционно лидируют «рабочие» профессии. 

Планирование образовательной траектории после окончания школы    табл.4

Варианты  ответа:

Ответы:

Поступать в техникум, колледж

8%

Поступать в ВУЗ

84%

Пойду работать

4%

Совмещать работу и учёбу

4%

 

               Однако выше приведённые данные хорошо согласуются с ценностными представлениями учащихся о достаточности полученного  в будущем уровня профессионального образования (рис.1). Большая часть учащихся  9-х классов школы (92%) считает необходимым получить высшее профессиональное образование, среди них  32% учащихся хотят получить два высших образования.  Не дали ответа  и испытывали затруднения на заданный вопрос 8% учащихся.                                                  Рис.3.

Отношение учащихся к своему профессиональному будущему.

В рамках проведённого мониторинга было предпринято исследование отношения учащихся к своему профессиональному будущему. В этот блок вошли вопросы, касающиеся ведущих мотивов выбора профессий, выявляющие предпочтения относительно сфер народного хозяйства, а также вопросы, определяющие интерес к предмету и целям труда, вопросы исследующие возможность  приобретения практических навыков в будущей профессии.

         В ответах на вопрос, «В какой сфере народного хозяйства ты бы хотел работать после получения профессионального образования?» лидирующие позиции заняли (табл.5):

1 место –   Нефтегазовая промышленность       69 %;

2 место  –  Компьютерные и информационные технологии   – 23%

3 место  –  Экономико – банковская сфера, культура и искусство, торговля и коммерция 8%.

         Анализ ответов респондентов, показал, что предпочтение учащиеся отдают тем сферам народного хозяйства, которые представлены в регионе (1 место). Можно также предположить, что на их выбор большое влияние оказывают  профили, которые предлагаются в школе. Следует отметить также, что, несмотря на популярность профессий, составляющих эти сферы народного хозяйства, выбор школьников опирался, скорее всего, на общественный престиж, на реальный семейный опыт, чем на собственные профессиональные интересы и склонности.

Рейтинг предпочтения сферы народного хозяйства (в %)                             табл.5

Рейтинг

Варианты ответа

Ответы

 

Строительство

-

 

Транспорт

-

 

Связь

4

 

Сельское хозяйство

0

1

Нефтегазовая промышленность

69

-

Деревообрабат. и  лесозаготов. промышл.

-

-

Приборостроение электронная  промышл.

-

3

Компьютерные и информационные технологии  

23

3

Наука и образование

8

 

Медицина

4

2

Культура и искусство

8

2

Экономико – банковская сфера

8

 

Юриспруденция

4

 

Армия и силовые структуры

4

2

Торговля и коммерция

8

 

Психология

-

 

Международные отношения

-

 

Журналистика

-

          

                Исследуя оценку определённости выбора будущей профессии (рис.2) было выявлено, что больше  половины учащихся (57%) определились со своей будущей профессией.  Чуть больше четверти учащихся  (23%) – испытывает затруднения  в выборе. Не смогли пока определиться  с будущей профессией – 15% учащихся. Исследование выявило,  что довольно большое количество школьников (46%), практически половина учащихся нуждаются в реальной помощи по профессиональному самоопределению.           Рис. 2

         В рамках проведённого мониторинга исследовался вопрос о наличии возможности приобретения практических навыков по выбранной будущей профессии (рис.3). Из полученных ответов следует, что 57%  подростков не имеют такой возможности. Лишь опрошенных (28%)  указала, что такая возможность есть. 15% учащихся  затруднились дать ответ.              Рис. 3

Исследуя вопросы выбора определённой профессии, было выявлено, что у учащихся  девятых классов наиболее предпочитаемыми профессиями являются:

1 место - нефтяник

2 место -  юрист, адвокат

3 место – экономист, информатик

4 место –  медик, менеджер

5 место – инженер

    Предпринятое в данном мониторинге исследование мотивов выбора будущей профессии (табл.6)  выявило, что вопросы материального благополучия (65%) и  возможности карьерного роста (57%), лидируют  у данной выборки школьников, т.к. значительный процент опрошенных поставили на первое и второе место  «Хороший заработок» и «Возможность сделать карьеру».  На  третьем месте давление общественного мнения  в вопросах престижности профессии - 53% учащихся. Вопросы нравственного порядка только у 15% школьников, которые  «мечтают приносить пользу людям». Желание работать в комфортных условиях (31%) немного превалируют над желаниями иметь профессию с  подвижным характером труда (15%).  Стремление к творческой самореализации волнует 12% опрошенных,  на ответственную работу согласились бы 19% подростков. Общаться с интересными людьми в процессе профессиональной деятельности хотели бы 15 % школьников.

Мотив выбора будущей профессии (в %)                                                                              табл. 6                     

Варианты ответа:

Ответы:

Комфортные условия труда

31

Возможность приносить пользу людям

35

Престижность профессии

53

Возможность быстрого трудоустройства

8

Творческий характер труда

12

Общение с интересными людьми

15

Подвижный характер работы

15

Возможность сделать карьеру

57

Ответственный характер работы

19

Хороший заработок

65

Оценивать работу других

15

Исследуя интерес подростков к целям труда (табл.7) было выявлено, что более половины опрошенных на первое место (53%) ставит своей целью в будущем «руководить людьми», что не согласуется с мотивом выбора будущей профессии, т.к. только 19% подростков хотели бы иметь ответственную профессию, и 15% хотели бы «оценивать работу других»

Можно сделать вывод:

  • первое в сознании подростков ответственность и руководящие должности никак не связаны;
  • второе учащиеся не делают различий между профессией и должностью.

   В сознании подростков желание творить намного сильнее (35% - второе место), чем возможность выбора профессий с творческим характером  (12%).

Более четверти опрошенных  (27%) ставит своей целью в будущем  «заниматься самосовершенствованием», 46% (второе место) - хотели бы исследовать,  32%( третье место)  опрошенных - хотели бы «творить», что согласуется с мотивом выбора  будущей профессии, т.к. 65%  хотели бы иметь  «хороший заработок», и 57% - хотели бы иметь «возможность сделать карьеру». По результатам исследования, желающих подростков работать в сферемедицинв 4%, образования и  воспитания (0%).

   Предпринятое исследование выявило недостаточное количество часов в 9-х классах на ведение курсов по социализации личности, по профориентационной  работе.

Привлекательность целей труда  (в %)                                                                              табл. 7                     

Варианты ответа:

Ответы:

Творить

35

Руководить людьми

57

Контролировать других

12

Оценивать работу других

-

Сохранять «хорошую форму»

8

Исследовать

46

Воспитывать

-

Консультировать

27

Заниматься самосовершенствованием

27

Учить

-

Обслуживать

19

 Исследуя рейтинг популярности предметов труда  (табл.8)   самым популярным являются  «технические устройства» (46%). Предмет труда «техника» совмещён в сознании школьников с целями труда – «творить», «заниматься самосовершенствованием». На втором месте следует «знаковая система» т.е. профессии связанные с областями экономики и коммерции (40%). Следующие по интересности предметы труда  (по 27%) является «человек», «сферы науки», «направления в искусстве» - это отлично от желания подростков работать в сфере образования (0%), воспитания (0%), медицины, можно предположить, что в подростковых представлениях предмет труда «человек» ассоциируются в основном с целью труда «руководить людьми» (57%), контролировать других (12%), и «консультировать» (27%) и «творить – (35%).

Рейтинг наиболее интересных предметов труда (в %)                                                 табл.8

Варианты ответа:

Ответы:

Технические устройства

46

Природные объекты

15

Другие люди

24

Сферы науки

24

Области экономики и коммерции

42

Направления в искусстве

24

Отношение учащихся к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

          В рамках проведённого мониторинга было предпринято исследование предпочтений относительно выбора и спектра предлагаемых элективных курсов, наличия  и форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения и оценки желаемой помощи в профессиональном  личностном для учащихся.

          Анализ ответов на вопрос  о наличии в школе ПП и ПО  (рис.4) показал, что в большинстве (88%) такая работа ведётся. Только 12% учащихся затруднились с ответом на вопрос.

Рис.4

      Исследуя мнение подростков о том, для чего нужна предпрофильная подготовка/профильное обучение (табл.9) были получены следующие данные:

  • первое  место –  влияние на профессиональное самоопределение школьников - 68%;
  • второе  место – помощь в планировании образовательной траектории  -  65%;
  • третье   место – позволяет попробовать свои силы – 42%.
  • четвёртое место - расширяет и углубляет знания - 27%

Все остальные варианты не получили высокой оценки.

Оценка необходимости предпрофильной подготовки/ профильного обучения (в%)           табл.9

Варианты ответа:

Ответы:

Помогает учащимся в планировании образовательной траектории

61

Помогает социализации учащихся

8

Влияет на профессиональное самоопределение

65

Расширяет и углубляет знания

27

Расширяет кругозор

8

Позволяет попробовать свои силы

42

Развивает интеллект

8

Помогает при подготовке к экзаменам

27

 

Анализ ответов на вопрос о наличии в школе элективных курсов (рис.5)  показал, что 100% учащихся охвачены этой формой работы. В рамках  предпринятого мониторинга было исследовано, по каким  темам в школе ведётся для 9-х классов элективные курсы.

         В рамках проведённого мониторинга исследовалось наличие разнообразных форм работы, реализуемых в рамках предпрофильной подготовки. Анализ ответов на вопрос об имеющихся формах работы по введению предпрофильной подготовки, кроме элективных курсов, дал следующий результат:

         На первом месте – профпробы т. е. способствование учащимся узнать мир профессий с практической стороны, на  втором месте -  профинформирование, на на третьем месте – профконсультирование, на четвёртом месте – профдиагностика (опросы, тестирование, анкетирование). Больше четверти опрошенных учеников девятых классов (28%) не смогли ответить на этот вопрос.           

    На  вопрос «В чём, по твоему мнению должна заключаться помощь в профессиональном самоопределении?» респонденты ответили: больше всего учащиеся нуждаются в расширенном объёме информации по вопросам профпробпервое место, т. е.  потребность учащихся в приобретении практических навыков в выбранной профессии.

Среди форм этого направления наиболее востребованными будут: экскурсии, например, на предприятия по добыче нефти и газа, практические занятия.

   На втором месте – профинформирование. В профинформировании, по мнению опрошенных, необходимо сделать акцент, прежде всего, на расширении кругозора учеников, на освещении мира профессий и увеличении количества встреч со специалистами различных профессий.

  На третьем месте – потребности  в профконсультировании – т.е.  помощь педагогов, психологов, социальных педагогов, работников службы занятости в построении индивидуальной образовательной траектории и плана личного профессионального развития. Для учащихся в решении этих вопросов необходимы  индивидуальные консультации с психологом – профконсультантом.

   На четвёртом месте – профдиагностика. В этом блоке наиболее важны для подростков вопросы самопознания: исследование своих профессиональных склонностей, способностей, интересов, а также личностных свойств и качеств.

 

Выводы: 
1. Выпускники смотрят в будущее достаточно оптимистично. Ярко выражена ориентация выпускников  предпрофильных классов на получение высшего образования, в основе которой  лежат, прежде всего социальные мотивы (получение диплома, профессии, определенного социального статуса).
2. Социализирующая роль - школы, ее влияние на подготовку учащихся к взрослой жизни очевидны. Наиболее ярко она проявляется в приобретении учениками знаний, стимулировании познавательной активности, в профессиональном самоопределении молодых людей.

3. Наряду с этим у молодежи присутствует высокий уровень притязаний в перспективах собственной самореализации. Об этом говорит очень высокий уровень мотивации к поступлению в ВУЗ, а не цели поступления в конкретный ВУЗ. Среди такого рода специальностей преобладают: нефтяная, юридическая, медицинская, экономическая сфера. Следует так же отметить, что выбор специальности выпускниками не учитывает в полной мере экономическую специфику города.

З. Можно констатировать наличие отдельных психо - физиологических проблем, которые возникают вследствие высокой учебной нагрузки, несмотря на то, что в школе активно используются новые прогрессивные технологии. Ее снижению могут способствовать оптимизация учебного плана, повышение профессионализма учителей, укрепление в школе атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи.
4. Проблема перехода многих учителей  с авторитарных позиций на гуманистические – актуальна.

 5. Выпускники высоко оценивают роль образования как условие жизненного успеха. Но отношение это весьма прагматично. В итоге результат обучения более значим, чем процесс приобретения знаний. Высокая значимость результата вполне объяснима: на этапе завершения школьного образования жизненные (прежде всего профессиональные) планы определяют отношение к окружающему, в том числе и к образованию. Оно оценивается с точки зрения «пригодности» для реализации этих планов.

6. Наряду с этим у молодежи присутствует высокий уровень притязаний в перспективах собственной самореализации. Об этом говорит очень высокий уровень мотивации к поступлению в ВУЗ, а не цели поступления в конкретный ВУЗ. Следует так же отметить, что выбор специальности выпускниками не учитывает в полной мере экономическую специфику города.

7. Полученные данные обращают необходимость усиления в процессе образования личностной направленности. К их числу можно отнести:

- создание атмосферы открытого, доверительного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

-расширение условия для проявления учениками инициативы, самостоятельности;

-ориентацию учебных предметов на проблемы связанные с различными аспектами жизнедеятельности молодежи.

 

Список  литературы.

  1. Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индиви­дуальный подход. — М., 2002. – 228 с.
  2. Бернс Р.  Модальные установки Я- концепции.- М.,1998. – 340 с.
  3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. — М., 1997.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского. — М,, 1998. – 220 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В.Матюхина, Г.С.Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – 320 с.
  7. Кон И. С. Психология старшеклассника. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предуп­реждения / Под ред. Е. А. Шумилина. — М., 1999. – 459 с.
  8. Платонов К.К. Психологический практикум. – М.: Высшая школа, 1980.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 2000. – 430 с.
  10. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М., 2001. – 230 с.
  11. Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. — Воронеж, 2000. – 400 с.
  12. Развитие личности ребёнка: Пер. с англ. / Обл. ред. А.М. Фонарёва. – М.: Прогресс, 1999 – 272 с.
  13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. – 230 с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2001 с.343.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт