Круглая Наталья Васильевна
учительрусского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №6 г.Ноябрьска
E-mail: igor-krug67@mail.ru
Тел.: +79222822188
И «грянуло» итоговое сочинение…
(Из опыта работы по подготовке выпускников к написанию итогового сочинения)
Сентябрь 2014 года. Известие, что принято решение о написании в декабре итогового сочинения, для многих учителей русского языка и литературы и выпускников 2015 года стало неожиданностью. Изначально было неизвестно, сколько времени выпускникам отведут на написание сочинения, на каком бланке они будут его писать, каков минимальный объем слов достаточный для получения «зачета», разрешат ли использовать тексты на экзамене. В сентябре объявили только пять тематических направлений сочинений, по каждому из которых был дан очень короткий комментарий, а методические комментарии появилась только в октябре.
Поэтому модель подготовки, которая реально помогла каждому ребенку подготовиться к предстоящему экзамену, была построена на основе тематических направлений сочинений.
На первом этапе работы были актуализированы основные требования к структуре сочинения. Композиция сочинения состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Вступление. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой (приблизительно 50-70 слов).
При написании вступления и заключения нужно постоянно задавать себе вопросы: "Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?"Есть смысл во вступлении сформулировать понимание основного понятия или литературоведческого термина. Можно сформулировать главный тезис, который будет доказан в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
Основная часть. Основная часть сочинения представляет собой доказательства (2 аргумента) тезиса, сформулированного обучающимся на основе темы сочинения. Аргументы (примеры, доказательства из российской или зарубежной литературы) должны быть точными, вескими, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно по 120 слов).
Заключение. Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением и перекликаться со вступлением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые осмыслены в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме; возможно обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности.Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис.
На втором этапе работы класс был разделен на 5 групп в соответствии с тематическими направлениями сочинений. Каждой группе предложено задание:вписать в таблицу по три темы и подобрать аргументы к ним. При проверке работы групп ученики класса заполняют всю таблицу, обмениваясь полученными результатами.
За короткий период времени в результате групповой организации деятельности учащихся была создана определенная база материалов по подготовке к сочинению.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент результата групповой работы по подготовке к итоговому сочинению.
Направление 5. Чем люди живы?
№ |
Название темы |
Название произведения |
Варианты вступлений: |
Аргументы из худ.лит. |
Варианты заключений: |
1. |
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…»? (Ф.М. Достоевский).
|
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
|
Всякая любовь – великое счастье. Любовь к Отчизне, любовь матери к детям, любовь мужчины и женщины… Счастливы те, в чьих сердцах живут настоящие чувства. Любовь способна изменить человека, сделать его лучше. Главная героиня повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» поняла, что есть на земле настоящая любовь. |
Отношение Желткова к Вере Шеиной, трагическая судьба телеграфиста из-за неразделенной любви.
|
Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, преображая его. Умение жертвовать собой ради любви – это и есть настоящий дар, данный свыше. Главные герои повести А.И. Куприна доказывают, что любовь «перерождает» человека. |
2. |
В чем состоит проблема поиска смысла жизни?
|
Л.Н.Толстой «Война и мир». Герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. |
Как найти свою дорогу в жизни? Определить свое место в этом мире? К чему стремиться и как достичь своей цели? Над этими вопросами задумывается каждый человек… Герои романа Л.Н. Толстого проходят сложный путь в поисках смысла жизни. |
Путь духовных исканий главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». |
Чтобы найти свою дорогу в жизни, надо действовать, можно ошибаться, путаться, падать, вновь подыматься, но не быть спокойным и равнодушным. Любимые герои Толстого страдают, любят, ошибаются и находят смысл жизни в служении людям. |
3. |
«Совесть не может заблуждаться»? (В.А.Жуковский).
|
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». |
Совесть… Совестно… Совестливый… Эти слова одного корня мы произносим, чтобы определить степень нравственной ответственности человека перед окружающими людьми, перед обществом и, прежде всего, перед самим собой. Эта проблема всегда волновала русских писателей. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников после совершенного преступления не смог обрести душевного покоя. |
Преступление Родиона Раскольникова и крах его теории.
|
Человек должен сделать свой выбор, в этом и состоит его достоинств. Родион Раскольников после пережитых им мук, страданий встал на путь духовного возрождения через веру в Христа.
|
Следующий этап предполагал коллективно-групповое написание сочинения по одной из тем. Направление и тема предлагались каждой группе одинаковые, чтобы в ходе проверки обменяться опытом и путями подхода к раскрытию темы сочинения.
А далее – «проба пера», т.е. самостоятельное написание сочинений и на уроках, и дома, проверка и работа над ошибками! Крайне важно при проверке работ обучающихся делать пометы на полях, отмечая все виды ошибок.
Ну и, конечно же, обучение написанию итогового сочинения в соответствии с разработанными критериями необходимо начинать с 5-го класса.