Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ученика познавательных процессов. Чтобы ученик развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в создании условий, которые будут побуждать ученика действовать.
Внедрение робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.
Занятия робототехникой вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству и могут повлиять на выбор профессии инженерной направленности, способствуют привитию определённых трудовых навыков, овладению навыками начального технического конструирования, развитию навыков взаимодействия в группе, умению применять полученные знания в реальных ситуациях, решать проблемы, получать, обрабатывать и передавать информацию, развитию математической грамотности.
Проведя анализ результатов муниципальных диагностических работ на компетентностной основе, результатов ГИА и ЕГЭ, а также рассмотрев результаты международного тестирования PISA, мы выявили у наших учеников дефициты по математике:
Таблица 1
МГ – 2013-14 г. |
ГИА, ЕГЭ |
PISA |
– умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом; – умение решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); – умение заполнять несложные готовые таблицы; – умение решать задачи с процентами (второго уровня сложности); – умение решать практические расчетные задачи (второго уровня); – умение решать задачи с числовыми последовательностями; – умение определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу; – умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. |
– неполное или невнимательное чтение условия задачи; – составление математической модели по данным текстовой задачи; – практико-ориентированные задания; – простейшие геометрические задания; – неумение применить теорему к решению задач. |
– выполнять задания, в которых нужно применить знания в несколько измененных ситуациях; – выполнять задания на применение знаний в незнакомых ситуациях, для решения сложных и многошаговых задач; – обосновывать решения. |
В рамках Консорциума «Технопарк», совместно с педагогом Центра Тех была разработана и внедрена в 2014-2015 учебном году программа курса «Практикум по применению математических знаний с использованием робототехники» для учащихся 5-6 классов.
Цель курса – минимизировать выявленные дефициты по математике через повышение интереса обучающихся к предмету математика, расширение и углубление тем, излагаемых на уроках, развитие логического мышления. За основу взяли практикум для 5-6 классов Д.Г. Копосова «Первый шаг в робототехнику».
Благодаря занятиям ученики на практике начинают понимать, как применять формулы для расчёта, например, траектории движения, различные физические законы и процессы для проведения замеров и расчётов. Расхождение между вычислениями и практическими результатами эксперимента учат обучающихся осознавать роль упрощений, разбивать сложные задачи на подзадачи и поэтапно их решать.
На занятиях используется базовый комплект LEGO и программное обеспечение для него.
Занятие «Парковка в городе»
Задание. (6.1. Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках).
Данные исследований утверждают, что в последние годы происходит очень быстрое увеличение количества автомобилей в городах и на трассах. Все чаще возникает опасность застрять в пробке. Посмотрите рейтинг городов России по количеству легковых автомобилей на 1000 жителей (плотность автомобильного парка) и общемировой рейтинг стран по этому показателю (табл.1)
Таблица 1
Рейтинг городов России по плотности автомобильного парка
№ |
Город |
Плотность автомобильного парка |
Парк легковых автомобилей, тыс.шт |
Население, тыс.чел. |
1. |
Владивосток |
566 |
328 |
581 |
2. |
Красноярск |
384 |
355 |
927 |
3. |
Сургут |
377 |
109 |
290 |
4. |
Тюмень |
374 |
205 |
550 |
5. |
Краснодар |
350 |
248 |
709 |
6. |
Калининград |
338 |
142 |
422 |
7. |
Москва |
338 |
3 527 |
10 443 |
8. |
Нижневартовск |
334 |
80 |
242 |
9. |
Пенза |
297 |
151 |
509 |
10. |
Калуга |
293 |
96 |
328 |
Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы:
1. Как вы думаете, по каким причинам в рейтинге лидирует город Владивосток?
2. По каким причинам рейтинг возглавляют города Сибири?
Проект «Парковка»
1. Собрать робота «Автомобиль».
2. Используя изоляционную ленту, рулетку и ножницы создать тренировочное поле.
3. Составить программу автоматического заезда автомобиля в ремонтный бокс 3 из гаражного бокса 2.
Задача.
Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два автолюбителя, скорость одного из них 72 км/ч, а другого – 64 км /ч. Встретились они через 3 часа, а затем продолжали свое движение, каждый по своему направлению.
· На каком расстоянии друг от друга будут автолюбители через 2 часа после встречи?
· Какие данные в условии задачи лишние?
· Поставь другой вопрос к задаче и найди ответ на него.
· Который из автолюбителей будет ближе к своему конечному пункту от момента начала их движения?
· Который из них будет ближе к своему конечному пункту от момента их встречи?
· Который их автолюбителей будет ближе от пункта начала своего движения через 3 часа? Через 2 часа после встречи?
Ожидаемые результаты:
1. минимизация выявленных дефицитов у обучающихся по математике;
2. развитие интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской компетенции;
3. развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.