Барыбина Т. В.
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №1» Губкинский
Из опыта работы методического объединения преподавателей основ мировых религиозных культур и светской этики
Школа – это очень важный период в жизни каждого человека, это единственный социальный институт, через который проходит каждый человек. Поэтому роль школы в процессе социализации личности невозможно переоценить. Именно поэтому в школе необходимо создать благоприятную образовательную и воспитательную среду для развития личности. Нужно, чтобы рядом с учениками был учитель, который несёт в себе жизнеутверждающее начало, уверенность в себе, увлечённость своим делом, радость открытий. Чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому учитель – ключевая фигура школы будущего. Сегодня вопрос о высоком профессионализме и нравственных качествах учителя является особенно актуальным. В проекте Концепции и содержании профессионального стандарта к современному учителю предъявляются требования не только в сфере образования, но и в воспитательной сфере и в сфере развития [5]. Такой подход к педагогу предполагает постоянное совершенствование его профессиональных и личностных качеств. Деятельность учителя в проекте Концепции рассматривается одновременно как синтез навыков, способностей и особых личностных качеств педагога и тех задач, на достижение которых направлены его усилия. Таким образом, эффективность работы педагогического работника сегодня включает в себя одновременно: действия (демонстрируемые профессиональные качества) и результат (компетентность). Профессиональные качества - это демонстрируемые характеристики личности педагогического работника: его квалификация, знания, особые личностные качества, которые определяют эффективное выполнение работы. Результаты деятельности педагога – это измеримые показатели эффективности его деятельности. Для образовательного учреждения важен не только результат деятельности педагогического работника, но и понимание того, как он пришел к полученному результату. Только на основе такого понимания можно организовать эффективный обмен опытом, наставничество, обучение и развитие специалистов. Одной из эффективных форм общения и обмена педагогическим опытом являются методические объединения. Эта уже давно существующая форма организации педагогов, работающих в одной сфере, в современном образовании приобретает новые свойства.
Во-первых, это возможность создавать не только профильные методические объединения, но и всевозможные творческие группы по интересам. Во-вторых, это интеграция преподавателей начальной, основной и средней школы в таких творческих группах. Одной из новых форм методического объединения является методобъединение преподавателей основ религиозных культур и светской этики. В него могут входить педагогические работники различного профиля и представители различных служб образовательного учреждения. На примере методического объединения преподавателей в городе Губкинском мы можем перечислить тех работников, которые входят в него. Это заместители директора по воспитательной работе, учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, и другие педагогические работники, преподающие в школах города курс «Основы религиозных культур и светской этики». Методическое объединение является структурным подразделением методической службы города и существует два года. За это время накоплен большой опыт работы в области методики и практики преподавания предмета.
Целью деятельности методического объединения является Создание условий для внедрения нового курса в школах города, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, выработка единых педагогических требований к преподаванию, обобщение опыта преподавания предметов духовно-нравственного направления. Исходя из поставленной цели, объединение преподавателей решает следующие методические задачи:
· Освоение и использование современных методов преподавания;
· Повышение уровня общедидактической и методической подготовки педагогов;
· Обмен опытом успешной педагогической деятельности;
· Выявление новых подходов к организации обучения и воспитания;
· Создание условий для самообразования учителей и осуществление руководства творческой работой коллектива.
Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы методического объединения определяются его членами в соответствии с целями и задачами введения нового курса.
Этапы становления методического объединения связаны с введением этого курса в школах города. В 2010-2011 учебном году началась подготовка к преподаванию нового курса. Преподавание осуществлялось в экспериментальном режиме и велось в течение года только в одной школе. Результаты преподавания оказались положительными: обучающиеся и родители проявили большой интерес к предмету. Основными направлениями работы в других образовательных учреждениях были: работа с учащимися и родителями по разъяснению необходимости введения нового предмета, подготовка преподавателей, которые будут вести этот предмет. Особое значение на этом этапе имела работа с родителями, так как впервые им необходимо было выбрать модуль, который будет изучать их ребенок. Это оказалось очень серьезным испытанием. Они не всегда были готовы сделать выбор самостоятельно. Администрация школ и будущие преподаватели оказали им всевозможную поддержку от разъяснения содержания предмета до демонстрации учебников и учебных пособий. В основном родители постарались подойти к выбору заинтересованно и ответственно.
Особенности нового предмета:
1. Предмет по выбору учащихся и родителей
2. Культурологический курс
3. Интеграционный курс
С 2012-2013 года было введено обязательное изучение курса основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях города. Была проведена серьезная работа по подбору кадров для преподавания курса. Требования к педагогам, преподающим новый предмет, были следующими: высшее педагогическое образование, обязательное прохождение курсов повышения квалификации и желание преподавать новый предмет. Причем все эти три составляющие учитывались при подборе педагогов, и особенно важным являлось желание и возможность преподавать новый курс. Особую активность проявили преподаватели истории и обществознания школ города. Они почти в полном составе прошли курсы по преподаванию предмета и многие из них уже в первый год них начали его вести. В четырех школах города из шести среди преподавателей основ мировых религиозных культур есть учителя истории и обществознания. Среди них как преподаватели основ мировых религиозных культур, так и преподаватели конфессиональных модулей. В этом же учебном году появилось методическое объединение преподавателей курса основы религиозных культур и светской этики.
В 2013-2014 году впервые был организован методический фестиваль открытых учебных занятий. В ходе фестиваля предполагалась демонстрация открытых уроков всеми учителями и проведение семинара-практикума по обобщению опыта работы преподавателей курса. 25 марта 2014 года в соответствии с планом работы методического объединения был проведен практико-ориентированный семинар по обобщению опыта преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Семинар педагогов стал логическим завершением фестиваля открытых занятий по курсу, в рамках которого было проведено 12 занятий по трем модулям: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры и основы светской этики. Наиболее интересные находки были представлены на семинаре. Преподаватели с большим интересом познакомились с опытом коллег. По итогам семинара был создан сборник методических материалов. Приложение №1.
Опыт трех преподавателей: учителя истории и обществознания Барыбиной Т.В., педагога-психолога, преподавателя начальных классов Солодиловой Г.Н. и заместителя директора по воспитательной работе, учителя иностранного языка Диденко О.Н. был обобщен на муниципальном уровне. В 2014-2015 учебном году пять преподавателей приняли участие во IX Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», были представлены 4 работы, в трех из них описаны воспитательные системы школ. Работа Диденко О.Н. стала победителем, Кузнецова А.П. - лауреатом конкурса.
В ноябре 2013 года в г.Тюмени прошел выездной семинар преподавателей истории и ОРК и СЭ по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников». В программе семинара были экскурсии с посещением исторических мест, встреча с заведующей кафедрой философии гуманитарного института Тюменского нефтегазового университета, доктором философских наук профессором Шабатурой Л. Н. Состоялся обмен мнениями по вопросам преподавания гуманитарных дисциплин в школах и в высших учебных заведениях. Эта встреча дала новый импульс для совершенствования и развития педагогического мастерства педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподавание предмета основы религиозных культур и светской этики дает учителю возможность проявить свои таланты, реализовать себя в новом качестве. Учителя, преподающие предмет, активно распространяют свой опыт в региональных средствах массовой информации: публикации в электорнном журнале «Образование Ямала»; ежегодно участвуют в Рождественских чтениях и в конкурсах различного уровня: Международный конкурс для педагогов «Нам есть чем гордиться», Всероссийский конкурс с международным участием «Открытые сердца», Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Интертехинформ», Общероссийский дистанционный конкурс для педагогов и обучающихся «Доброта спасет мир», Открытый Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Инноватика – 2014» и другие.
Развитие творческого потенциала учителя, на наш взгляд является одним из условий повышения качества образования и методические объединения педагогов в этом процессе могут сыграть решающую роль. Исходя из приорететных задач образования, мы спланировали основные направления работы методического объединения в 2014-2015 учебном году:
1. Подготовка методической базы и создание условий для эффективного преподавания курса в общеобразовательных учебных заведениях: изучение нормативных документов, и методических рекомендаций по преподаванию курса, разработка рабочих программ, развитие контактов с кафедрами высших учебных заведений гуманитарного профиля, методическое сопровождение курса;
2. Обобщение опыта работы учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики»: создание методической копилки учебно-методических разработок, проведение методических фестивалей и семинаров, обобщение опыта преподавателей, публикации в СМИ, участие в конкурсах различного уровня.
3. Внедрение новейших педагогических технологий в преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: использование опыта преподавания предметов гуманитарного цикла, изучение форм и методов работы, применяемых в курсе «Основы религиозных культур и светской этики».
4. Связь с религиозными и общественными организациями, высшими учебными заведениями данного профиля, методическое сопровождение, обмен опытом: встречи с представителями общественных и религиозных организаций города, совместные мероприятия, создание совместных проектов и творческих работ.
5. Изучение общественного мнения по вопросам духовно-нравственного воспитания и изучение запроса родителей по преподаванию нового курса: мониторинг по итогам выбора модулей, анкетирование родителей и обучающихся по вопросам введения и результатам освоения курса.
Особенностью методического объединения преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики» является его сменный состав. Каждый учебный год состав методического объединения обновляется, так как часть педагогов завершает преподавание курса, а другая только начинает его преподавать. Поэтому методическое объединение педагогов основ религиозных культур и светской этики, скорее можно назвать творческой группой. В новом учебном году наш коллектив пополнился преподавателями русского языка и литературы и мы надеемся, что они внесут свою лепту в педагогическую копилку методобъединения. Мы рекомендуем педагогам проводить интегрированные уроки, так как вопросы, рассматриваемые на уроках ОРК и СЭ, затрагивают проблемы формирования общечеловеческих ценностей и близки преподавателям всех гуманитарных дисциплин.
В этом году мы вновь планируем фестиваль открытых занятий, так как эта форма хорошо зарекомендовала себя. Особый акцент в этот раз мы хотим сделать на формы и методы, которые педагоги используют при реализации нового курса. Особенно актуальным становится использование проблемно-поисковых, исследовательских методы, метод проектирования, при котором в результате коллективной деятельности создается совместный продукт творчества обучающихся [3].
Так же важное место в системе работы учителей основ религиозных культур занимает внеурочная деятельность. Учитель ОРК и СЭ просто не может быть безучастным ко всем мероприятиям по духовно-нравственному воспитанию, проводимым в школе, и чаще всего является их инициатором. Обычный урок не может вместить в себя все возможные аспекты и содержание поднимаемых нравственных проблем и требует своего продолжения во внеурочной и внеклассной работе. Ее основная цель: привлечь как можно больше детей к процессу творчества, дать возможность всем желающим проявить свои способности, таким образом, повысить познавательный интерес к предмету. Планируется так же вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по предмету и участие в городской научно-практической конференции.
Одним из важнейших направлений работы методического объединения является сотрудничество с религиозными и общественными организациями: встречи, совместные мероприятия. Беседы по основополагающим вопросам курса, обсуждение проблем его реализации требует методического сопровождения со стороны представителей религиозных общин. Предполагаются постоянные контакты в формате лекций и бесед с представителями религиозных организаций города. Основная цель этих встреч – пополнение знаний по вопросам истории культуры и религии. Мы запланировали так же цикл совместных мероприятий с Центральной библиотечной системой города с приглашением представителей различных конфессий.
Родители учащихся так же проявляют заинтересованность в вопросах духовно-нравственного воспитания. Регулярно проводятся мониторинги изучения общественного мнения по этому вопросу, изучение запроса родителей по преподаванию нового курса и итоги его введения. На основании мониторинга выбора модулей в 2014-2015 году и сравнительного анализа с предыдущим учебным годом можно сделать следующие выводы: на сегодняшний день выбор модулей «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур» является преобладающими и составляет 91% обучающихся 4-ых классов. В двух школах из семи в ходе мониторинга были выбраны все четыре модуля, в трех школах – три модуля, в одной школе два модуля и в школе коррекции один модуль – «Основы мировых религиозных культур». По сравнению с прошлым учебным годом возросло число обучающихся, выбравших модуль «Основы православной культуры» (с 34% до 48%) и «Основы исламской культуры» (с 3% до 4,5%) и уменьшилось число обучающих, выбравших модуль «Основы мировых религий» (с 57% до 43%) и «Основы светской этики» (с 7% до 4,5%). В четырех школах возросло количество учащихся, выбравших модуль «Основы православной культуры» и в трех школах количество учащихся, выбравших модуль «Основы исламской культуры». Это показывает возросший интерес к конфессиональным модулям. Приложение №2.
Просвещение родителей, объяснение им необходимости культурного развития их детей – залог успеха нашей работы по введению нового курса. Родители привлекаются не только на этапе мониторинга, но и как активные участники внеклассных и внешкольных мероприятий. В совместной деятельности семьи и школы создаются классные и школьные традиций, вырабатываются единые требования к воспитанию, определяется единое направление развития личности ребенка [4].
В основе деятельности каждого учителя нашего методического объединения – следующие ценности: любовь к детям, желание открыть в каждом ребенке самое лучшее, научить его думать и рассуждать и, конечно же, творить и создавать новое вместе с детьми. Поэтому педагоги методобъединения находятся в постоянном поиске. Мы осознаем, что воспитываем детей будущего и понимаем, что в современной школе должно быть обеспечено усвоение тех знаний и умений, которые пригодятся ребятам в будущем. Они должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и осознавать свои возможности и успешно реализовать их. Однако, мы понимаем также, что в основу воспитания детей будущего должны быть положены лучшие традиции нашей многовековой истории.
Обращаясь к участникам XXII Международных Рождественских образовательных чтений 26-29 января 2014 года, патриарх Кирилл говорит: «Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности - это ценности веры, любви, долга, ответственности и солидарности. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества» [2]. В настоящее время, как никогда ранее, остро стоит вопрос о создании единого образовательного пространства, которое может быть сохранено и упрочнено на основе единой системы национальных ценностей, таких как Отечество, семья, культурная традиция. Одним из элементов нового образовательного пространства является новый культурологический курс, целью которого является приобщение учащихся к духовным ценностям, изучение мировой культуры и истории, а так же формирование у них мотивации к осознанному нравственному поведению, умение вести диалог с представителями других культур и общаться в полиэтнической и многоконфессиональной среде.
Роль методического объединения в работе учителя – коллегиальное управление процессом образования и воспитания. Мы считаем, что именно в процессе коллективной работы и постоянном обмене своими находками и достижениями развиваются педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя. В совместном творчестве происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие ценностных ориентиров, и профессиональных качеств. Методическое объединение – коллектив единомышленников, объединенных едиными целями. Пути достижения этих целей могут быть различными, равно как и творчество каждого учителя.
Ещё в конце XIX века П.Ф. выдающийся русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности [1]. Именно таким мы представляем себе учителя, преподающего основы духовно-нравственной культуры. Такой учитель будет для учеников образцом в обычной жизни, таким человеком, с которым можно поделиться своими проблемами. Такие более открытые взаимоотношения создают возможности для личностного роста, как для воспитанника, так и для педагога.
Подводя итоги работы методического объединения, мы хотели бы отметить особенности работы творческого коллектива преподавателей этого направления. На наш взгляд они заключаются в том, что объединение преподавателей различных дисциплин создает возможности для омена опытом и личностного роста педагогов, позволяет создать новые формы взаимодействия между преподавателями начальной и основной школы, дает дополнительный импульс для более тесного взаимодействия всех школьных служб и координировать их усилия по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Список использованной литературы.
1. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Составитель Н.Н. Кузьмин.- М.: Высшая школа, 1989.
2. Выступление Святейшего патриарха Кирилла на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях 26-29 января 2014 года.
Сайт patriarchia.ru
3. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. -М.: Просвещение, 2010.
5. Профессиональный стандарт педагога. Сайт Минобрнауки РФ.
Приложение №1.
Программа семинара-практикума, проведенного 25 марта 2014 года
10.00 - 10.15 Использование настандартных уроков в преподавании курса ОРК и СЭ. – Барыбина Т.В. МБОУ «ООШ №1». Мастер-класс по теме «Священные сооружения в мировых религиях». ОМРК.
10.15 - 10.30 Работа с понятиями на уроках ОРК и СЭ. – Степанова И.И. МБОУ «ООШ№3». Фрагмент учебного занятия по теме «Подвиг». ОПК.
10.30 - 10.45 Воздействие средствами искусства на уроках ОРК и СЭ. Крылова Е.М. – МБОУ «ООШ №6». Фрагмент учебного занятия по теме «Храм». ОПК.
10.45 - 11.00 Применение игровых методик на уроках ОРК и СЭ. – Диденко О.Н. МБОУ «ООШ№7». Фрагмент учебного занятия по теме «Совесть». ОПК.
11.10 - 11.25 Использование ИКТ на уроках ОРК и СЭ. – Чуранова Е.А. МАОУ «СОШ№4» Фрагмент учебного занятия по теме «Священные сооружения». ОМРК.
11.25 - 12.00 Продолжение темы урока ОРК и СЭ на внеклассных мероприятиях ОРК. – Солодилова Г.Н. МБОУ «ООШ №1». Мастер-класс по теме «Зажги звезду добра».
Содержание сборника методических материалов
Раздел 1. Открытые уроки.
Барыбина Т.В. «Священные сооружения». Методическая разработка урока ОМРК.
Степанова И.И.«Подвиг». Методическая разработка урока ОПК.
Крылова Е.М. «Храм». Методическая разработка урока ОПК.
Диденко О.Н. «Совесть». Методическая разработка урока ОПК.
Чуранова Е.А. «Священные сооружения». Методическая разработка урока ОМРК.
Борисова О.В. Семья – школа любви. Методическая разработка урока ОПК.
Солодилова Г.Н. Воспитательное мероприятие по теме «Зажги звезду добра».
Раздел 2. Обобщение опыта.
Барыбина Т.В. Использование интерактивных методик в преподавании курса
ОРК и СЭ
Диденко О.Н. Использование игровых методик при изучении курса ОРК и СЭ
Солодилова Г.Н. Реализация курса ОРК и СЭ свозь призму деятельностного
метода обучения
Приложение №2. Результаты мониторинга выбора модулей курса
«Основы религиозных культур и светской этики»