О.Н.Диденко,
учитель ОРК и СЭ,
заместитель директора
организатор внеурочной и внешкольной деятельности
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Губкинский
Почему Князь Владимир остановил свой выбор на православной христианской вере? Ответ: «Объединить княжество может только вера, укрепляя веру в единого Бога можно поменять все интересы в пользу укрепления великокняжеской власти, укрепления института семьи». Значимость и важность такого решения очевидна. Крепка семья – крепка Россия. Первое воспитание и образование человек получает в семье. Только семья, как единый духовный организм, - единственно возможная школа жертвенной любви, послушания и заботы, где дети учатся любить близких, других людей, окружающий мир. Весь уклад жизни семьи, основанной на традиционных православных ценностях, а также православное понимание задач самого воспитания способствуют раскрытию духовного потенциала личности ребёнка и формированию в его сознании определённых ценностей: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Христианское воспитание основано на жертвенной и бескорыстной любви родителей к детям, на правильном понимании ими целей воспитания и своей ответственности перед Творцом за данный им дар. Родительство связано с самопожертвованием. Это неустанный труд, к которому в настоящее время многие не готовы, так как современная система воспитания направлена на формирование личности, стремящейся к общественному успеху и признанию, способной и готовой брать от жизни всё, а не служить другим людям бескорыстно, что приводит к кризису семьи. Статистика показывает, что если есть существенные препятствия к расторжению брака, например, религиозные убеждения, брак зачастую сохраняется и семья, проходя через первоначальные трудности, становится крепкой социальной ячейкой. В царской России развод был диковинной редкостью, развести могла только Церковь. В настоящее время всё по-другому, мало кто задумывается о чёткой системе духовно-нравственных ценностей семьи, о значении семейных традиций. Душа ребёнка требует примеров для подражания, поэтому, чтобы он в будущем сделал ответственный жизненный выбор, необходимо сначала дать ему образец, с которым он будет сравнивать то, что ему придется выбирать, сформировать у него иерархию ценностей, которой он будет следовать. От выбора взрослых во многом зависит судьба их детей. Христианизация проявляется в формировании вкуса детей к классической музыке, литературе, живописи, что даст возможность сделать осознанный выбор между вечными и временными или мнимыми ценностями, поможет ребёнку в выборе жизненных приоритетов. Отсюда важность совместного чтения духовной и классической литературы, семейное посещение музеев, выставок, концертов, обсуждение просмотренного и услышанного: « кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2Кор.,9,6). Сейчас Евангелие у всех есть дома, и некоторые даже читают, и некоторые даже каждый день, но почему-то главный смысл совершенно не востребован и его никто не ищет, большинство хотят получать какие-то выгоды. А христианство - это не что-то иметь, это что-то дать.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: "Кто не хочет трудиться, тот не ешь".
Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, в нашей школе устоялись свои традиции по укреплению института семьи, которые направлены не только на организацию досуга и приобщения к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам, но, в первую очередь, на укрепление авторитета семьи, базовых семейных ценностей. В рамках реализации данного направления в школе разработан план мероприятий, основными направлениями которого являются направления «Семья и культура» и «Семья и общество», встречи с детьми и родителями, приглашение отца Дионисия на уроки ОПК, литературы, проведение открытой кафедры на которой обучающиеся могут поделиться своими размышлениями. Например, «мой смысл жизни….», «я бы подарил прохожему …» и т.п. Для укрепления семей, в которых живут дети с ограниченными возможностями, проводилась акция «Моя доброта и теплота для тебя». Собранные 46 тысяч рублей переданы родителям мальчика, который в настоящее время обучается, Слава Богу, вместе с детьми в нашей школе, хотя 3 года ребёнок находился на домашнем обучении. Вклад небольшой, но радость большая в том, что христианство есть, ежегодная традиционная ярмарка творческого труда детей и родителей, которая проводится в марте, направлена на поддержку и помощь людям, которым нужна эта помощь, например, для ребят из реабилитационного центра «Елена». В мае 2014 года ребята и родители собрали несколько «Посылок Ямальскому солдату», а ребята нарисовали рисунки и написали письма для настоящих защитников , 11 б класс получил ответное письмо от солдата воинской части 11361, пгт Нахабино, Красногорский район, Московская область, который пишет письмо и стих следующего содержания:
«Напиши мне письмо, ради Бога!
Настоящую марку наклей,
На обычном листке из тетради,
Адрес там укажи не имейл.
Я конверт получу твой по почте,
На ладонь положу его робко,
Наконец я увижу твой почерк,
А не смайлики, точки и скобки…»
Какая теплота исходит из письма! В очередной раз благодарю вас от всех ребят–ямальцев, осчастливленных вашим вниманием, теплотой, сердечностью».
Если бы каждый из нас задумался бы о христианстве, которое «прорастает» изнутри, то жизнь каждого человека изменилась бы в положительную сторону. Хорошо, что в стенах школы христианизация зарождается с введением в программу курса «Основы православной культуры», однако внимательное изучение церковной культуры - не гарант того, что человек будет христианином, потому что людям свойственно увлекаться подробностями и нюансами своей работы и посвящать себя этому целиком. «Даже люди, которые занимаются Божественными текстами, порой забывают о Христе, потому что чересчур увлекаются формой», - посетовал отец Дмитрий Смирнов, который считает, что причина такого увлечения - в стремлении человека все формализовать, создать инструкции. Задача христианина - понять основное содержание своей религии, научиться действовать и жить, как учил Христос, чтобы не быть христианами только по названию. Иначе получается, что сегодня, именуясь христианином и посещая храмы, люди не считают зазорным воровать, оставлять семью ради новой «любви» и так далее. «В нашем народном, церковном пространстве, исчезло понимание того, что есть христианство, что есть Крест Христов», а нести его надо каждому человеку со смирением, терпением, послушанием, любовью!
Литература
1. О.В.Розина Духовные основы русской культуры - М.,2009 с.67
2. Новый Завет(2Кор.,9,6)