Экологически чистая природная среда является необходимым условием нормальной жизнедеятельности живых организмов, предпосылкой сохранения и укрепления здоровья человека. Всегда очень важно знать экологическое состояние местности, в которой мы живем [3].
Город наш небольшой, делится на южную и северную части. Мы живем в южной части, там же находится школа — это район между ул. «26 съезда», Юбилейная, пр. Ленинградский и площадью. Промышленных предприятий, которые загрязняли бы воздух нет, но очень много автотранспорта, выхлопные газы которого могут служить основными загрязнителями воздушной среды. По названным улицам передвигается огромное количество автомобилей, особенно в утреннее и вечернее время. Расстояние от школы до автодорог не превышает оптимальное значение (100 м). Многие жилые дома находятся вдоль дороги. Направление преобладающих ветров: юго-западный и северо-западный.
Для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация) в городах и промышленных районах часто используют лишайники как биологические индикаторы. Лишайники – своеобразные организмы, это симбиоз гриба и водоросли, обладают уникальными свойствами:
- первыми поселяются в необжитых местах;
- крайне медленно растут;
- считаются биологическими индикаторами [1],[2].
Они очень чувствительны к чистоте окружающего воздуха. Если в воздухе содержится значительная концентрация углекислого газа и особенно сернистого газа, лишайники исчезают. Такая работа уже проведена во многих городах мира, в том числе и у нас в стране [4]. Нас так же заинтересовала данная проблема, и мы, впервые в городе, решили исследовать экологическое состояние района, где живем и учимся, изучив состояние эпифитных лишайников, их распространение и относительную численность в условиях загрязнения воздушной среды.
Данные исследования помогут привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме загрязнения воздушной среды. Простым и доступным методом лихеноиндикации можно оценить чистоту атмосферного воздуха в любой части города и рекомендовать наиболее благоприятные места для отдыха или прогулок с животными. Оборудование: «портняжный метр» с миллиметровыми делениями, булавка.
Результаты исследования показали, что из эпифитных лишайников, поселившихся на лиственницах, обнаружена только пармелия. Лишайники на стволах деревьев вдоль дороги по ул. Юбилейной находятся в более угнетенном состоянии, чем лишайники на территории школьного двора: слоевища становятся более толстыми, компактными, практически утрачивают плодовые тела, в основном присутствуют сухие корки, но цвет в обоих случаях изменился до серовато-зеленого. Проективное покрытие лишайников на первом участке составляет 17%, а на втором - 36%, что на 19% больше по сравнению с первым участком. Частота встречаемости и относительная численность лишайника — пармелии на территории школьного двора значительно выше, чем по ул. Юбилейной.
По результатам собственных наблюдений можно сделать вывод и оценить чистоту атмосферного воздуха в городе.
Чем больше антропогенная нагрузка на территорию, тем скуднее лишайниковая флора и более загрязнен воздух.
Атмосферный воздух наиболее загрязнен вблизи оживленных автотрасс и основными загрязнителями служат выхлопные газы автомобилей, в которых содержатся вредные для живых организмов вещества.
По мере приближения к основному источнику загрязнения (автомобильная дорога) уменьшается частота встречаемости, проективное покрытие, и относительная численность лишайника — пармелии, ухудшается состояние воздушной среды.
Атмосферный воздух по ул. Юбилейной более загрязнён, чем в районе школы. Места для прогулок и отдыха необходимо выбирать как можно дальше от оживленной автомагистрали.
Воздушная атмосфера городов чаще всего загрязняется выбросами предприятий жилищно-коммунального хозяйства, автотранспорта, в которых содержатся такие вредные соединения как оксиды углерода, серы, азота, сажу, бензопирен, альдегиды и другие вещества, которые попадая в воздух, плохо влияют на все живые организмы. Исключением не является г. Новый Уренгой, где уровень загрязнения атмосферы во многом превышает предельно допустимые нормы, только количество единиц автотранспорта увеличивается с каждым годом, а соответственно и выхлопных газов. На сто тысяч населения приходится до 50 тысяч автомобилей.
Результаты исследования состояния эпифитных лишайников (пармелии), их относительной численности методом лихеноиндикации позволили нам сделать вывод о состоянии воздушной среды в южной части города, воздействии загрязнений автотранспорта на распространение и частоту встречаемости лишайников и предложить рекомендации по улучшению качества воздуха.
Подтвердилась гипотеза о том, что выхлопные газы автомобилей в большей степени влияют на состояние и численность эпифитных лишайников.
Из-за сурового климата нашей местности, в городе очень мало древесной и кустарниковой растительности, которая могла бы в достаточной мере уберечь все живое от вредных загрязнений воздушной среды. В основном это хвойные растения, а они, как и лишайники, тоже служат идеальными биоиндикаторами загрязнений и поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. Из лиственных деревьев, в основном произрастающих в нашем городе, это береза и ива. Кора березы надежнее других защищает от шума, а на листьях ивы оседает огромное количество пыли. В условиях Крайнего Севера очень сложно выращивать растения, очищающие воздух от выхлопных газов автомобилей и других загрязнителей, поэтому одним из важных и правильных решений может стать возможность использования в автомобилях каталитических нейтрализаторов.
Места для отдыха и прогулок выбирать подальше от оживленной автотрассы.
Изучение состояния воздушной среды в городе необходимо продолжить, увеличив количество методов, экспериментальных площадок в разных частях города, в разное время года, учитывая направление ветра для получения более объективных и достоверных результатов.
Литература
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2002.
2. Валовая М.А., Зорина З.А. Биология. Справочник школьника. Филологическое общество. «Слово», 1995.
3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991.
Савичев А.С. Лишайники в экологическом образовании: методическое пособие. М.: Просвещение, 1995.