Казанцев Петр Петрович,
редактор – консультант ОГТРК Ямал-Регион»
История Обдорской миссии
Обдорская духовная миссия в 1893-1897 гг.
Письма Тобольского губернатора Н.М.Богдановича
к епископуТобольск
как свидетельство соработничества духовной и светской властей.
Минувшие десять с лишним веков дали России изобилие святых, праведников, священномученико
Продолжателями цивилизационной миссии св. князя Владимира – спустя столетия – стали сибирские архипастыри, много потрудившиеся на ниве крещения инородческого населения, просвещения самоедов и остяков светом Евангельского послания.
Основоположником плодотворной миссионерской работы на Севере Сибири можно считать свт. Филофея(Лещинского), митрополитаСибирского и Тобольского (1650–1727): уже при первом его путешествии из Тобольска на Крайний Север в 1712 г. река Сосьва сделалась купелью для многих остяков, а также и для обдорского князька Тайши Гындина (в крещении Алексия).
А в конце XIX в. достойным продолжателем миссионерской деятельности – уже на новом уровне – стал Агафангел (Преображенский)
Оставив Иркутскую кафедру в связи с новым назначением, он 20 сентября 1893 г. в 9 час. утра прибыл в Тобольск на пароходе «Галкин-Врасский
С этого дня епископу Агафангелу пришлось много внимания уделять делам миссионерства; они осложнялись тем, что в то время Обдорская духовная миссия находилась не в самом лучшем состоянии.
Об этом свидетельствует, например, рапорт протоиерея М. Путинцева1епископу Агафангелу от 30 января 1894 г. о состоянии Обдорской миссии.
Он побывал в Обдорске «по случаю ежегодной там в это время ярмарки» и утвердился в справедливости мнения Тобольского епархиальногое начальства, которое «давно уже признало крайнюю несоответственно
Действительно, ещё в 1891 году делались заявления о бесполезности и бесплодности Обдорской миссии (как, впрочем, и Сургутской) «при тогдашнем их составе и устройстве»[3].
Духовные власти – по мере своих возможностей – ревностно относились к делам миссии. Например, ещёв ноябре 1890 г. по благословению Иустина (Полянского), епископа Тобольского и Сибирского, для содействия, в том числе, и миссионерской деятельности было учреждено Церковно-Правосл
Однако для того, чтобы бы вести миссионерскую работу более активно и целенаправленно, требовалась поддержка гражданских властей.
И такую поддержку епископ Агафангел нашёл в самом скором времени по прибытии в Тобольск. Уже в декабре 1893 г. он получил письмо от тобольского губернатора Н.М. Богдановича [5].
Дело в том, что накануне Н.М.Богданович совершал поездку по северной части губернии и познакомился с действительным положением Обдорской миссии (а также многих храмов и Кондинского монастыря). Увиденное настолько затронуло губернатора, что он решил предложить своюподдержку епархиальным властям.
Губернатор пишет еп. Агафангелу: «положение Обдорской миссии, по моему мнению, вызывает необходимость неотложных мер к выведению из настоящего ее печального состояния, каковые меры, если Вы разделите мой взгляд, по сему предмету могли бы быть приняты при содействии гражданской власти».
При Обдорской миссии,сообщает губернатор владыке, имеется школа для остяцких и самоедских детей, но от неё нет проку, «ибо коснеющие в полуязыческом невежестве инородцы не вызывают ни малейшего желания отдавать детей своих в школу, пока в школе этой будут учителями и наставниками люди, не владеющие их языком».
Н.М. Богданович напомнил владыке о «цветущем состоянии» другой подобной школы для остяков (при Кондинском монастыре) и предложил направить в Обдорск сестёр из этого монастыря, чтобы они «с честью выполнили бы свою задачу первоначального просвещения инородцев в их юртах и кочевьях, соединяя его с врачеванием больных, обучением детей, помощью неимущим».
А в конце письма тобольский губернатор. обращаясь к владыке, делает очень важное, на наш взгляд, замечание: «…могу уверитьВас, что со стороны гражданской администрации губернии было бы оказано этой деятельности общинысамое энергическое содействие».
И действительно: Н.М. Богданович не просто предлагает пути решения назревшей проблемы, – губернатор готов оказать этому делу и практическую поддержку.
И дело пошло.
Вскоре помощник председателя по миссионерскому отделению братства св. вмч. Димитрия Солунского протоиерей М. Лебедев обратился к
настоятельнице Иоанно-Введенско
И недели не прошло, как игуменья Миропия в ответном письме [7] сообщила протоиерею, что«образование 2-3 групп из сестер обители с целью проповеди святого Евангелия среди язычников, обитающих около Обдорска, монастырь признает удобоисполнимым»
Такому быстрому и успешному решению дела способствовало постоянное внимание Тобольского губернатора. Он не забывал об Обдорской миссии даже когда приезжалпо делам в Санкт-Петербург. Зимой 1894 г. Н.М. Богданович, находясь в столице, был представлен императору Александру III, а также некоторым приближенным чиновникам. В их числе был и обер-прокурор Святейшего синода К.П.Победоносцев
В письме, отправленном из Санкт-Петербурга в феврале 1894 г., Николай Модестович писал епископу Агафангелу: «…я имел случай беседовать с Константином Петровичем [Победоносцевым] об Обдорской миссии и сообщить ему о сочувственном отношении Вашего преосвященства к предложениям моим, касающимся этой миссии»[8].
Далее Тобольский губернатор просил сибирского архипастыря подготовить для обер-прокурора предложения об устройстве Обдорской миссии с участием в ней сестёр Кондинского монастыря. И добавлял: «…оставаясь в Петербурге до первых чисел марта, а может быть, и до половины сего месяца, я бы имел возможность лично походатайствоват
Эта готовность «лично походатайствоват
государственной важности (например, устройством переселенцев в Сибирь и преодолением последствий неурожая предыдущих лет) [9].
Н.М. Богданович (так же, как и К.П. Победоносцев) прилагал все усилия, чтобы привести народ к нравственной, духовной жизни во Христе.
Оба замечательных патриота, государственника трагически погибли от рук эсеровских террористов-рево
А духовные наследники эсеров – захватившие власть большевики – отправили по этапу в Нерчинскую ссылку епископа Агафангела (Преображенского
И потому очень созвучны времени слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «… князь Владимир, определив цивилизационное развитие своего народа, включив через Таинство Крещения свой народ в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников. И сегодня мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольног
Библиографически
[1] Слово свт. Николая Сербского (Велимировича) на праздновании дня памяти святого равноапостольног
[2] ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.156. Оп.26. Д. 864. Л. 189-198 об.
[3] «Тобольские епархиальные ведомости», 1891, № 21-22.
[4] Устав Тобольского Братства Св. великомученика Димитрия Солунского.//Тоб
[5]ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 864. Л. 199-200.
[6] ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 864. Л. 204-204 об.
[7] ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 864. Л. 205-205 об.
[8] ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 864. Л. 203-203 об.
[9] cм. Пархимович С.Г. Сибирские и Тобольские губернаторы: Исторические портреты. Тюмень, 2000. С. 385-386.
[10]Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Первосвятительс