Савченко Марина Иосифовна,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»,
г. Салехард
На сегодняшний день проблема подросткового суицида часто поднимается в средствах массовой информации. В конце 2016 начале 2017 года эта проблема чаще обсуждалась в школе, дома, в кругу друзей и знакомых. И это неслучайно. Участились случаи гибели детей, когда они, переживая определённые трудности, неразделённую любовь, отверженность или просто в поисках приключений и новых ощущений, находят выход в собственной смерти.
В данной работе попытаемся целостно посмотреть на проблему подросткового суицида: её истоки, развитие, дальнейшую судьбу; определить библейский взгляд на самоубийство; рассмотреть ценности, которые играют основную роль в данной проблеме и найти возможные пути решения данной проблемы в системе образования.
Модерн и постмодерн
В истории было несколько эпох, мировоззрений, которые сменялись одно другим. Некоторые противоречили предыдущим, другие продолжались с некоторыми изменениями, третьи адаптировались согласно тенденциям своего времени. На смену эпохи модерна пришла новая эпоха – эпоха постмодерна, и отличия их весомы. Приход постмодерна показал современным христианам большую проблему. Мы живём в период непонимания и противостояния.
В советское время господствовало модернистское мировоззрение. Оно зародилось в эпоху Возрождения и было сформулировано в эпоху Просвещения. Главное его утверждение – «человек есть мера всех вещей, он может полностью постичь свой мир, в том числе и духовный, при помощи науки и разума» [1; 15]. На смену модернистского мировоззрения начало развиваться другое – постмодернистское. Оно, как и предыдущее, не отвечало на все вопросы, но объясняло причину неспособности найти ответы на все вопросы. Одним из его тезисов является следующее: «Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум». Истина, согласно постмодернистскому мировоззрению, не может быть выражена человеческим языком по причине своей сложности [1; 15]. По мнению исследователей Роуда Р., Черенкова М, Макдауэлла Д., это порождает поиск «частных истин», которые бы работали здесь и сейчас, и не обязательно имели общий характер (работали одинаково для всех людей), а отвечали на вопросы конкретной личности. Истина для постмодерниста – это то, что он сам для себя решил. Наряду с этим можно выделить ряд особенностей, присущих постмодерну:
Нивелирование идей об общих ценностях, стандартах и нормах.
На первый план выступает личность. Эта особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, способность отмежевания от общности и субъективизм; с другой стороны, свободное выражение себя и понимание личной ответственности.
Идея власти-подчинения переносится внутрь человека, собственное Я становится метанарративом, то есть диктатором в жизни человека [2;10].
«Постмодерн разоблачает идею общих норм и ценностей как структуру господства-подчинения» [2; 10].
Провозглашение «терпимости». Эта особенность выражается в возможности каждого на собственное мнение, образ жизни и уважение ко всему «другому». Таким образом, постмодернист принимает любую инаковость (в чём бы она не выражалась: в делах, словах, внешнем виде, убеждениях), даже в том случае, если он её не понимает [1; 15].
«Духовность – главный лозунг постмодернизма» [3; 3]. На эту особенность указывает Алексей Ефетов в своей статье «Дыхание нового времени», называя её «серьёзной угрозой». По его словам, это «ложная духовность», потому как каждый под этим словосочетанием понимает что-то своё, субъективное, чаще невыразимое и не всегда понятное для остальных.
Прагматизм. Главное в жизни – выбрать такую интерпретацию и установку жизни, которая могла бы дать самый максимальный результат жизни [5].
В литературе можно встретить массу определений постмодерна. Одни определяют его как эпоху, другие – как «культурное движение» [2; 10]. Третьи – как «ситуацию или состояние, в котором оказался проект Модерна» [5]. Четвёртые – как мировоззрение [3]. «Лучший способ понять постмодернизм – это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом, попыткой своим умом постичь Божий мир, обычно называемый модернистским мировоззрением» [1; 15]. В данной работе постмодерн будет рассматриваться в рамках определений «эпоха» и «мировоззрение», которое выражается определённой культурой.
Современная молодёжь пропагандирует терпимость к другим мнениям, верованиям, действиям. У каждого своя истина, своя дорога, направление, путь. Советская же эпоха была склонна к планированию одного, широкого пути для всего народа, где нет места индивидам, есть одна чёткая направленность. Какую роль это противостояние играет сегодня? Какое влияние оно оказывает на жизненный путь молодых людей? Какую роль в этом вопросе играет школа? Попробуем рассмотреть эти вопросы.
« Группы смерти»
Как и в прежние годы, быстрее всего адаптируются под различного рода изменения молодые люди. И это не исключение. На сегодняшний день масса организаций пытается воспользоваться этой «способностью» молодого поколения. К ним относятся: «Иди или умри», «Зацеперы», «Синий кит». В 2016-2017 году особо ярко в этой области показала себя организация под названием «Синий Кит». По информации СМИ, для того чтобы начать «игру», пользователи социальных сетей (в подавляющем большинстве — подростки), пишут на своих страницах хэштеги: #синийкит, #явигре, #синий, #тихийдом. Далее с пользователями связывается «куратор» и устанавливает с ними контакт. Как правило, «кураторов» нельзя идентифицировать, так как они пользуются поддельными аккаунтами, зарегистрированными на чужие имена и фамилии. Вначале они объясняют правила: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять задания, какими бы они ни были», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия». Затем «куратор» выдает задания. Обычно насчитывается около 50 заданий: по одному на день [6].
Хотя до сих пор ведутся споры о том, существует ли эта организация на самом деле и кто за ней стоит. Проблема суицида среди подростков стоит довольно остро. По данным информационного агентства России ТАСС более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
Взгляд Бога на человеческую жизнь
Десять заповедей Божиих известны практически каждому. Одна из них – «Не убей» (Исход 20:13). Интересен тот факт, что эти заповеди были написаны несколько веков назад, но до сих пор звучат в устах людей, которые, может быть, не до конца понимают глубину их значения. Мы слышим о них с детства, но отдаём ли отчет в том, чьи это повеления?
Самоубийство. Это слово говорит само за себя. Бог на страницах Библии постоянно говорит нам о ценности человеческой жизни, о Себе, как о Творце этой жизни.
В Бытии, первой книге Библии, написано, что Бог сотворил человека по образу Своему (Бытие 1:26). Это значит, что мы больше схожи с Богом, чем с какой-либо другой формой жизни. Он говорит о цели прихода Христа на землю: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн 10:10). У Бога есть планы на каждого из нас (Иеремия 29:11«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»). Кончая свою жизнь самоубийством, человек перечеркивает все планы Бога. Самоубийство есть продукт «хождения на поводу» у Сатаны:
Иоанна 10:10а «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».
Иоанна 8:44 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины».
Наша жизнь принадлежит Богу.
Никто не имеет права лишить себя или кого-то другого жизни:
1 Коринфянам 6:19-20 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою».
Очень хорошая история предотвращения суицида описана в книге Деяний апостолов (16:25-34): «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога».
Роль школы в проблеме подросткового суицида
По мнению руководителя отдела суицидологии московского НИИ психиатрии профессора Евгения Любова, «группы смерти» – «патологические сообщества несчастных детей, нуждающихся во взаимопонимании» [7]. По мнению ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, доктора исторических наук Дмитрия Громова, проблема детского суицида существовала всегда. В 2008 году во время всплеска подросткового суицида депутаты государственной думы утверждали, что причиной этому были субкультуры готов и эмо. Д. Громов же утверждает, что вместо того, чтобы искать причину в мифических субкультурах и сообществах, родителям и педагогам стоит больше общаться с детьми и быть к ним более внимательными. На наш взгляд, профессор прав, но как осуществить это на практике?
Сегодня у подростков много вопросов, проблем. Это переживания, связанные с неразделённой любовью, отвержением, осмыслением собственной жизни, значимости в современном обществе, поиском смысла жизни и истины. В школьном плане есть курс под названием «Духовно-нравственное воспитание». В рамках курса чаще проводят уроки патриотической направленности, уроки, приуроченные к различным праздникам: Новому году,1 сентябрю, 23 мая. И это хорошо. А как можно говорить о духовности без Бога? На наш взгляд, школа посредством этого курса может решать не только нравственные, но и духовные вопросы подростков (в том числе вопросы суицида).
На сегодняшний день разработана хорошая программа по курсу духовно-нравственного воспитания школьников «Как сбываются и разбиваются мечты». В 2016 году издан учебник для учителя, в котором подробно описан весь ход урока. Примечательно то, что посредством этого пособия можно интересно и доступно не просто рассказать подросткам о вреде пагубных привычек, но и показать ценность человеческой жизни, поставить важные жизненные цели и определить пути достижения этих целей. Программа позволяет наладить связь детей с родителями, так как предусматривает домашние задания, в которых ребёнок должен обсудить тот или иной вопрос с родителями. Проходя совместно с учителем урок за уроком, дети анализируют свои желания, мечты и размышляют над тем, для чего они живут, какие цели в жизни ставят, и что может помешать им достичь этих целей (курение, наркотики безответственность, лень, плохие компании, ложь, обиды, депрессии). В приложении для углублённого изучения приведён отрывок из Библии для рассуждения.
Многие говорят о наступлении так называемой «постхристианской эпохи». Но, несмотря на изменчивость времени, эпох, мировоззрений, Бог и Его желание ответить на нужды людей, стать их Отцом, явить чудо в их жизни, является тем же.
Ценность человеческой жизни неизменна. В обществе по-прежнему есть интерес к духовным вопросам. Люди осознают, что религиозная обрядность не приводит к желаемому результату. Рационализм тоже остался позади. Сегодня каждый ребёнок нуждается в общении, понимании и любви. Это лучшая профилактика любой проблемы, в том числе и суицида. Мы живем в век технологий, с помощью разнообразной техники можем быстрее выполнить работу, приготовить еду, добраться до нужного места, но почему то нам не хватает времени для того, чтобы пообщаться, узнать о нуждах, проблемах, радостях друг друга, мечтах и желаниях. Возможно, наши приоритеты неправильно расставлены, и стоить вспомнит «основы», «главные цели человеческой жизни». Ведь, как сказано в Писании, «смотри каждый кто на чём строит». Несмотря на изменчивость времени, мы должны находить новые формы в донесении христианских истин молодым людям. Мы должны идти в ногу со временем, иначе, не соответствуя запросам молодёжи, мы одержим поражение и будем её терять.
На наш взгляд, стоит вернуться к истокам духовной жизни, проявляя те нравственные и духовные качества, в которых так нуждаются люди. Если будет в нас – в родителях и учителях – больше любви, терпения, желания участвовать в жизни детей и подростков, тем меньше детей будут искать общения в различных деструктивных организациях типа «Синий кит», приобщаться к субкультурам «ЭМО», «Готы». Не стоит забывать, если мы хотим иметь высоконравственное молодое поколение, нам надо быть примером для них не только в теоретической, но и в практической жизни.
Список литературы
Роуд Росс П. Христианство и постмодернизм, или какой будет Церковь III тысячелетия // Христианство. – 2002. – № 6. – С.14-24.
Черенков М. Ситуация постмодерна: испытание свободой. Диалог // Вестник Донецкого христианского университета, 2003. – № 1(5). – С. 10-12.
Денисенко А. Блог. Предисловие к моим наброскам о постмодернизме [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ecfsu.blogspot.com/2009/09/blog-post.html.
Тетерятников К. Принципы жизни евангельской церкви в эпоху постмодерна [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.baznica.info/pagesid-5555.html.
Синий кит. Игра [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B8%D1%82_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
Информационноеагенство Росси ТАСС [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4018394.