Голощапова Ольга Александровна,
учитель истории и обществознания,
МОУ «Центр образования»
Мы живём в условиях информационного общества. Ежедневно на нас обрушивается шквал всевозможной информации. В этом нескончаемом потоке нужно научиться ориентироваться. Надо уметь отбирать главное и отсеивать второстепенное. Нужно не только приобретать знания, но и уметь применять их на практике, в жизни.
На протяжении многих лет я работаю в выпускных классах. Ежегодно обучающиеся выбирают историю и обществознание для сдачи экзамена в формеОГЭ и ЕГЭ. Обнаружилась проблема, что ученики не любят читать и часто с трудом понимают прочитанное. А ведь без навыка работы с текстом школьник не может справиться с заданиями на экзаменах. Кроме того, после школы многим предстоит учеба в колледже, университете, да и в жизни умение работать с текстом просто необходимо.
Наша школа участвует в международном исследовании PISA.Результаты PISA оставляют желать лучшего. Многие школьники нашей школы, да и страныв целом, обладают низким уровнем читательской и функциональной грамотности. PISA –это тест, который определяет способность школьников применять в реальной жизни знания, полученные в школе. Получается, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно обширных предметных знаниях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.
Термин «функциональная грамотность» отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС). Лишь функционально грамотная личность способна использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. В ФГОСобщего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям» [1.4].
К поиску новых подходов к обучению подтолкнули противоречия
· между большим объёмом информации по школьным предметам и умением применять знания в жизни;
· между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;
· между предметным образованием и восприятием целостной картины мира.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
2) часто не умеют использовать приобретенные знанияв практической деятельности;
3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Почему это происходит и что с этим делать? Да, современные дети привыкли искать информацию в Интернете. Они живут в комфортных условиях и не хотят утруждать себя. Им не надо постоянно придумывать, как выжить в этом мире. «Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие»,– писал Генри Форд.
Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности: как повысить образовательные достижения учащихся, их читательскую и функциональную грамотность?
Желание видеть своих учеников знающими, умеющими и компетентными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.
И здесь, наряду с традиционными формами обучения, поможет использование современных технологий, одной из которых является технология развития критического мышления через чтение и письмо. В условиях современного информационного общества обучающиеся должны научиться самостоятельному осмыслению разных точек зрения и выработке собственного мнения.
Инновационный педагогический опыт по использованию технологии развития критического мышления позволяет сформировать когнитивный аспект процесса понимания информации, развить творческий потенциал и коммуникативную культуру обучающихся.
Цель инновационного педагогического опыта – способствовать формированию функциональной грамотности средствами технологии развития критического мышления.
ФГОС нового поколения ориентирует нас на «освоение приёмов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам».[1.4]
В статье 13 Конституции РФ говорится: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». [1.1] Соответственно, современный гражданин в условиях плюрализма должен разбираться в особенностях различных идеологий, чтобы выработать свою позицию, сделать осознанный выбор. Для этого нужно обладать критическим мышлением.Поэтому имеет смысл обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам [2.2]. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает личностную вовлечённость школьника в процесс обучения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его самостоятельность поощряется. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему нужно развивать в себе следующие качества: готовность к планированию; гибкость мышления; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание; поиск компромиссных решений.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [2.6].
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана ещё в конце XX века, но является актуальной по сей день. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Современные исследователи в области методов развития критического мышления (М. В. Кларин, С. И.Заир-Бек, И. О.Загашев, И. В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя [2.4].
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей [2.1].
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, данная технология способствует приобретению навыков работы с информацией.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены приёмами педагогической техники работы с текстом.
В-третьих, стратегии технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества.
Согласно ТРКМЧП на каждом уроке выделяются 3 стадии: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова происходит активизация учащихся, актуализация их знаний. На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Согласно ФГОС дети сами формулируют тему, свои цели и задачи на уроке. На этапе осмысления ученик получает новую информацию и соотносит её с собственными знаниями. На стадии рефлексии происходит обобщение, формирование собственного мнения.На разных стадиях используются разнообразные приёмы.Наиболее часто использую следующие приёмы данной технологии: кластер, концептуальная или сравнительная таблица, «тонкие» и «толстые» вопросы, инсерт, «фишбоун», «бортовой журнал», выбор ключевых фраз, составление плана, «шесть шляп», эссе.
Прием кластер («гроздь») основан на выделении смысловых единиц текста и изображение их в виде схемы, которая напоминает гроздь винограда. В центре может быть тема урока, от неё идут лучи (веточки) и выделяются крупные смысловые единицы (например, этапы войны), затем более мелкие элементы (понятия, даты, личности). С помощью кластера удобно делать классификацию каких-либо явлений. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластером удобно пользоваться для подготовки устного ответа. Это своего рода опорный конспект.
Например, при изучении темы «Общественное движение при Николае I» прошу учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему. Учащиеся предлагают выделить основные направления в общественном движении. Их всего три: консервативное, либеральное и радикальное. Таким образом, учащиеся планируют, что им предстоит изучить на уроке. Затем дети высказывают догадки, в чем суть этих направлений. Эти догадки записываются на доске. В дальнейшем эти предположения нужно подтвердить или опровергнуть. Поэтому дальше работа строится следующим образом. Дети делятся на группы. Каждая группа изучает текст, посвящённый одному направлению общественной мысли. Затем группы делают сообщения по своим направлениям, вносят коррективы в кластер. Эта работа происходит на стадии осмысления содержания. На этом этапе можно организовать презентацию группами новых кластеров. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. На этом этапе можно завершать классификацию материала, установление причинно-следственных связей.
На следующем уроке (на стадии вызова) использую приём «верные и неверные утверждения». Предлагаю, например, такое задание:
- Установите, верны ли следующие утверждения? Аргументируйте свой ответ.
А) Теорию официальной народности разработал граф Уваров.
Б) Консерваторы выступали за свержение монархии.
В) В радикальном направлении выделилось два течения: западники и славянофилы.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: В каком году произошло Ледовое побоище?) В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Почему Александр Невский воевал со шведами и немцами, но платил ордынский выход?) Этот приём очень нравится пятиклассникам. Они с удовольствием соревнуются в составлении вопросов друг другу.
Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе – в парах или небольших группах – над одной и той же проблемой, когда в процессе работы выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Организация учебного процесса связана, прежде всего, с текстом. С ним я организую разные формы работы. Учащемуся надо понять текст, выделить главное, преобразовать его в таблицу, схему, разделить текст на смысловые части, составить план, ответить на вопросы или самому придумать вопросы по тексту, заполнить пропуски в тексте, найти ошибки, выработать собственное мнение, подобрать нужные аргументы. Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать собственные выводы.
Уроки истории и обществознания очень хорошо подходят для того, чтобы использовать разного рода тексты. Это могут быть, прежде всего, исторические и правовые документы. Дети учатся понимать, анализировать, извлекать информацию из таких документов, как«Русская Правда» Ярослава Мудрого, Конституция РФ, Закон «Об образовании», Закон «О защите прав потребителей», отрывки из других нормативно-правовых актов. Например, изучая «Русскую Правду, ученики ищут аргументы в подтверждение того, что на Руси зародились феодальные отношения. Изучая Конституцию РФ, учащиеся подбирают статьи, в которых отражены признаки демократии.
Также я предлагаю учащимся выполнить мини-проекты, с помощью которых они приобретают жизненно необходимые навыки. Обучающиеся не только работают с готовыми текстами, но и сами составляют их. Изучая правовую сферу, ученики практикуются в умении составлять исковое заявление, резюме, трудовой договор, брачный договор, претензию, жалобу, объяснительную, заявление.Чтобы было от чего оттолкнуться, предлагаю использовать шаблоны, образцы, памятки, клише. Составленные детьми документы мы обсуждаем, анализируем совместно. Обращаем внимание на то, какие положения должны быть обязательно прописаны, например, в трудовом договоре, а каких моментов ни в коем случае не должно быть, например, в брачном договоре.
Повышая свою финансовую грамотность, обучающиеся пытаются составить бизнес-план, договор купли-продажи, рассчитать бюджет семьи илирентабельность фирмы, планировать свои расходы, разобраться с квитанциями или инструкциями. Таким образом происходит социальная практика работы с текстом. Дети учатся использовать печатное слово в быту.
Применение ТРКМЧП привело меня к следующим выводам:
1. Начинать внедрение новых педагогических технологий лучше с 5класса, так как обучающиесясреднего звена легче откликаются на всё новое и необычное, а старшеклассники неохотно воспринимают инновации.
2. Если приёмы ТРКМЧП использовать регулярно, то можно существенно повысить уровень читательской и функциональной грамотности обучающихся.
3. Обучающиеся, проявившие настойчивость и трудолюбие в работе с текстами разного объёма и сложности, достигли высоких результатов.
В 2016 г. мой ученик 11 класса стал призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву,
в 2017 г. – призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и праву,
в январе 2018 г. – ученица 11класса стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории,
в ноябре 2018 г. сразу 2 ученика 8 классов стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию.
В 2018 году лучший результат по итогам ЕГЭ у Исмаиловой Незрин – 100 б. по истории и 99 б. по обществознанию.
Это личные победы. Есть у нас и командные достижения. Команда школьников «Белые медведи», ежегодно участвует в окружных интерактивных играх, направленных на формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих в автономном округе, с участием молодёжи автономного округа «Россия – наш общий дом!». Эта команда, руководителем которой я являюсь, в течение 2 лет была призёром on-line игр по ЯНАО.
Таким образом, использование современных технологий разнообразит уроки, пробуждает интерес учащихся к учёбе и приводит к положительным результатам. Следовательно, поиск новых приёмов и методов надо продолжать, не останавливаясь на достигнутом. Если эту технологию использовать регулярно, то можно добиться повышения функциональной грамотности учащихся. Данный опыт работы может использоваться в любом образовательном учреждении. Он доступен по форме и средствам воплощения.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
1.2 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.3 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
1.4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Научная и учебно-методическая литература.
2.1 Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
2.2 Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. - 192 с.
2.3 Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.
2.4 Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.
2.5 Низовская, И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. - Бишкек: ОФЦИР, 2003. - 148 с.
2.6 Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.126 с.