Духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, начинается с семейных традиций, культурного наследия того или итого народа. Моя семья принадлежит к православной. Родители моей мамы были коми-зырянскими оленеводами, пришедшими на земли Байдарацкой тундры Ямало-Ненецкого автономного округа из Республики Коми и имеющими в хозяйстве не один десяток оленей. Семья была достаточно набожной. Жили в чумах, где на переднем углу стояли иконы с изображением святых. Одной из икон давали большее предпочтение потому, что эта икона была старинной и очень почитаемой в семье, связанной с жизнью моей бабушки, Анны Михайловны.
Каждый в семье в минуты радости возносил и возносит «Слава тебе, Господи!», а в минуты отчаяния «Спаси и Сохрани», но в православной семье есть предпочтение кому-то одному из Святых. В нашей, семье финно-угорских оленеводов, предпочтение отдавали преподобному Серафиму Саровскому. До сих пор, как семейная реликвия, хранится старинная икона с изображением батюшки Серафима. Икона досталась моей бабушке, Анне Михайловне, от её бабушки. Этой дорогой нам иконе более 200 лет. Она нам дорога еще и тем, что оберегала не одно поколение нашей семьи от невзгод и бед, которые настигали нас в разные времена. Тогда, когда Советская власть раскулачивала наших прадедов, и они были вынуждены покидать родные места и через ущелье Уральских гор пробиваться в Байдарацкую тундру, чтоб затеряться в бесконечности белых снегов Ямала.
О преподобном Серафиме Саровском знает и молодое поколение, а мы гордимся его неиссякаемой привлекательностью святого и его личности и жизненного подвига. Бабушка рассказывала своим детям про Него, и они слушали и запоминали. Им было интересно всё, как жил старец, удивляло то, что к праведнику ходил медведь, когда святой жил в лесу. Известный духовный писатель Е. Поселянин (Погожев) писал в своей книге «На земном небе» так «Я не могу без волнения видеть картинки и гравюры, изображающие, как старец кормит медведя. Я вспоминаю тогда одну мысль отца Серафима о посте: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтоб ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: блажени алчущие… яко тии насытятся» [2, 23-24].
Наша семья пронесет на все времена и поколения то, как с благословения иконы святого Серафима, бабушка вывезла уже ушедшую в иной мир нашу прапрабабушку.
Чумы оленеводов стояли на зимовке, но с наступлением определенного времени всё стойбище должно откаслать в другое место для эффективного кормления оленей. Наша прапрабабушка была очень больна, и на семейном совете решили не трогать ее до тех пор, пока не станет ей легче. Её и нашу бабушку, тогда ей было всего четырнадцать лет, оставили на старом стойбище с условием, что бабушкин папа, будет их навещать и вскоре увезет на новое место обитания. Девочка Анна (моя бабушка) очень любила свою маленькую, худощавую бабушку и, когда та заболела, ухаживала за ней. Вскоре случилось непредвиденное. В один из зимних вечеров бабушка умерла, ушла в иной мир. Сначала Анна испугалась, вышла на улицу и долго стояла возле чума, боясь зайти. На улице стояла темень, тишина, которая угнетала сознание девочки. Анна вдруг вспомнила про батюшку Серафима, там, в переднем углу чума стоит икона с его изображением. Девочка стояла и причитала молитву и сказала вслух «Меня очень любила бабушка, она меня не испугает. Батюшка Серафим, помоги мне справиться со страхом и увести бабушку к родным. Спаси и сохрани. Аминь». С этими словами она зашла в чум, завернула свою бабушку в полог и вынесла на улицу. С какой-то не предсказанной легкостью подняла труп на нарты, перевязала, чтоб не потерять его по дороге. Запрягла в упряжь оленей и вывезла покойную к родным на новое стойбище. Когда отъехала от чума, оглянулась, перекрестилась, ведь икона с преподобным Серафимом была рядом. Ночь стояла темная, тундра холодная и снежная, но девочка знала дорогу к чуму родных и с уверенностью управляла упряжью. Вдруг на какое-то время Анна посмотрела по сторонам и удивилась, видно было все как днем. Луна светила над ними, и каждый кустик был виден. Анна оглядывалась назад посмотреть всё ли в порядке на нарте, где лежала её покойная бабушка. К утру были на стойбище. Родные и близкие с умилением смотрели на девочку с большим и добрым сердцем.
Бабушку похоронили, исполнив определенные обряды похорон, связанные с очищением жилища и уходом людей в иной мир, если семья православная. Оленеводческая семья коми-зырянского народа всегда принадлежала к православной. Обычно такое очищение проводится путем окуривания при помощи можжевельника, березового гриба, полосок бересты, ладана. Поводом для окуривания могут быть: рождение ребенка в чуме, смерть кого-нибудь из членов семьи, возвращение с похорон или с кладбища, посещение чума людьми, которые могли принести на себе «скверну», болезнь.
При соблюдении определенных православных традиций (поминание 9-го, 40-го дней) на семейном совете решили отдать икону преподобного Серафима Анне, сказав о том, что эта икона будет передаваться из поколения в поколение.
С тех пор прошло много лет, родилось не одно поколение детей от нашей бабушки Анны Михайловны, есть и её дети, внуки и правнуки, но вся её вера и православная сила осталась и остается в нашем сознании. А икона с преподобным Серафимом всё еще с нами, и мы в минуты радости и отчаяния говорим с ним и рассказываем ему о нашей жизни. Да, все относящееся к батюшке Серафиму, как мы его привычно называем, до такой степени необыкновенно, что всегда, когда прикладываемся к иконе, верим, что будет, так, как благословит Он.
Нашей бабушки, Анны Михайловны давно нет в живых, но она, несомненно, заслуживает уважения как человек, безгранично чтивший батюшку Серафима и так много сделавшая для того, чтобы прославлять икону, которая для нас является святой, и перед которой мы преклоняемся.
В заключении хочу сказать, что я узнала в первый раз о батюшке Серафиме, уже будучи подростком, от мамы, Любимовой Ульяны Николаевны. Бабушка была набожной женщиной, но мало понимающей в вопросах религиозных, образ великого, необыкновенного праведника, жизнь которого превосходила все, что она могла себе представить в смысле святости, пронесла через всю свою недолгую жизнь. И то, что мы сейчас помним о святой иконе, стараемся передать своим детям, а они, надеюсь, передадут своим, принадлежит нашей бабушке. И так будет из поколения в поколение. Наверное, этим и крепки семейные традиции, умением передать и сохранить то, что было дорого предкам.
Список литературы
1. Аверьянова К.Н. Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале: дис. канд. пед. наук. - СПб., 2007.
2. Поселянин Е. На земном небе. Изд-во «Отчий дом». М., 2005г.
3. Хомич Л.В. Культурные традиции в трудовой деятельности и материальной культуре оленеводов севера Западной Сибири // Культурные традиции народов Сибири. – Л.: Наука, 1986.