Батырева Мария Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение
культуры «Централизованная библиотечная
система», Библиотека №4
Муниципальное образование г. Ноябрьск
Введение
XXI век – век информационной грамотности и инновационных технологий. Сейчас очень трудно представить существование человечества без элементарных, казалось бы, вещей, которые окружают современного человека повсюду. Примеры можно перечислять бесконечно, но хочется отразить, на мой взгляд, самые важные аспекты. Сегодня мы говорим об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, т.к. она обусловлена особенностями жизни современного человека, который окружен разнообразными источниками информации, влияющими на формирование сферы нравственности.
Можно критиковать современную молодежь за духовную незрелость, но отсутствие в их жизни ценностей, которые были присущи старшему поколению – это не только их вина. Присутствие всевозможных гаджетов уводит молодежь в виртуальный мир игр и увлечений, приводя к потере ориентации на труд и другие ценности. Теряется смысл жизни, стираются границы добра и зла, правды и лжи, белого и черного. Наша миссия - помочь подрастающему поколению сориентироваться в этом массиве информации, формировать духовно-нравственный стержень современной личности через приобщение к миру прекрасного, через чтение и книгу.
Роль библиотеки в духовно-нравственном становлении личности подрастающего поколения
Сегодня большую роль в духовно-нравственном становлении и развитии человека могут сыграть библиотеки. Их основная задача состоит в том, чтобы помочь возродить в обществе духовные традиции путем рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателей художественного вкуса и читательской культуры. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он – книжные фонды.
Эффективность деятельности библиотек по данному направлению во многом зависит от консолидации усилий с другими социальными институтами: образованием, молодежной политикой, церковью и спортом. Совместные усилия должны быть направлены на создание единого информационно-образовательного пространства, отвечающего интересам и мироощущениям детей и молодежи, но при этом нацеленного на их развитие и социализацию.
Сегодня во всех областях происходит активное внедрение инновационных технологий, которое уже апробировано во многих странах мира (США, Япония и некоторых Европейских странах) [2]. В учреждениях культуры из инновационных технологий доминируют интерактивные технологии, так как они наиболее универсальны и интегрированы, могут быть использованы для более качественного и эффективного управления с целью создания новых культурных продуктов и услуг, в которых нуждается все современное культурное пространство. Это даёт возможность выйти на качественно новый уровень управления информацией. Библиотеки не стали исключением.
Впервые термин «инноватика» употребил Йозеф Шумпетер более 100 лет тому назад. В его понимании, инноватика – это теория изменений[4].
Самая главная задача инновации - получение социального и экономического эффекта от нововведения, использование инновации, слияние инновации с существующим производством, трансляция инновации[3].
Дети и молодежь очень адаптированы к инновациям. Их практически нечем удивить! А что же делать с духовно-нравственными ценностями, ведь зачастую молодое поколение стало забывать о моральных нормах. Отсюда можно смело заявить о том, что инновационные технологии имеют обратную сторону медали. Молодые люди очень много времени проводят в социальных сетях. Они живут и развиваются, окружённые множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера. Это, в первую очередь, средства массовых коммуникаций и информации, неорганизованные события окружающей среды, которые ежедневно обрушаются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Учреждения культуры, в частности библиотеки, прилагают большие усилия, чтобы «шагать в ногу» с современной молодёжью. Активно создаются группы Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Twitter. Библиотекари стараются поддерживать тесные дружеские отношения с подростками для того, чтобы всегда быть «в тренде», помогают им в разных жизненных ситуациях, да и живое общение само по себе инновация никогда не заменит.
Весьма популярной становится такая новация, как «Театр в библиотеке», который ставится по произведениям художественной и документальной литературы с использованием мультимедийных технологий. Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и, соответственно, получить нужную нам информацию. Значительное внимание в последние годы отводится использованию технологии мультимедиа, представляющей собой диалоговую информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и видеоизображение [5]. В современной жизни мультимедийные презентации имеют очень широкий спектр применения. Мы часто используем такие виды мультимедийных презентаций, как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы, каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.
Духовно-нравственное воспитание в библиотеке осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры молодежи через систему тематических мероприятий, участие в творческих конкурсах, квестах, литературных батлах.
Духовность приходит к читателю через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.
Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры посредством литературы и искусства является важной задачей учреждений культуры. Перед учреждениями культуры, будь то библиотеки, центры досуга, клубы, музыкальные школы и т.п., стоит очень важная задача – донести до молодёжи осознание важности духовно-нравственного воспитания. Для этого специалистами прикладываются большие усилия. В библиотеках организуются телеконференции, вебинары, семинары, транслируются видео-документы (ролики, клипы, буктрейлеры, и т.д.), организовываются фестивали, тематические декады. Всё больше библиотек прибегают в онлайн-трансляции мероприятий, можно найти любые виды документов, прибегая к электронным сетевым ресурсам библиотек. Одним словом, делается всё, чтобы поколение XXI века было грамотным, заинтересованным и культурно-просвещённым.
Заключение
Резюмируя сказанное, следует обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождать ребенка с малых лет до становления взрослой личности. Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности.
Библиотеки работают по различным направлениям, стараясь наиболее полно и качественно охватить все аспекты жизни общества, воспитывая в детях собственное духовное достоинство. Духовное развитие детей во многом зависит от их отношения к книге. Книга и чтение – это ресурс, располагающий огромными потенциальными возможностями.
Таким образом, библиотека открывается перед своими читателями новыми гранями. Современные талантливые библиотекари, соединив традиционные и инновационные формы работы, более ярко и образно воссоздают духовность, как неотъемлемую часть нравственного воспитания.
Список использованной литературы
1. Абрамешин, А.Е. и др. Инновационный менеджмент / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова, Е. А. Тихонова, Ю. В. Шленов. – Москва: Вита-Пресс, 2001. – 110 с.
2. Асаул А. Н, Асаул В. В. Введение в инноватику. Ч.1. Учеб. пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул. – Санкт-Петербург: АНО ИПЭВ, 2010. – 280 с.
3. Кочанова, Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: Учеб. пособие / Е. Ю. Кочанова; ХГИИК; науч. Ред. А. Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 336 с. – Серия «Библиотека».
4. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.
5. Селиванов, И. Ю. Роль интерактивного дизайна в процессе подготовки специалиста социально-культурной сферы [Электронный ресурс] / И. Ю. Селиванов // Молодой ученый. – 2011. – №8. Т. 2. – С.131-133.