Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Интеллект-карты как средство ф...

Интеллект-карты как средство формирования научной картины мира у студентов СПО в условиях перехода на ФГОС


Сойко З.С.,

преподаватель обществознания и права

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»,

г. Муравленко

Одной из задач образования является воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания и патриотизма. У подрастающего поколения должна быть сформирована политическая, правовая и духовно-нравственная культура. В век информационных технологий личность должна уметь получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы. Преподаватель содействует формированию у студента целостной картины мира, усвоению им знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений. Выпускник колледжа должен применить полученные знания и умения в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения.

Одной из основных компетенций является формирование умения переработки большого объема информации и ее изображение в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий. Это технология интеллект-карты или карты ума. Метод интеллект-карт создан американским учёным Тони Бьюзеном (род. 2 июня 1943 г. в Лондоне). По-английски он называется «mindmaps». По способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

Первые примеры создания интеллект-карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад. Более широко их стали применять во второй половине XX века. Бьюзен в своей книге «Научите себя думать» систематизировал использование карт ума, разработал правила и принципы их конструкции [1]. В России изучением данного метода занимаются профессора Санкт-Петербургского университета Бершадские Елена Александровна и Михаил Евгеньевич.

«Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущие к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг – хранилище информации –выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в любую сторону к разным другим объектамМышление как бы «разбегается» от центрального объекта в разные стороны» [5].

Моделью такого процесса («радиантное мышление») и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радиантную структуру мышления, и в этом главный секрет ее эффективности.

Технология интеллект-карт развивает детские ассоциации, пополняет словарный запас, совершенствует связную речь, фантазию. При помощи интеллектуальных карт можно совершать такие логические операции, как сравнение, умение анализировать, дифференцировать, осуществлять классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.

 При использовании данной методики у студентов формируются коммуникативные навыки. Подросток учится слушать преподавателя и товарища по группе, у него появляется желание быть активным, инициативным. При создании таких условий у личности формируются лидерские качества, способность уважать окружающих ровесников и взрослых [2]. При создании интеллект-карт используется индивидуальная, парная и коллективная работа. Коллективная работа по интеллектуальным картам формирует у студентов умение работать в коллективе, сопереживать, оказывать поддержку друг другу, конструктивно общаться.

 Интеллект-карты учитывают особенности работы человеческого мозга. При их создании работают оба полушария головного мозга. Информация сохраняется и в виде целостного образа, и в форме ключевых слов. Студент, используя метод интеллект-карт, учится действовать и мыслить организованно, четко и логично.

Какую помощь оказывают интеллект-карты преподавателю? Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» включает комплекс общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение. Студенты на занятиях знакомятся с научными знаниями о различных аспектах жизни, развитием человека и общества, влиянием социальных факторов на жизнь каждого человека. Важными темами при изучении данной дисциплины являются современное российское общество, проблемы мирового сообщества и тенденции развития современных цивилизационных процессов. Студенты на занятиях обсуждают проблемы морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества. Таким образом, при изучении курса уделяется большое внимание ключевым социальным и правовым вопросам, тесно связанным с повседневной жизнью.

Преподаватель может использовать интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах занятия. При подготовке к занятию перед ним возникают вопросы: как быстро подготовиться к занятию, контрольной работе, экзамену; как успешно справиться с огромным потоком поступающей информации?

Ответ на этот вопрос даёт современная технология интеллект-карты.

При помощи данной технологии информацию можно изобразить в графическом виде, отразить связи между понятиями. Как утверждают психологи, мозг человека состоит из нейронов, соприкасающихся между собой отростками-дендритами. Разные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Интеллект-карта – это фотография сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей. Они дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. Рисуя ментальные карты, мы как бы изображаем свое мышление на листе бумаги. Например, рисуя карту на тему «Инклюзивное образование», на рисунке располагаем наши мысли о принципах инклюзивного образования, законах, регулирующих отношения при осуществлении инклюзивного образования, результатах инклюзии. Таким образом, при создании интеллект-карты студент получает целостную картину и отыскивает новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что «интеллект-карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли» [1].

Предприниматели, ученые, дизайнеры, инженеры при помощи карты ума осмысленно решают любую проблему, раскладывая элементы проблемы по «полочкам». Данную методику с удовольствием используют и преподаватели, и студенты. В современном мире, учитывая большой поток информации, при выполнении домашних заданий, конспектировании, подготовке сообщений, написании курсовых работ использование ментальных карт просто необходимо. Когда студент фиксирует большой объём информации, ему необходимо много времени. Работая над интеллект-картой, студент креативно мыслит, творчески подходит к работе, уделяет внимание основным понятиям-«крючкам», подбирает к ним другие понятия, раскрывающие свойства, признаки, видовые ряды. Таким образом, происходит самостоятельная умственная деятельность, позволяющая студенту разобраться в понятийном аппарате и раскрытии самой проблемы. Например, при изучении темы «Позиции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», составляя интеллект-карту, были выделены следующие элементы: преимущества инклюзивного образования, кадры, пути реализации инклюзивного образования, нормативно-правовое обеспечение, образовательно-развивающая среда для детей с особыми образовательными потребностями. Следующее действие студента – раскрыть каждый элемент, добавив новые ветви к рисунку. Раскрывая ветвь «преимущества инклюзивного образования», студент добавляет 4 ветви: высокая социализация, навыки коммуникации, навыки академических достижений, дружба обычных детей с детьми с ОВЗ, необыкновенные дети приравниваются к обычным детям.

Для работы в команде Тони Бьюзен предлагает использовать коллективные интеллект-карты. Когда нужно сгенерировать идею или разработать творческий проект, принять групповое решение и смоделировать совместное управление проектами, можно использовать метод составления коллективных интеллект-карт [1].

Основные правила составления интеллект-карт (пример составления интеллект-карты на тему «Инклюзивное образование») [4]:

- разукрасьте центральный образ тремя и более цветами: использованы красный, синий, зелёный, фиолетовый, жёлтый цвета;

- создайте графический образ: схема нарисована в форме ромашки из 6 лепестков;

- используйте разные размеры букв, толщину линий и масштаб графики: тема написана крупными печатными буквами, ключевые слова – прописными, мелкими;

- покажите при помощи стрелок связи между ключевыми словами (позиции обучения детей с ОВЗ – реализация – ресурсные центры инклюзивного сопровождения): цвет стрелки и ключевого слова должен совпадать;

- расположите одно ключевое слово на каждой линии (6 лепестков – 6 ключевых слов: принципы, законодательные ресурсы, результаты инклюзии, включение в инклюзию, правила инклюзивной школы, определение категории детей с ОВЗ);

- соедините линии с другими, главные ветви карты – с центральным образом (получится цветок ромашка);

- выделите главные линии другим цветом или сделайте жирными;

- расположите все слова горизонтально.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом происходит реализация ассоциативного мышления, так создаётся карта ассоциаций.

Цвет, влияя на восприятие человека, помогает разобраться в предложенной проблеме при составлении интеллект-карты [4]. Роль каждого цвета представлена в таблице «Цвета для интеллект-карты».

Таблица

Цвета для интеллект-карт

№ п/п

     Цвета

Значение

Скорость восприятия

1

Красный цвет

Человек быстро воспринимает этот цвет. Внимание сфокусировано на проблему, которую необходимо решить

Высокая

2

Синий цвет

Большинство людей любят этот цвет. Он настраивает на результативную работу

Средняя

3

Зеленый цвет

Человек позитивно воспринимает этот расслабляющий, умиротворяющий цвет – цвет свободы. Но у него много оттенков и его значение сильно зависит от них

Низкая

4

Желтый цвет

На этот цвет невозможно не обратить внимание. От него исходит солнечная энергия. Это цвет лидерства

Высокая

5

Коричневый цвет

Данный цвет даёт человеку тепло, как от земли, чувство надёжности, стабильности, уверенности в себе

Низкая

6

Оранжевый цвет

Данный яркий цвет провоцирует человека, привлекает его внимание. У человека появляется чувство энтузиазма, новшества, энергии

Высокая

7

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Человека этот цвет зовёт к свободе движения: к морю, к небу, к мечте. Отлично служит для фона при создании карты

Низкая

8

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя

 

 Для правильного оформления интеллект-карты составлена памятка [4].

Памятка для составления интеллектуальных карт

1. В центре страницы записывается и обводится главная идея (образ).

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра разноцветные ответвления.

3. Для каждого ответвления записывается ключевое слово или фраза.

4. Добавляются символы и иллюстрации.

5. Все записывается разборчиво, заглавными (печатными) буквами.

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

7. Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

8. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

9. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт