Липатова Л. Ф.
Старший научный сотрудник
ГБУ «Ямало-Ненецкий окружной МВК им. И.С. Шемановского»
Заслуженный работник культуры РФ
ИЗ ИСТОРИИ БРАТСТВА «СВЯТОГО ГУРИЯ»
В газете «Сибирский листок», которая выходила до революции в Тобольске – тогдашней столице огромной губернии, в номере 80 от 10 октября 1904 года говорилось о том, что с 31 августа по 13 сентября в Обдорске гостил преосвященный Антоний, епископ Тобольский и Сибирский. Он приехал в сопровождении священника Ефрема Елисеева, протодиакона и регента «для освящения вновь выстроенного миссионерского храма и участия в торжествах миссии по случаю исполнившегося 50-летия. Результатом пребывания у нас архипастыря, пишет Иван Семёнович Шемановский – настоятель Обдорской православной миссии отец Иринарх: «Было открытие при Обдорской миссии Обдорского миссионерского братства во имя святого Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца». Почему именно Братство стало носить имя святого Гурия? Ответ на этот вопрос мы найдём в большом историческом труде И. С. Шемановского «Хронологический обзор достопамятных событий в Берёзовском крае Тобольской губернии, 1032–1910 гг.», где за 1900 год помещено такое сообщение: «По ходатайству преосвященного Тобольского епископа Антония перед Казанским архиепископам Арсением, последним дарована была Обдорской миссии частица много целебных мощей св. святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца. На нарочито собранные деньги среди рыбопромышленников Обдорского края была заказана в Москве прекрасной художественной работы икона св. Гурия в массивной серебряной вызолоченной ризе, украшенной искусственными камнями и эмалью. За частицей св. мощей ездил в г. Казань тобольской противомусульманской миссии священник Райский, командированный для этого Тоб. Ком. Прав. Мис. Об-ва. В Тобольске икона св. Гурия с частицею мощей сего угодника, помещенною в особо приделанном к иконе ковчежце в форме раки, встречена была самим Тобольским святителем с градским духовенством и помещена временно в кафедральном соборе. Дальнейшее сопровождение сей иконы до г. Березова было поручено благочинному монастырей, настоятелю Тобольского Знаменского монастыря игумену Моисею. Из Березова же до Обдорска св. икону сопровождал настоятель Обдорской миссии игумен Иринарх с причтом и походной церковью. 20 августа при торжественном колокольном звоне, сопровождавшем крестный ход из миссионерской церкви, икона св. Гурия была вынесена из каюка и перенесена в мис. церковь, после чего сейчас же началось всенощное бдение, а на другой день торжественная литургия, положившие начало 40-дневной праздничной в честь святителя Гурия службы».
Обдорская миссия, желая оказать Братству содействие в деле «духовно-просветительном», предложила принять находящуюся в её ведении миссионерскую библиотеку. Было решено разместить её в бывшей лавке купца, старосты миссионерской церкви В. А. Оленева, который незадолго до смерти завещал часть своих построек Обдорской миссии. Имущество библиотеки составляли 677 названий книг. Здесь надо отметить, что библиотеку основал на собственные средства отец Иринарх вскоре после приезда в Обдорск в августе 1898 года.
Деятельность Братства регулярно освещалась на страницах «Православного Благовестника», который издавался в Москве с 1893 года 1917-й год. Так, в 1905 году в номере 3 была помещена статья Иеромонаха Иринарха «Обдорское миссионерское Братство во имя святителя архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, его значение, деятельность и нужды». В частности он писал о том, что «…успех же деятельности нашего Братства, поставившего себе задачами благотворительно-просветительные цели, зависит от количества, находящегося в его распоряжении средств, источниками которых главным образом служат членские взносы братчиков. Обдорские зажиточные русско-зырянские обыватели в большинстве своем вошли в состав братчиков, записались действительными членами Братства и некоторые лица из имеющих рыболовные места в Обдорском крае, но проживающие в г. Тобольске… В рядах членов Братства числятся двое из местных инородцев: В. И. Тайшин, потомок известных обдорских остяцких князей, и один из самоедов. Всего в Братстве 80 человек членов… Братством была установлена двухрублёвая на человека норма выдачи пособий бедным ежемесячно…» Также в статье говорилось, что необходимо воздействовать на тех бедняков, которые обременены большими семьями доступными Братству способами, чтобы они «отдавали своих детей на зимнее время в миссионерские учебно-воспитательные заведения. Там они найдут «тёплый кров, приличную одежду и здоровую пищу, будут воспитываться в духе святой веры православной церкви и обучаться грамоте… Были переписаны все нищие, а равным образом и инородческие дети, занимающиеся в Обдорске попрошайничеством». Этот список был отдан «местному становому приставу, Братство просило его, как товарища председателя Братства, сделать зависящее распоряжение о воспрещении инородцам, особенно же малым их детям, ходить по миру за милостыней и о направлении действительно нуждающихся в Братство за пособием, а детей в миссионерские приют и пансион. Результатом такого постановления Братства было пополнение комплекта инородческих детей в миссионерских заведениях… Братство решило распространять свою благотворительность и на другие нужды инородческого населения. Так разрешён отпуск сумм на перевязочные средства в местную инородческую больницу. Кроме сего Братством предложено Березовскому уездному оспенному комитету содействие в деле прививки инородцам обдорского края оспы, чрез безвозмездное посредство псаломщиков-толмачей обдорской миссии во время обычных разъездов их с миссионерами по инородческим юртам и чумам. Последнее очень важно для охранения здоровья инородцев, так как официальные оспенники не могут попадать в такие глухие и недоступные для посещения места кочевников, по которым миссионеры разъезжают свободно и потому, что официальные оспенники не знакомые с инородцами и не владеющие их наречиями, не могут делать прививку инородцам оспы с тем успехом, как Обдорская миссия, деятели которой стоят к инородцам близко и так или иначе всегда влияют на них, а поэтому всегда могут убеждать остяков и самоедов в пользе привития оспы, к каковой прививке большинство из них еще до сих пор относится с предубеждением.
В целях содействия Обдорской миссии в её благовестнических трудах, некоторые из хорошо владеющих инородческими языками братчиков вошли безвозмездно в состав организованной при миссии (5 сентября 1904 г.) переводческой Комиссии… Думает Братство и о многом другом полезном для инородцев, относящемся к улучшению их жизни и быта».
«Деятельность братства, помимо духовно-просветительной, заключалась в организации ремёсел при училище – специальной переплётной мастерской; привитии обдорским инородцам оспы; опеки малолетних и сирот из инородцев; открытии книжной и иконной лавки и церковно-миссионерской библиотеки. Библиотека миссии довольно значительная, тут же помещается детская библиотека, заключающая в себе 286 названий», — писал действительный член Императорского Русского Географического Общества А. А. Дунин-Горкавич, который побывал летом 1907 года в Обдорске и лично ознакомился с различными учреждениями миссии.
В 1907 году в журнале «Православный Благовестник № 22 Игумен Иринарх пишет так:
«Мы только что отпраздновали третью годовщину деятельности нашего Братства. Слава Богу! Этот год был также плодотворен, как и первые два года. Сознание успеха в деятельности бодрит и освежает братчиков далёкого Обдорска. Делается живое дело. Полезное для ближних. На душе светло, легко. Радостно!
Деятельность Братства была разнообразна. Чтобы можно было ближе и лучше ознакомляться с инородцами, братчики хотели издавать свой орган – Обдорский Вестник, посвященный инородцам и инородческим вопросам крайнего Северо-Запада Сибири. Это пожелание братства пока не осуществилось. Епархиальное начальство отклонило эту мысль братства. Тогда Братство занятое изысканием средств и способов предоставить возможность всем желающим более подробно ознакомляться с жизнью и бытом инородцев возбудило ходатайство о разрешении открыть при библиотеке «хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского севера».
Так в 1906 году было положено начало деятельности нашего музея. Братчики также решили построить новое здание для библиотеки и хранилища. Игумен Иринарх подробно описывает все их перипетии, связанные с этой идеей. Как он сообщает в статье: «Производство построек начнется с марта 1908 года подрядчиком членом Братства П. Н. Матвеевым, подряд за которым остался на публичных торгах за 1 150 р. В настоящее время продолжается сбор денег и идёт заготовка нужных материалов». Это здание живо до сих пор. Там и сейчас располагается библиотека.
Все свои постановления Братство представляет на рассмотрение и утверждение Покровителю Братства, Преосвященнейшему Тобольскому Архипастырю. Тобольский Епархиальный Комитет, Высочайше утверждённый Православным Миссионерским Обществом, в своих отчётах всегда упоминал и деятельность Братства Святого Гурия
К сожалению, с приходом советской власти Братство, также как и Обдорская православная миссия прекратят своё существование, а их деятельность назовут «Институтом мракобесия». Во всяком случае, так назвал фрагмент своего очерка корреспондент Вл. Сыропятов, опубликованный в газете «Красный Север» № 98 от 07.11.1934 г. Приведу маленький отрывок.
«…Братство святого Гурия в 1896 году открыло в Обдорске миссионерский инородческий пансион. Миссионерское вороньё в рясах готовило кадры для одурманивания «заблудших самоедов и остяков» Пансионом руководили попы Иоанн Егоров, Алексей Охранов и псаломщик Александр Козлов. Преподавательский состав пансиона целиком определял и его направление». Надо поправить автора очерка. Дело в том, что пансион для инородческих детей существовал с 1898 года. Он был создан опять же по инициативе Отца Иринарха, на следующий год уже функционировал так называемый приют для малолетних. Братство Святого Гурия, как было написано выше, организовано в 1904 году. Краткая справка об одном из попов, названных в очерке. С 1894 по 1906 год одним из активных деятелей Обдорской православной миссии был хант Иоанн Егоров, занимавший должность дьякона, переводчика и школьного учителя. Им был составлен «План миссионерских трудов миссионера Низовой (Обдорской) миссии». Это своеобразное руководство по миссионерской деятельности в Обдорском крае. Егоровым также была составлена азбука для остяцких детей: «Нэбек ханды няурам эльты», которую напечатали для нужд Обдорской миссионерской школы, а также составлена и отпечатана на средства Тобольскаго Ком. Прав. Мис. О-ва самоедская азбука «Падар хазово».
В газете «Красный Север» № 73 от 24.08.1932 года в заметке «Антирелигиозную работу проводить повседневно и умело» говорилось следующее: «На днях в Сале-Харде проходило совещание секретарей ячеек СВБ (союза воинствующих безбожников)... Совещание отметило крайне слабое развёртывание практической работы организаций СВБ, как в центре округа, так и в районах… В целях реализации решений совещания надо развернуть массово-разъясни-тельную работу среди населения о значении антирелигиозной работы, о вреде религии, в соцстроительстве, обосновывая все это научными данными».
Очень надеюсь, что времена, когда преследовались представители любых религий, безжалостно разрушались храмы, мечети, костёлы и т. д. навсегда ушли в прошлое.
Надо сказать, что добрые дела Братства не канули в лету. Взять хотя бы музей и библиотеку. Они продолжают развиваться и пополняться новыми изданиями и экспонатами.
Как говорил отец Иринарх, «пускай же огонёк любви к ближним не погаснет, а разгорится в большое, большое пламя! Пускай же вспышка желания творить добро во Имя Божие приносит другим пользу!»
И ещё, очень бы хотелось знать, где в настоящее время находится эта «частица много целебных мощей св. святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца», которая были подарена Обдорской миссионерской церкви? Отвезли ли их в Тобольск или они были спрятаны кем-нибудь из служителей или прихожан в надёжном месте?