Симонова Е. В.,
главный библиограф ЦГБ,
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Централизованная библиотечная система,
г. Новый Уренгой
Православие и культура
Историческая деятельность Обдорской православной миссии
В ХVI-ХVII вв. в процессе утверждения России на крайнем севере Западной Сибири через включение сильного Обдорского княжества в административную систему государства, сфера традиционных религиозных верований и культурных связей, сложившийся у народов Обдорского Севера в дорусский период, оставалась неприкосновенной. В соответствии с Российским законодательством, борьба с язычеством и насильственное распространение христианства на территории Сибири в ХVII в. считалось противозаконным. Крещение видных лиц Обдорского края, желающих перейти из язычества в христианство, производилось только в Москве.
Первые мероприятия по распространению православного христианского культа в Обдорске являлись частью военно-политических акций новых властей и ограничивались крещением представителей родоплеменной элиты и созданием отдельных христианских центров.
В 1600 году в Москве в царствование Федора Иоановича в целях упрочения своей административной власти на Обдоре принял крещение первый из местных князей, нареченный Василием. В 1602г в Обдорском остроге была основана церковь во имя св. Василия святителя Кесарии Каппадокийского, предписанная к устроению Тобольскому епархиальному гражданскому начальству.
Борьба с традиционным языческим культом на Обдоре проходила в рамках христианизации Березовского края, которая осуществлялась учрежденной в Западной Сибири по указу Петра I православной миссией под духовным руководством митрополита Филофея Лещинского. После этого началось насильственная христианизация Обского Севера. К середине ХVIII века основная часть остяцкого и вогульского населения Березовского края была крещена.
В XIX в. происходят коренные изменения в миссионерской деятельности. 24 декабря 1828 г. Св. Синодом был издан указ «Об учреждении в Тобольской и Казанской епархиях миссионеров для обращения в православие иноверцев», который стал отправной точкой для последующей миссионерской деятельности на севере Западной Сибири . Но первая же попытка открытия Обдорской миссии (1832 г.) закончилась неудачей, вызвав неудовольствие гражданских властей и волнения среди аборигенов – миссия закрылась в 1836 г. За этот небольшой временной период было окрещено не более двадцати человек . Повторно Обдорская миссия открылась в 1854 г. при Петропавловской церкви. Миссионерством должен был заниматься специальный штат, не занятый в приходской службе, состоящий из священника-миссионера, диакона и двух причетников. Для поездки по стойбищам была построена походная церковь во имя св. апостолов Петра Верховного и Андрея Первозванного . Такая церковь с иконой Николая Чудотворца было доставлена в Обдорск из Тобольска и миссионерам предписывалось остяков и самоедов располагать к крещению кроткими увещеваниями, а каждому новокрещенцу выдавать крест и рубашку. В 1867 году в Обдорске была учреждена вторая походная церковь. Сам город становится центром миссионерской деятельности. С1872 по 1897 гг. Обдорской миссией было обращено в православие 2734 человека. На лодках, на нартах миссионеры совершали продолжительные поездки по местам кочевий хантов и ненцев, раскладывали походные церкви, несли в языческую массу «слово проповеди».
На рубеже ХIХ – ХХ вв. деятельность православной миссии в Обдорске активизировалась и расширилась. В 1898 г. настоятелем духовной миссии стал иеромонах Иринарх (И.С. Шемановский). Он тринадцать лет оставался на посту настоятеля Обдорской православной миссии. Его имя и до настоящего времени связывают с периодом наибольшего расцвета миссионерского дела на Северо-Западе Сибири. Он родился 28 января 1873 г. в семье потомственных дворян в г. Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии (территория современной Польши). Образование он получил в Императорском Гатчинском Николаевском Сиротском институте. В 1898 г. иеромонах Иринарх был назначен исполняющим должность настоятеля Обдорской миссии.
Православная церковь и лично Иринарх большое внимание уделяли строительству храмов на Обском Севере. С этой целью в Обдорске был создан комитет по храмовому строительству, состоявший из членов миссии и 16 представителей местного общества. В 1903 г. началось строительство молитвенного дома в селении Пуйко, где работы вел рыбопромышленник А. И. Туполев. Он закупил в Тобольске готовый сруб, доставил его на барже, и рабочие собрали его на месте. Им же был приобретен и установлен иконостас
для молитвенного дома. В тот же период в 300 верстах на северо-восток от Обдорска на берегу Обской губы в местности Хэ был открыт молитвенный дом в честь святителя Николая Мирликийского, в котором постоянно проживал один из членов Обдорской миссии, размещалась школа.
В самом Обдорске при миссии имелись храм во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», две походные церкви, молитвенные дома в Шурышкарах и Пуйко и часовни в Надыме и Нангах. Часовня в Надыме, построенная на средства иеромонаха Иринарха, была освящена в честь
св. покровителей Обдорского края святителя Николая Мирликийского и Гурия Казанского чудотворца. За плодотворную миссионерскую деятельность отец Иринарх был возведен в сан игумена. В 1906 г. по его инициативе и при его участии при миссии был создан музей, который посещали как местные жители, так и приезжие, оставившие свои отзывы в музейном журнале. Среди наиболее видных посетителей можно отметить: членов экспедиции И. Н. Шухова, направленной Императорской академией наук для исследования рек Назыма и Таза, участников экспедиции Казанского университета, известного путешественника К. Д. Носилова, прибывших из Гамбурга через Ледовитый океан норвежских моряков, строителей телеграфной линии Березов-Обдорск и других. Все они весьма благожелательно отзывались о той работе, что была проделана работниками музея и его создателем.
За 1903-1905 гг. игумен Иринарх опубликовал в «Православном благовестнике» свои путевые заметки под общим названием «Из дневника Обдорского миссионера». В 1898 – 1910 гг., пополняя фонд миссионерской библиотеки, собрал «Северный отдел» и подготовил к публикации его каталог». Изданный небольшим тиражом каталог не попал в центральные библиотеки (лишь два его экземпляра сохранились в Салехарде в научной библиотеке Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского). В 1907-1911 гг. там же были напечатаны его очерки «В дебрях крайнего северо-запада Сибири», а в 1911-1916 гг. - большой исторический труд «Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии, 1032-1910 гг.». Многие из учеников игумена Иринарха впоследствии стали видными творческими работниками и общественными деятелями. Среди них можно назвать Ивана Федоровича Ного, ненецкого драматурга, автора пьес «Ваули», «Шаман», и заслуженного учителя, автора первых учебников на языке ханты Петра Ефимовича Хатанзеева. В 1910 г. игумен Иринарх был переведен в Тверь. Уже при советской власти его именем назван Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в городе Салехарде.
Для укоренения православия на Обском Севере Обдорская миссия проводила культурно-просветительскую работу среди коренных народов края. Еще с 1840 гг. в Обдорске действовала миссионерская школа, но привлекать туда учащихся «из инородцев» удавалось редко. Большое внимание делу образования Обдорская миссия начала уделять в конце 1890-х гг. В 1898 году в Обдорске было открыто миссионерское «инородческое» училище с пансионом для учащихся, в основном русских и зырян и приют для ненецких и ханты-мансийских сирот-малолеток. Началось книгоиздание на языках этих народов – вышли «Священная история», «Предначинательные молитвы» и др. книги. С 1904 года просветительскую деятельность в Обдорске вело миссионерское братство во имя святого Гурия. Братство было открыто 8 сентября 1904 года при Обдорской духовной миссии. Действовало оно в нескольких направлениях: здравоохранение, просвещение, образование, благотворительность, научные исследования по культуре коренного населения. Почетное место отводилось благотворительности. Братство выдавало аборигенам-беднякам ежемесячные и единовременные пособия, производило отпуск денег на перевязочные средства в местную инородческую больницу, оказывало помощь в устройстве похорон аборигенов», материально поддерживало инородческий приют и пансион, богадельню для престарелых аборигенов в Обдорске.
Миссия просуществовала вплоть до установления на севере края советской власти, претерпев при этом ряд изменений. Обдорская миссия занималась опекой малолетних сирот «инородцев» Обдорского края, был организован специальный стипендиальный фонд для обучения детей в различных учебных заведениях. При миссии действовала переводческая комиссия. Открыта лавка по продаже книг и икон (1905г). В том же 1905 году начала работать церковно-миссионерская библиотека, которая ранее находилась в ведении Обдорской миссии. Братство осуществляло деятельность по профилактике оспы, здесь обдорским «инородцам» делали прививки. При миссионерском училище братства была открыта учебная переплетная мастерская – во главе ее стала монахиня Агафья – из числа прибывших в Обдорскую миссию монахинь Вировского монастыря.
На втором году деятельности члены Братства начали заниматься сбором этнографических сведений об обдорских аборигенах. В результате чего в 1907 году был открыт музей – «хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера». Кроме прямой своей деятельности Братство, движимое желанием принести посильную помощь в годы Первой мировой войны, организовало в Обдорске сбор пожертвований для шитья белья.
С приходом к власти большевиков-атеистов, религиозная ситуация в Северно-Западной Сибири кардинально изменилась. В 1918 году выходит декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Все церковные и религиозные общества получили статус частных обществ и союзов, имеющих право заниматься только удовлетворением религиозных потребностей верующих. Имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания и предметы культа, предназначенные для богослужебных целей, стали отдаваться по особым постановлениям местных или центральных властей в бесплатное пользование религиозных обществ.
Главный удар советской власти на православную церковь в Обдорске обрушился в мае 1922 г., когда на основании декрета СНК РСФСР было произведено изъятие церковных ценностей «на нужды голодающих». Начались репрессии против церковнослужителей, оказывающих сопротивление властям. Созданная в Обдорске Петропавловская религиозная община по договору с Советами в марте 1923 г. получила право на бесплатное пользование зданием церкви в обмен на обязательство беречь народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению. В 1930 году было принято решение закрытии Петропавловского храма, он стал использоваться как жилье для спецпереселенцев, потом под разные другие нужды, в том числе под овощехранилище и спортзал. Внешний вид здания за эти годы претерпел большие изменения. Храму нанесены были значительные разрушения. Предметы внутреннего убранства храма не сохранились, кроме небольшой коллекции икон, церковной утвари и церковных книг, которые хранятся в Музейно-выставочном комплексе им. И. С. Шемановского.
Список использованной литературы:
1. Зырянов, В. И. О далекой старине и сибирской стороне: Очерки-эссе/ В.И. Зырянов. – Екатеринбург, ООО «Изд-во Баско», 2007. – 448 с.: ил.
2. Мухина, Е.В. Салехард в панораме Российской истории. Очерки истории Салехарда. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 220с.
3. Северный отдел Библиотеки Обдорского миссионерского братства [Электронный ресурс]:Реконструкция. – А-Д. – Екатеринбург: Баско; Салехард: Северное изд-во, 2012. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) + 1 буклет. – (Губернаторская электронная библиотека).
4. Шемановский, И.С. Избранные труды [Текст] / И.С. Шемановский; составитель Л.Ф Липатова. – М.: Советский спорт,2005. – 304 с.: ил.
5. Ямал [Текст]Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3-х т. Т.1. А-Й / председатель научно-ред. совета Ю.В. Неелов. – Салехард; Тюмень: Изд-во ТГУ,2004. – 368 с. – порт., фото, - (в пер.)