Усманова Р.Ф., воспитатель,
Уракшиева С.И., учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка», г. Салехард
«Выживает не самый сильный
и не самый умный, а тот,
кто лучше всех откликается
на происходящие изменения…»
Чарльз Дарвин.
Интерактивные игры в детском саду становятся первым контролируемым шагом в знакомстве воспитанника с интерактивным оборудованием, без которого сложно представить современную жизнь. Осознанное использование и демонстрация педагогами всех возможностей программ позволяет научиться детям, грамотно применять свои знания на практике. А также помогает педагогу правильно позиционировать компьютер для ребенка. Дети, выполняя различные задачи, начинают относиться к компьютеру ни просто, как к игрушке, но и всё больше понимают, что это серьёзный инструмент, который в будущем станет для них помощником в учебе и работе.
Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Интерактивная панель – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Наш детский сад приобрел и внедряет в воспитательно-образовательный процесс интерактивную панель «Колибри», которая включает в себя комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна».
«Волшебная поляна» - универсальная программная оболочка, которая содержит в себе множество готовых мультитач-игр и дает возможность педагогу проводить на их базе занятия, основываясь на собственные методики, поскольку каждая игра предполагает выбор уровня сложности, количества игроков, цвета или размера предметов. Комплекс игр прост и понятен, его можно использовать в процессе обучения одного ребенка или группы детей, с участием педагога или без него.
Программа «Волшебная поляна» отличается простотой и интуитивно понятным интерфейсом, она идеально подходит для обучения одного или нескольких детей в возрасте от 2,5 лет.
Она может применяться для адаптации малышей к новым социальным условиям, помогает в психологической разгрузке детей, оказывает положительный эффект на социализацию детей с ограниченными возможностями, подходит для развития мелкой моторики, инженерного мышления, формирования основной базы знаний ребенка.
Программа «Волшебная поляна» с комплектом готовых интерактивных игр. Есть возможность в каждой игре выбрать уровень сложности.
Делиться на три блока:
1 блок - инженерная школа: тренажеры по шашкам, шахматам, игры для развития логического мышления
2 блок - общее развитие: пазлы, игры на развитие воображения и наглядно – образного мышления
3 блок - психологическая разгрузка: игры построены по принципу сенсорной комнаты – светящиеся фонарики с разными эффектами ребенок рисует, прикасаясь к экрану.
«Инженерная школа»
«Общее развитие»
«Психологическая разгрузка»
Особенности программного комплекса:
• В комплект входят готовые интерактивные игры-занятия, посвященные различным областям знаний.
• Все занятия поддерживают функцию мульти-тач, которая позволяет детям вместе играть, выполняя необходимые задачи. Тем самым развивается элемент социализации ребенка, работе в команде, что очень важно для образовательных процессов в детских садах.
• Выполнять задачи в данных играх-занятиях можно совершенно по-разному, высокая реиграбельность продуктов.
• Несмотря на то, что все игры имеют определённый сценарий. Всегда есть возможность разработать собственную методику для любого занятия и применить её на практике.
• Разрабатывая собственные методики, педагоги могут защищать на них аттестацию.
В своей работе, мы используем панель практически на всех занятиях. Для детей разного возраста интерактивная панель является необычным и интересным. Играя в интерактивные игры, дети гораздо быстрее мотивируются, усваивают знания.
Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у панели, выполняя задания, и тем самым обучение и воспитание дошкольников становится более привлекательным и захватывающим. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию — им очень нравится работать у панели. Работая во второй младшей группе в адаптационный период, мы используем возможности интерактивной панели. Поэтому сразу было принято решение попробовать возможности интерактивной панели при адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. В утренний прием детям включаются и проигрываются игры из «Волшебной поляны». Результаты оказались положительными, дети легче и спокойнее расставались с родителями, увлекаясь игрой.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что детям очень нравятся игры из блока «Общее развитие», потому что они позволяют детям увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре, способствуют развитию у детей волевых качеств, приучают к полезным играм, формируют интеллектуальный вкус.
Например, игра: «Разложи по местам»
Задачи:
Развитие умения находить предмет по его наиболее характерным признакам;
развитие наблюдательности, находчивости;
учить детей описывать предмет, не называя его;
воспитание выдержки.
Описание.
По сюжету игры необходимо разложить предметы по местам их хранения:
- инструменты – в ящик для инструментов;
- лекарственные препараты – в аптечку;
- швейные принадлежности – в специальную коробочку;
- игрушки в ящик для игрушек;
- посуду в корзину для посуды;
- вещи в сумку для вещей.
Режимы игры позволяют задавать уровни, где выбираются используемые предметы.
В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной панели для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Поэтому мы пытаемся создавать дидактические игры, презентации, материалы к занятию в соответствии с возрастом наших воспитанников. Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок», и при их создании нам приходиться преодолевать некоторые трудности, но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.
Опыт внедрения «Волшебной поляны» в практику показал свои плюсы:
• образная информация вызывает интерес и понятна детям;
• самостоятельные действия, изображения, звук, игры надолго могут привлечь внимание детей;
•стимулирует познавательную активность;
• возможность индивидуального и подгруппового обучения;
• в процессе самостоятельной деятельности ребенок приобретает уверенность в себе;
• использование программы является одним из эффективных способов мотивации обучения, развития творческих способностей, разносторонних умений у детей дошкольного возраста, что способствует осознанному усвоению знаний и повышает уровень их интереса к новым знаниям.
Каким бы хорошим не было интерактивное оборудование, как бы положительно не влияло на качество образования и восприятия информации у детей, нужно всегда помнить, что все должно быть дозировано и разумно.
Список использованных источников:
Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. Москва 2005 – 158 с