Бадретдинова Г. Н., муниципальное
общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Надыма»,
Ямало-Ненецкий автономный округ
…Когда искусство пронзит всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры.
А. Г. Асмолов
Одним из примеров разрешения противоречия между необходимостью использования ресурсов дополнительного образования как фактора профессионального самоопределения обучающихся в контексте непрерывного образования, с одной стороны, и реальными возможностями и ограничениями системы дополнительного образования, с другой стороны, может служить интеграция дополнительного и общего образования, основанная на технологии «Погружение в эпоху».
Гимназия призвана обеспечить высокий образовательный уровень молодёжи, заложить основы интеллектуальной, высоконравственной личности, способствовать её саморазвитию и самовоспитанию.
Много лет в надымской гимназии успешно реализуется интеграция дополнительного и общего образования как естественное состояние образовательного пространства. Мы вместе (педагоги, гимназисты и их родители) пишем историю гимназии и конструируем будущее наших детей. Мы пишем книгу гимназической жизни, используя гуманистический, коммуникативный и деятельностный подходы.
Главным содержанием нашей книги стала созданная нами на основе понимания культуры по В. С. Библеру гимназическая технология «Погружение в эпоху», которая пронизывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Раскроем суть данной технологии. Разработан, апробирован и внедрён 11-летний цикл, когда каждый учебный год гимназисты «проживают» определённый исторический период развития России.
«Завязка» такого погружения начинается с того, что все педагоги (учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования) в рамках своего предмета, курса, программы планируют и осуществляют изучение гимназистами разных аспектов периода погружения: филологи берут для анализа соответствующие тексты; математики решают тематические задачи; музыканты разучивают пьесы; воспитатели играют с детьми в игры того времени, которое «проживает» вся гимназия.
По мере развития сюжета нашей книги изучение эпохи становится более глубоким, включаются механизмы исследования и проектирования. В нашей гимназии сформирована и отлажено функционирует система организации исследовательской и проектной деятельности гимназистов со 2 по 11 классы. Под руководством педагогов ребята продуцируют квазиисследования, защищают творческие проекты, пишут рефераты, проводят исследования в области литературы, науки, искусства по тематике периода погружения.
Развивается сюжет нашей книги: погружение насыщается красками, наполняется звуками, благодаря структурному подразделению «Центр дополнительного образования гимназии». На занятиях хореографии, изобразительного искусства, музыки и театрального мастерства гимназисты изучают культуру, создают проекты, воссоздают эпоху через постижение искусства. Участвуют в постановке танцев, изготавливают костюмы, создают портреты, иллюстрируют книги, ставят спектакли, готовят декорации, разучивают музыкальные произведения, пишут сценарии.
Результатом нашей общей работы, «кульминацией погружения» становятся общегимназические праздники, спектакли, действа. Самый яркий пример – ежегодный новогодний бал, получивший широкое общественное признание.
«Погружение в эпоху» выступает своеобразным заданным жанром нашей книги, строчка за строчкой которой ложатся все виды совместной и системной деятельности, новые технологии и исследования, углублённое изучение языков, литературы и истории, новые проекты и открытия.
Цитатой из Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой в сентябре 2014 года, можно образно и ёмко дополнить описание спроектированной, выверенной и реализуемой в нашей надымской гимназии технологии погружения в эпоху: «Пронизывая уровни … общего образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стрежнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Положа рука на сердце, изучая ещё проект Концепции, мы видели в ней документ, написанный про нашу технологию, про нас и для нас.
Интеграция дополнительного и общего образования, гуманитарная направленность содержания гимназического образования обеспечивают не только высокое его качество, но развивают творчество, духовность и культуру личности, служат социокультурной практикой для гимназистов.
Мы солидарны с высказыванием А. Г. Асмолова о том, что «дополнительное образование – это сегодня основной тренд, …это – «открытое, персональное образование для каждого».
Главным результатом нашего общего гимназического труда являются: формирование потребностей в саморазвитии и самообразовании, привитие интереса к познанию и творческому поиску, овладение навыками научной работы; создание условий для нравственного развития и удовлетворения национально-культурных запросов учащихся; подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности и т. д.
Одним из характерных продуктов интеграции дополнительного и общего образования является инновационный проект «Модель системы организации исследовательской деятельности гимназистов «ЛОГОС»», получивший Грант в рамках конкурса инновационных проектов по организации исследовательской деятельности учащихся на II Окружном образовательном форуме «Учитель – Инновации – Успех».
Реализуя этот проект, мы организовали сетевое взаимодействие школ города Надыма в рамках Интенсивной школы «ЛОГОС». Основная цель работы школы – обучить методам, принципам, формам и способам научного исследования, на основе овладения навыков работы с информационным контекстом, планирования и реализации групповых проектов и исследований. Преподавание осуществляют педагоги гимназии и школ города (СОШ № 1, 3, 6, 9), ученые ГОАУ ДПО ЯНАО «РИРО» и Центра развития Арктики.
Показателями результативности реализуемой интеграции являются:
ü Успешность выпускников: 408 человек, 100 % которых смогли «погрузиться» в прошлое, создать свое настоящее и построить будущее; 70 % из них получили высшее образование гуманитарного профиля; 6 гимназистов стали кандидатами наук, 6 гимназистов занимаются писательским творчеством.
ü Широкая география побед гимназистов, проживающих гимназическую жизнь по технологии погружения в эпоху:
Гладких Антон – призёр заключительного этапа по истории, обладатель Гранта Президента, премии Губернатора ЯНАО, победитель регионального этапа конкура «Юношеской восьмерки»;
Михайлов Серафим – победитель регионального этапа и участник Суперфинала Всероссийского этапа олимпиады по Основам православной культуры;
Кравчук Александр – обладатель гранта Президента;
Зеленская Нина – победитель в номинации «Академический вокал», участница Гала-концерта в Московском музыкальном театре им. Натальи Сац.
ü Результативное участие в творческих конкурсах федерального и международного уровней:
- Фестиваль-конкурс театров моды «Звезда императрицы» в Будапеште;
- Международный конкурс-фестиваль творчества «Будущее планеты»;
- Московский Международный театральный фестиваль «Давыдовский»;
- XII Международный конкурс хореографического искусства «Dance-exclusive»;
- II Международный конкурс искусств «Золотой бриз»;
- X Молодёжные Дельфийские игры России;
- Всероссийский конкурс исследовательских проектов «Народные костюмы».
ü Открытие и функционирование на базе гимназии Музея исторического костюма, ознакомиться с экспонатами которого можно перелистывая страницы созданного в 2014 году альбома «Прошлое в настоящем».
ü Представление опыта работы гимназии по данной технологии в программе «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования.
Наша книга с каждым новым циклом преображается, становится современной, интересной для нового поколения гимназистов.
В качестве перспективы мы рассматриваем возможность приобретения и использования в гимназии интерактивного 3D-класса для проведения познавательных и досуговых программ, виртуальных путешествий в пространстве и во времени. Думаем, что это будут увлекательнейшие «погружения» в историю, культуру и науку.
Мы уверены, что технология «Погружение в эпоху» имеет будущее, так как в самой технологии заложены принципы вариативности и развития, направленные на воспитание целостной личности достойного гражданина нашей страны.
В эпилоге нашей книги вы прочтёте «…интеграция общего и дополнительного образования – это составляющая системы поиска и поддержки талантов, это место для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодёжи к участию в инновационной деятельности в настоящем и будущем».